Конспект урока русского языка "Русский язык - это интересно!" 6 класс
(85.1 Kb)
| 02.10.2014, 00:21 |
Вышкина Наталья Илларионовна |
Учитель русского языка и литературы, ГБОУ лицей 95 г. Санкт-Петербург |
Год культуры
Русский язык – это интересно!
(Урок русского языка в 6 классе)
Вышкина Наталья Илларионовна, учитель высшей квалификационной категории, ГБОУ лицей № 95 Калининского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Русский язык – это интересно!»
Цель урока: пробудить интерес школьников к изучению русского языка, воспитание любви и уважения к родному языку, совершенствование речевых умений и навыков учащихся.
Задачи урока:
-образовательные: активизировать познавательную активность; научить выразительному чтению и анализу фактов; совершенствовать речевые умения и навыки учащихся;
- воспитательные: формирование лингвистической культуры; эстетическое воспитание; способствовать воспитанию критического мышления; создавать объективную основу для воспитания любви и уважения к родному языку; совершенствовать навыки общения;
- развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, формировать умения работы с научной литературой.
Оборудование: словари, видеофрагменты х/ф и м/ф, раздаточные материалы.
• Урок может быть проведен в рамках предметной недели русского языка и литературы, а также как один из уроков по культуре речи.
Структура урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Знакомство со словарями.
3. Инсценирование стихотворения А. Барто "Сильное кино".
4. Беседа: выявление различий в разговорной речи и языка художественной литературы.
5. Просмотр эпизода из х/ф "Дружок" по рассказу Н.Носова.
6. Знакомство с историей знаков препинания. Просмотр отрывка из х/ф "Иван Васильевич меняет профессию".
7. Игра "Угадай знак препинания"
8. Просмотр отрывка из м/ф "В стране невыученных уроков".
9. Работа в группах, задания:
- редактирование текста;
- отгадай ребус.
10. Подведение итогов.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, вы, наверняка, помните, что 2014 год объявлен Президентом России Годом культуры. А язык – это важная, неотъемлемая часть культурного наследия. В прошлом году вы активно включились в работу по освоению богатств русского языка: делали доклады и сообщения по этимологии, фразеологии, знакомились с происхождением и значением русских имен. В этом году мы продолжим знакомство с тайнами языка и расширим границы наших поисков.
2. Словари – наши друзья и помощники.
- Кто является нашим помощником в изучении русского языка?
(Учебники, книги, словари…)
- А какие бывают словари? (словари стоят «лицом» к доске)
*Дети называют словари, а учитель переворачивает названные словари, говорит о неназванных, знакомит учеников с новыми для них словарями: толковый словарь С.Ожегова, толковый словарь иностранных слов, словарь антонимов, словарь синонимов, словарь паронимов, орфографический словарь, фразеологический словарь, словарь «Слитно или раздельно», «Словарь трудностей русского языка», орфоэпический словарь,
этимологический словарь, «Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке», словарь литературоведческих терминов, «Поэтический словарь», мифологический словарь, «Словарь крылатых выражений А.С.Пушкина» и другие.
Желательно, чтобы учитель показал как можно больше словарей.
- Толковых словарей много, но есть один, который выделяется среди них. Его автор – современник А.С.Пушкина. Это Владимир Иванович Даль (показать словарь).
- Кто знает, каково полное название словаря В.Даля?
(«Словарь живого великорусского языка»)
- Почувствуйте, сколько гордости за родной язык вложено в слово «великорусского». Обратим также внимание на эпитет «живого». Как вы думаете, что стоит за этим словом? Подберите синонимы. (Неумирающий, развивающийся, животворящий – «творящий жизнь»)
- Очень хорошо сказал о русском языке М.Ю.Лермонтов:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
- Чудо, а не строчки!
*Можно предложить ученикам прочитать стихи других поэтов о русском языке (зависит от уровня подготовленности класса).
3. Разговорная речь и язык художественной литературы.
- А вот теперь на контрасте прослушайте стихотворение-шутку Агнии Барто о вашем ровеснике, который рассказывал младшей сестре о просмотренном фильме.
*Читают 2 ученика (возможна инсценировка стихотворения)
Сильное кино
Заранее, заранее - Они ползут,
Все было решено: А он им – раз!
