Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Классическая начальная школа»
Разработала Губарева Ю.М., Учитель начальных классов МОУ СОШ №125 г.Волгограда
Тема: Считалки. Цель: проведение конкурса на лучшего знатока считалок. Задачи: 1. Закреплять знание считалок, умение применять считалки на практике; упражнять в выразительном чтении. 2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения рассуждать, работать в группе. 3. Воспитывать усидчивость, терпение, культуру общения: умение слушать товарища, высказывать свое мнение. Форма проведения: групповая работа. Тип урока: урок-конкурс. Оборудование: контрольно-оценочные листы для групп, листы с заданиями для групп, плакат с правилами работы в группе, учебник «Литературное чтение» О.В. Джежелей. Подготовка к уроку: детям дается задание найти как можно больше считалок про зайку, прочитать в учебнике считалки, прочитанные ранее. Ход урока. I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Распределение по группам. (Сами учащиеся распределяются и садятся по группам. Всего 6 групп.) II. Вводное слово учителя. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проведем конкурс на лучших знатоков считалок. За каждое правильно выполненное задание будет начислен 1 балл. По итогам победители получат грамоты. Мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе. (Дети вспоминают правила, опираясь на плакат. Правила работы в группе - Смотрю на собеседника. - Я слышу, я вижу. - Я согласен или не согласен. - Говорю свой ответ. - Доказываю свое мнение. - Приходим к согласию. - Что теперь необходимо? (Распределить роли в группе.)
Участники группы 1. Лидер __________________________________________________ 2. Организатор_____________________________________________ 3. Критик _________________________________________________ 4. Секретарь ______________________________________________ 5. Докладчик______________________________________________ 6. Хранитель времени ______________________________________
- Результаты работы группы вы будете отражать в контрольно-оценочных листах. Критерии оценки 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 1.Продуктивность (правильность) 2.Дружелюбность 3. Сплоченность 4. Распределение ролей 5. Эмоциональное отношение (понравилась ли работа, довольны ли?)
III. Основная часть. Конкурсы. - Итак, наш первый конкурс. 1) Кто больше соберет считалок про зайку. - Дома вы готовились, собирали считалки про зайку. В течение 3 минут посовещайтесь командой, запишите на листе начала считалок про зайку. Затем у доски мы проверим, чья команда нашла больше всего считалок. (Представитель каждой команды у доски зачитывает считалки про зайку. За каждую считалку 1 балл.) — Заяц белый, Куда бегал? — В лес дубовый. — Что там делал? — Лыки драл. — Куда клал? — Под колоду. — Кто украл? — Родион. Выйди вон. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет Пиф - паф ой-ой-ой Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Отказался он лечиться, Привезли его домой, Оказался он живой.
Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел,— Сидит, грызет. Ай, кто-то идет! Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел.
Раз, два, три, четыре, пять - Вышел зайчик погулять, Зайчик поле перешёл, Но охотник не пришёл. Вышел заинька гулять, Начал травку он щипать. Раз щипнул, два щипнул. В третий раз не получилось - Встреча с волком приключилась. Заинька от волка убежал, Волк зайчишку не догнал. Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать; Всюду ходит волк, волк, Он зубами – щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Ты, волчище, погоди! Как попрячемся - иди! Раз, два, три, четыре, пять! Вышел Зайчик погулять! Что нам делать, как нам быть? Надо Зайчика словить! Раз, два, три, четыре, пять! Будем снова мы считать.
2) «Вспоминай, продолжай». - Я начну говорить считалку, а вам нужно продолжить. За каждый правильный ответ 1 балл. Катилась торба С высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться? Тара-бара Домой пора Коров доить, Тебе водить.
Аты-баты — шли солдаты Аты-баты — па базар, Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар, Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. Катилось яблоко Мимо сада, Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет.
Гномик золото искал! И колпак свой потерял! Сел, заплакал, - как же быть?! Выходи! Тебе водить! Раз, два, три , четыре, пять, Надо солнышку вставать. Шесть, семь, восемь, девять, десять, Солнце спит, на небе месяц. Разбегайся кто куда, Завтра новая игра. Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто-куда! Эки, беки, кофе, крекер, Эки, беки, бай. Поезд номер двадцать девять, Вы-ле-тай! Вылетают птички, Вылетают птенчики, Вылетает леди В темно-синем чепчике.
За морями, за горами, За железными столбами На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отомкни. Раз, два, три, четыре, пять Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга.
