Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

16.12.2013, 00:11
Сунцова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов, МБОУ Тогучинского района Горновская НОШ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района
Горновская начальная общеобразовательная школа Новосибирской области

Конспект урока
по русскому языку
в 3 классе
УМК «Перспектива»

«Корень слова. Однокоренные слова»

подготовила
учитель начальных классов
Сунцова Татьяна Викторовна

п. Горный
2013

Урок предназначен для УМК "Перспектива".

Цель: Формировать умение находить однокоренные слова по двум признакам.

Задачи:
• уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
• обогатить словарный запас обучающихся, расширить тематику самостоятельного высказывания;
• способствовать развитию умения строить собственные высказывания на основе полученных знаний;
• способствовать развитию умений и навыков грамотного безошибочного письма;
• воспитывать любовь к родному языку и речевому творчеству, умению сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день сегодня действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.

II. Словарная работа.

- На доске записаны буквы. Вставьте гласные так, чтобы получились слова.
В Т Р (ветер)
Д Р В Н (деревня)
М Л Ь Ч К (мальчик)
С Л (село)
- Какие слова увидели?
- Запишите их. Подумайте, что в них общего? (Это существительные, ед.ч.. словарные).
- Сгруппируйте слова так, чтобы одно было лишнее. Назовите признак.
Здесь могут разные варианты ответов. ( Мальчик – одушевленное, кол-во букв больше, чем звуков. Деревня – 3 слога.).

III. Чистописание.

- В слове деревня обратите внимание на буквы согласных звуков. У каких букв есть одинаковые элементы написания? (д, в).
- Запишем разные комбинации сочетания букв.
дрвн нврд врдн и т.п.

IV. Самоопределение к деятельности.

- Из данных словарных слов найдите слова близкие по значению. (Деревня, село).
- Объясните значение этих слов. (Населённый пункт).
- если эти слова близкие по смыслу, значит я предполагаю, что они родственные. Права ли я? (Нет. Разные корни).
- Исходя из этого задания предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
Учитель подводит итог высказываниям учащихся.
- Сегодня мы продолжим работу в подборе однокоренных слов и будем упражняться в выделении корня.

V. Работа над темой.

- Что называется корнем?
- Как вы считаете, являются ли слова деревня и дерево родственными? Обоснуйте ответ.
Учащиеся высказывают предположения.
- Прочитаем о происхождении слова деревня и узнаем, правы ли вы.
Данный текст дети читаю на слайде презентации.
«Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение.
- В чём оказались правы? (Родство этих слов дальнее).
- В чём ошиблись?
- Как найти в слове корень?
- Выберите одно из этих слов, подберите родственные слова и разберите их по составу. Что должны помнить о написании корня в родственных словах?
Деревня Дерево
Деревенский Деревце
Деревушка Деревянный
Деревенька Деревенщина
- Объясните значение слова деревенщина. (О грубом, простоватом человеке, жителе деревни).
- Какую пользу приносят деревья?

VI. Физминутка.

VII. Работа по учебнику.
Упр. 147, стр. 95.
- Прочитайте первое предложение. Что означает словосочетание берёзовая роща?
- Прочитайте второе предложение. Объясните, как появляется роса.
- Какое задание нам предлагают?
- Поработайте в парах и обсудите, какие буквы пропущены. Обоснуйте ответ.
При проверке учащиеся объясняют написание слов.
Игра «Зоркий глаз».
- Кто какие орфограммы ещё увидел?
- Запишите по выбору первое или второе предложения, подчеркните орфограммы.
- Для тех учащихся, кто раньше справится с задание, выполнить третье предложение.
- Посмотрите на все три предложения. Есть ли здесь однокоренные слова? (берёза, берёзовую).
- Какой корень у этих слов?
- Какими бы ещё словами вы бы дополнили?
- А берёза это плодовое дерево?
- Поработаем со слоговой таблицей и узнаем, что же нам говорит народная мудрость.

С – 21 – т - 44 107 – 104 – 29 34 п – 22 – 7 – м, а 120 – 22 – 109 – 6
34 107 – 2 – м.

- У кого что получилось?
- Проверьте, правильно ли записано у вас это предложение?
(Смотри дерево по плодам, а человека по делам).
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- Выберите слово из пословицы по вашему желанию и подберите однокоренные слова.

Итог:
- Что можно сказать о нашей работе на уроке. Подведём итог.
- О каких словах мы говорили?
- Какие слова называются родственными?
- Добились ли мы поставленной цели?
-Для чего нам нужна была вся эта работа?

Рефлексия.

- Что вам понравилось в вашей работе?
- Вызвало ли у вас затруднение выполнение заданий?
- Сделали ли вы какое-то открытие для себя?
- Сохранили ли вы хорошее настроение?
- У меня тоже осталось чудесное настроение от нашей работы. Всем спасибо!


Категория: Русский язык и литература | Добавил: sunchova1809
Просмотров: 5788 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог