ТЕМА: «Слоги. Слоговой анализ и синтез».
Задачи:
Образовательные
- Закрепить понятие «слог», умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов.
- Выделять гласные буквы соотносить их количество с качеством слогов.
- Обогащать словарный запас по теме транспорт, животные жарких стран.
Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль и желание работать при выполнении заданий.
Развивающие:
- Развивать слоговой анализ и синтез, память, внимание, мелкую
и общую моторику.
Ход урока.
- Орг. момент.
-Первым сядет тот, чье имя состоит из 2-х слогов, 3-х и т.д.
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Сегодня к нам в школу пришло письмо. Прочитаем его.
Туристическое агентство «СЛЕДОПЫТ» предлагает нам совершить увлекательное путешествие по странам и континентам мира. Хотите ли вы отправиться в путешествие? Но для того чтобы отправиться в путь необходимо собрать чемодан. Какие вещи нам понадобятся в пути? Дети предлагают вещи и предметы, которые могут понадобиться в пути.
2. Основная часть.
На экране дети собирают слова из различных предложенных слогов.
- А теперь мы упакуем их в чемодан.
карту мы положим в правый верхний карман чемодана,
паспорт- в левый нижний карман;
билет – в левый верхний,
телефон- в средний,
словарь – в нижний правый карман.
- Проверим еще раз свои вещи, все ли на месте.
- Теперь вещи собраны, мы можем отправляться в путь!
Но на чем мы отправимся? Полетим на самолете.
- Физкультминутка и пальчиковая гимнастика
-
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Улетает самолёт в высоту: «У-у-у-у-у!» (дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад).
- Греция.
Наш самолет совершил посадку в аэропорту Греции. Греция – страна великих математиков. Здесь все связано с цифрами и знаками. Даже древние книги записаны с помощью цифровых кодов вот одна из них.
-Давайте вместе с вами попробуем расшифровать древние письмена. Слова зашифрованные запишите в тетради в два столбика. В первый – слова, состоящие из 2-х слогов, во второй – слова, состоящие из 3-х слогов. (Дети выполняют задание) А теперь давайте проверим, правильно ли мы с вами расшифровали древние письмена.
-А что, означают эти слова? ( Имена)
-Как вы их написали? Почему?
-Ну что же, тайна раскрыта. Пришла пора отправиться дальше в путешествие.
- Физкульт. минутка
До Африки нам, братцы, (Шагают)
Так трудно добираться! (Шаг с высоким подниманием колен)
На машине мы поедем (Имитируем управление рулем)
И на поезде помчимся, (Движение колес поезда)
В самолете полетим, (Руки в стороны, как крылья)
Сверху землю оглядим. (Показываем бинокль)
На корабле по океану (Руки лодочкой)
Плывем с отважным капитаном.
Вот впереди видна земля. (Приставить ладонь ко лбу)
Приплыли в Африку, друзья! (Хлопаем в ладоши).
- Артикуляционная гимнастика.
Мы по Африке гуляли,
Разных мы зверей встречали.
В этом мире каждый важен
Всех зверей сейчас покажем.
Вот зевает бегемот, («домик открывается»)
Широко раскрыв свой рот.
Жираф вытянул вверх шею («язык здоровается с верхней губой»).
Очень он гордится ею.
Хобот вытянул слоненок – («хоботок»)
Он совсем еще ребенок.
А в траве сидит лягушка: («лягушка»)
Промочила в луже брюшко.
Дразнит с ветки обезьянка – («обезьянка»)
Вот какая хулиганка.
Завалившись на бочок, («покусаем язык»)
Тигр кусает язычок.
А у змейки язычок («змейка»)
Тонкий, узкий, как смычок/
Хорошо мы поиграли
Всех зверей мы показали.
- Мы с вами в Африке, друзья!
Где на реке Лим-по-по, живет множество африканских животных. И они каждый год устраивают «слоговые» бега. Давайте и мы с вами поучаствуют в этих бегах. Выберите себе кличку – название любого африканского животного. И приготовьтесь на старт. Правила бегов такие: «Каждый участник может делать столько шагов, сколько слогов в его имени-кличке.»
Игра «Слоговые бега»
-Кто оказался победителем в этих бегах? Почему? Как вы догадались? (сколько в слове гласных столько и слогов)
- Победитель определился, а нам пора дальше в путь.
7. Мы прилетели в Китай.
В этой стране удивительный и необычный язык. Чтобы научиться общаться с жителями, Китая, нужно выучить некоторые слова. Возьмем словари и попробуем поговорить друг с другом на китайском языке.
Чтение слогов по таблице Н.Г.Свободиной. «Дисграфия»
- Ребята, а о чем мы могли говорить? (детские ответы)
-Скажите, а есть ли в словаре готовые слова, которые спрятались среди слогов? (ответы детей) Чем они отличаются от слогов? ( Слоги только часть слова и они не имеют смысла, а слова имеют – смысл, значение, мы понимаем, о чем говорим).
-Молодцы! А теперь пришло время возвращаться домой, в Россию.
8. У меня на столе лежат загадочные листы, здесь что-то написано. Разгадайте текст загадки, спрятанный в паутине. Соедините слоги в слова. Запишите текст загадки, отгадайте её и мы сможем вернуться домой. (Работа по индивидуальным карточкам)
- Возвращаемся домой .
9. Итог
Ну что ж теперь мы дома и наше путешествие закончено.
- Давайте подведем итоги.
Поднимите карточки со знаками + или - (согласны или нет с утверждением)
- В слове столько слогов, сколько в нем согласных звуков.
- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
- Слог обязательно содержит гласную букву.
- Слог бывает без согласных букв.
- Слог может состоять из одной буквы.
- В слове ДОМ 3 слога.
- В слове ПАРК 1 слог.
Дети слушают предложение, поднимают карточки «+» или «-»
- Молодцы!
10. Домашнее задание.
Но это еще не все!
Жители Африки приготовили для вас домашнее задание, ели вы его выполните правильно, то вы узнаете, какие птицы живут в жарких странах.
До Свидания!
|