Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"
16.12.2013, 00:11
Сунцова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов, МБОУ Тогучинского района Горновская НОШ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района Горновская начальная общеобразовательная школа Новосибирской области
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Перспектива»
«Корень слова. Однокоренные слова»
подготовила учитель начальных классов Сунцова Татьяна Викторовна
п. Горный 2013
Урок предназначен для УМК "Перспектива".
Цель: Формировать умение находить однокоренные слова по двум признакам.
Задачи: • уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; • обогатить словарный запас обучающихся, расширить тематику самостоятельного высказывания; • способствовать развитию умения строить собственные высказывания на основе полученных знаний; • способствовать развитию умений и навыков грамотного безошибочного письма; • воспитывать любовь к родному языку и речевому творчеству, умению сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день сегодня действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.
II. Словарная работа.
- На доске записаны буквы. Вставьте гласные так, чтобы получились слова. В Т Р (ветер) Д Р В Н (деревня) М Л Ь Ч К (мальчик) С Л (село) - Какие слова увидели? - Запишите их. Подумайте, что в них общего? (Это существительные, ед.ч.. словарные). - Сгруппируйте слова так, чтобы одно было лишнее. Назовите признак. Здесь могут разные варианты ответов. ( Мальчик – одушевленное, кол-во букв больше, чем звуков. Деревня – 3 слога.).
III. Чистописание. - В слове деревня обратите внимание на буквы согласных звуков. У каких букв есть одинаковые элементы написания? (д, в). - Запишем разные комбинации сочетания букв. дрвн нврд врдн и т.п.
IV. Самоопределение к деятельности.
- Из данных словарных слов найдите слова близкие по значению. (Деревня, село). - Объясните значение этих слов. (Населённый пункт). - если эти слова близкие по смыслу, значит я предполагаю, что они родственные. Права ли я? (Нет. Разные корни). - Исходя из этого задания предположите, о чём пойдёт речь на уроке? Учитель подводит итог высказываниям учащихся. - Сегодня мы продолжим работу в подборе однокоренных слов и будем упражняться в выделении корня.
V. Работа над темой.
- Что называется корнем? - Как вы считаете, являются ли слова деревня и дерево родственными? Обоснуйте ответ. Учащиеся высказывают предположения. - Прочитаем о происхождении слова деревня и узнаем, правы ли вы. Данный текст дети читаю на слайде презентации. «Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение. - В чём оказались правы? (Родство этих слов дальнее). - В чём ошиблись? - Как найти в слове корень? - Выберите одно из этих слов, подберите родственные слова и разберите их по составу. Что должны помнить о написании корня в родственных словах? Деревня Дерево Деревенский Деревце Деревушка Деревянный Деревенька Деревенщина - Объясните значение слова деревенщина. (О грубом, простоватом человеке, жителе деревни). - Какую пользу приносят деревья?
VI. Физминутка.
VII. Работа по учебнику. Упр. 147, стр. 95. - Прочитайте первое предложение. Что означает словосочетание берёзовая роща? - Прочитайте второе предложение. Объясните, как появляется роса. - Какое задание нам предлагают? - Поработайте в парах и обсудите, какие буквы пропущены. Обоснуйте ответ. При проверке учащиеся объясняют написание слов. Игра «Зоркий глаз». - Кто какие орфограммы ещё увидел? - Запишите по выбору первое или второе предложения, подчеркните орфограммы. - Для тех учащихся, кто раньше справится с задание, выполнить третье предложение. - Посмотрите на все три предложения. Есть ли здесь однокоренные слова? (берёза, берёзовую). - Какой корень у этих слов? - Какими бы ещё словами вы бы дополнили? - А берёза это плодовое дерево? - Поработаем со слоговой таблицей и узнаем, что же нам говорит народная мудрость.
С – 21 – т - 44 107 – 104 – 29 34 п – 22 – 7 – м, а 120 – 22 – 109 – 6 34 107 – 2 – м.
- У кого что получилось? - Проверьте, правильно ли записано у вас это предложение? (Смотри дерево по плодам, а человека по делам). - Как понимаете смысл этой пословицы? - Выберите слово из пословицы по вашему желанию и подберите однокоренные слова.
Итог: - Что можно сказать о нашей работе на уроке. Подведём итог. - О каких словах мы говорили? - Какие слова называются родственными? - Добились ли мы поставленной цели? -Для чего нам нужна была вся эта работа?
Рефлексия.
- Что вам понравилось в вашей работе? - Вызвало ли у вас затруднение выполнение заданий? - Сделали ли вы какое-то открытие для себя? - Сохранили ли вы хорошее настроение? - У меня тоже осталось чудесное настроение от нашей работы. Всем спасибо!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.