У школьников собрание, А тут как раз
Потом у них кино. Она ползла,
Домой придет А он как даст ему
Мой старший брат. Со зла!
Он мне расскажет Она им – раз!
Все подряд, Они ей – раз!
Он объяснит мне, Но тут как раз
Что к чему. Ее он спас,
А я большая! А был он с нею заодно.
Я пойму. Ух, сильное кино!
И вот он начал Нет, видно, я еще мала,
Свой рассказ: Я ничего не поняла.
- Что можно сказать о таком горе-рассказчике? Какие слова-сорняки мешают нормальной речи незадачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы поняли?
- А что может служить образцами правильной, красивой, поистине живой и животворя- щей русской речи, русского языка?
(Книги (проза, поэзия)…литература)
- Да, великая русская литература! Культурный, начитанный, человек обладает не только знанием литературы, но и владеет русским языком лучше тех, кто читает лишь изредка. Так что читайте больше, учите стихи, наслаждайтесь прекрасными образцами русского языка, осваивайте культурное наследие нашего народа. Лишь бы не получилось так, как с героями рассказа Николая Носова «Дружок». Вспомним эпизод, когда Мишка с Колей решили везти Дружка в чемодане на теплоходе.
*Просмотр эпизода из х/ф «Дружок» (5 минут).
- Скажите, почему такое хорошее знание стихотворений русских поэтов не только не доставило удовольствия окружающим, но и рассмешило, раздосадовало и даже разозлило окружающих («дядечку Федечку»), хотя он должен был бы радоваться, что есть такие любители поэзии, ведь он учитель русского языка и литературы?
(Потому что стихи мальчики читали не ради наслаждения, а чтобы отвлечь внимание пассажиров от скулящего Дружка. Цель хоть и благовидная, но будничная, несовместимая с искусством; потому и не помогло это мальчикам, т.к. чемодан с собакой унес дядя Федя)
4. «Эти удивительные знаки «спотыкания».
- Ребята, а что самое «скучное» в русском языке?
(Знаки препинания, пунктуация).
- Но вот так ли это? Ведь у каждого из знаков своя история! Давайте посмотрим эпизод из очень известной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятой по пьесе замечательного писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Это фантастическая история о том, как с помощью машины времени два человека из XX века попали в середину XVI века, в Москву времен Ивана Грозного, а Иван Грозный – в Москву XX века.
*Просмотр эпизода из х/ф от слов Жоржа Милославского: «Диктуй указ!» до крика стрельцов: «Царь здесь!» (примерно 5 минут).
- Если бы стрельцы не были так обескуражены видом новоявленного царя и внимательно слушали якобы диктуемое послание, то они поняли бы, что это люди другой эпохи. Не знаете почему?
(В то время не было еще точки с запятой).
*Познакомить учащихся с историей знаков препинания. (Сообщение может сделать ученик, заранее получивший поисковое задание)
История знаков препинания
Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века тест писался даже без промежутков между словами.
Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем – запятая (в середине XVI века). После них появилась в конце XVI века точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак).
К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. Правда, называл он его «черта», а языковед А.Барсов, ученик М.В.Ломоносова, - «молчанкой». Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась «полуточием», вопросительный знак – «удивительным» знаком, кавычки – «пресекательным» или «отменительным» знаком, знак переноса – «единительным» знаком (или «единитным»), скобки – «вместительным» знаком (который «слово или целый разум в речь вмещает»).
Игра «Угадай знак препинания»
Класс делится на 3 группы (можно разделить по 3 колонкам). Каждой группе поочередно учитель читает по 3 стихотворения без названия. Ученики должны отгадать; если одна группа не справляется с заданием, то может заработать лишний балл другая.
- Догадайтесь, о каких знаках препинания идет речь в веселых стихотворениях А.Шибаева.
1. Восклицательный знак 2. Вопросительный знак
Бурным чувствам Вечно думая
Нет конца: Над смыслом,
Пылкий нрав Изогнулся
У молодца! Коромыслом.
3. Многоточие 4. Двоеточие
Стоят три кумушки Чудище
Рядком. Глазастое
Ведут беседу, Ходит,
Но – тайком, Знаниями
Какими-то Хвастая :
Далекими Так и хочется ему
Туманными Разъяснить нам,
Намеками. Что к чему.