Ехал мужик По дороге, Сломал колесо На пороге. Сколько гвоздей — Говори поскорей! Стакан, лимон, выйди вон Из окошка кувырком! Лимон покатился, Стакан разбился!
Катилась мандаринка, По имени Иринка, В школу не ходила - Двойку получила, А когда пошла гулять - Получила цифру пять, А когда пошла в больницу - Получила единицу, А когда пошла домой - Получила цифру ноль. Дора, Дора, Помидора. Мы в саду поймали вора, Стали думать и гадать, Как бы вора наказать. Мы связали руки-ноги И пустили по дороге. Вор шёл,шёл, шёл И корзиночку нашёл. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты , кружево, ботинки... Что угодно для души.
3) «Определи вид считалки». - На листах у Вас записаны считалки. Определите ее вид: числовка, заумная, заменка, рассказ. Напишите напротив каждой считалки свой ответ. 1 вариант 1) Раз, два, три, четыре, пять – Букой вздумали пугать; Три, четыре, пять и шесть – Вы не верьте, что он есть; Пять, шесть, а дальше семь – Буки, братцы, нет совсем. (числовка) 2) Перевенчики, Дугенчики, Круги-дуги, Вон! (заумная) 3) Цынцы-брынцы балалайка, Цынцы-брынцы заиграй-ка. Цынцы-брынцы не хочу, Цынцы-брынцы спать хочу… (заменка) 4) Я вчера летал в ракете, На далекой был планете, Там обедал в синиве. А под вечер был в Москве. (рассказ) 5) Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили?.. (заменка)
2 вариант 1) Эна, бена, рес, Квинтер, квантер, жес, Эна, бена, раба, Квинтер, квантер, жаба. (заумная) 2) Раз, два – голова, Три, четыре – платье сшили, Пять, шесть – хлеб-соль есть, Семь, восемь – сено косим, Девять, десять – муку весить. (числовка) 3) Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. (рассказ) 4) Стакан, лимон, Выйди вон. Стакан воды, Выйди ты. заменка 5) Раз, два, три, четыре, пять – Тебе в космос улетать! (числовка)
- Проверим задание. (У доски представители команд зачитывают свои ответы. Остальные проверяют. За каждый правильный ответ – 1 балл.)
4) «Сочиним считалку». - Сейчас вам нужно будет в группе сочинить считалку. Вид можете выбрать любой. Помните: в считалке должна быть рифма. (После выполнения задания – проверка у доски. За правильно выполненное задание – 1 балл.) Работы детей: 1 группа: Раз, два, три, четыре, пять! Надо зайчику гулять. Раз, два, три, четыре, пять! Надо зайчику играть. Раз, два, три, четыре, пять! Выходи опять! (Авторы: Самойловская Екатерина, Борисова Людмила, Тарасова Александра, Спирина Ангелина.)
2 группа: Раз, два, три, четыре, пять! Научились мы считать. Научились мы писать. Научились мы читать. Научились мы дружить. Выходи – тебе водить! (Авторы: Топильская Алиса, Деревянко Юлия, Зенкина Дарья)
3 группа: Раз, два, три, четыре, пять – Вышел слоник погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в слоника стреляет. Пиф! Паф! Не попал. Серый слоник убежал. (Авторы: Власов Роман, Пундиков Андрей, Мурченко Дмитрий)
4 группа: Раз, два, три, четыре, пять, Вышли лягушата отдыхать. Кто не успел, Того аист съел. (Авторы: Айрян Гор, Глушков Максим, Грачев Данила)
5 группа: Раз, два – мы идем. Три, четыре – мы поем. Пять, шесть – нужно сесть, Семь, восемь – лень отбросим. (Авторы: Бирюкова Вероника, Велибекова Амина, Надеева Екатерина, Романова Екатерина.)
6 группа не справилась с заданием.
5) «Конкурс чтецов». - А сейчас узнаем, кто же может выразительно рассказать считалку. (Группы тренируются. Затем выходят всей группой к доске. Один считает, другие в роли игроков. За выразительное рассказывание считалки – 1 балл.)
IV. Итог урока. - Итак, наша работа подошла к концу. Предлагаю вам оценить работу вашей группы. На контрольно-оценочном листе закрасьте прямоугольники нужным вам цветом. (После выполнения задания обсуждаются итоги работы групп, кто как и почему так себя оценил.) - А теперь подсчитаем количество баллов. (Награждение победителей грамотами «Знаток считалок».) - На этом наш урок окончен.
|