5. Тире 6. Кавычки
Ляжет палочкой Всегда подслушать
На строчку: Норовят
- Проходите То, что другие
По мосточку. Говорят…
7. Запятая 8. Скобки
Выйдет на дорожку – Словам раскрывают объятья:
Всем подставит ножку! - Ждем в гости вас,
Милые братья!
9. Точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
*Подводятся предварительные итоги игры.
- Ребята, а зачем нужны эти знаки препинания, которые для многих стали знаками «спотыкания»?
- Помочь найти правильный ответ на этот вопрос нам поможет история, случившаяся с Витей Перестукиным, героем книги Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
*Просмотр отрывка из м/ф «В стране невыученных уроков»: решение Перестукиным лингвистической задачи «Казнить нельзя помиловать» до момента, когда его Величество Глагол Повелительного Наклонения отправляет Витю домой.
Заслушиваются ответы представителя от каждой группы.
Вывод: знаки препинания нужны, чтобы наша речь, прежде всего письменная, была понятна другим. В этом состоит лингвистическая культура человека.
-Кстати, задача, которую решал В.Перестукин, восходит к историческому факту. Вот послушайте:
Английский король Эдуард II (на рубеже XIII и XIV столетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него был организован заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание, сформулированное без запятых: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Все зависело от того, как прочитать текст:
1.Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (т.е. следует бояться).
2.Эдуарда убить, не смейте бояться полезно (т.к. это полезно).
Тюремщики поняли уловку королевы и прочли так, как ей хотелось.
5. «Заработаем пропуск в Страну знаний!»
-Ну, с Витей Перестукиным пока все в порядке, а вот для вас есть две задачки, решив которые, вы заработаете пропуск в Страну знаний.
А. Найти лишнее слово.
(Учитель может зачитывать предложения поочередно каждой группе – ученики на слух определяют ошибку; можно раздать каждой группе напечатанные предложения)
- Найдите лишнее слово. Как будет звучать предложение без этого слова? Сравните оба варианта. (Лишний балл за объяснение).
1. Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2. Караван двигался по песчаным барханам к оазису. 3. Мы вновь возобновили с ними переписку. 4. Я не успел закончить до конца эту работу. 5. Моя автобиография уместилась на страничке тетради. 6. В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран. 7. Всадники уже приближались ближе к деревне. 8. На Камчатке много горячих гейзеров. 9. Она сидела, облокотившись локтями о стол. 10.Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра. 11. У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы. 12. На площади собралось тысяч пять человек народа. 13. Он бросил камень, но промахнулся мимо.14. Подруга долго не возвращала мне книгу обратно. 15. Мы заранее предвидели все трудности похода. 16. Новые туфли оказались ей немного великоваты. 17. Это очень прекрасный материал для нашей стенгазеты. 18. Мой дедушка – старый ветеран войны и труда.
*Подведение предварительных итогов.
- А знаете, вы сейчас занимались самой настоящей редакторской деятельностью.
Б. Отгадать ребус – в нем зашифрована русская пословица.
(Учитель раздает каждой группе ребус. Подсказка: подобрать синоним к слову «глаза» - устаревшее слово высокого стиля).
Отгадка: Век живи – век учись.
*Каждая группа получает по 5 баллов за
решение задачи. Окончательный подсчет
баллов.
- Отгадка ребуса была пропуском в
Страну знаний.
6. Итоги урока.
- Ребята, а ведь В.Перестукин совершал ошибки не только по русскому языку, но и по биологии, географии, математике. А почему все-таки самым главным вершителем судьбы мальчика оказался Его Величество Глагол Повелительного Наклонения?
(Да потому, что все науки и Перестукин, и вы постигаете с помощью русского языка. Русский язык для нас не только средство общения, но и средство хранения и усвоения знаний по самым разным наукам.
А еще язык отражает душу народа, его характер, его культуру. Может быть, именно поэтому пословица, отражающая народную мудрость, явилась сегодня для вас пропуском в Страну знаний)
7. Домашнее задание: вспомнить и записать несколько пословиц и поговорок о русском языке. (Возможно задание по группам: создание альманаха или стенгазеты)
|
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natalia-v
|
Просмотров: 5675 | Загрузок: 134
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|