Сегодня: 18.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Конспект интегрированного урока по русскому языку и факультатива «Я изучаю Москву» 3 класс

СКАЧАТЬ (24.2 Kb) 06.05.2015, 15:26
Кузина Элеонора Львовна
учитель начальных классов, ГБОУ "Школа №2054", СП №4 (1113)
Звучит музыка «Гимн Москвы». Дети поют «Гимн Москвы.
Учитель:
— Как вы думаете, почему наш урок мы начали с Гимна Москвы? (все значимые события начинаются с гимна)
— И у нас в классе сегодня необычный урок, интегрированный урок русского языка и факультатива «Я изучаю Москву».
— Москва, наша гордость и величие. Каждому человеку хочется хоть раз побывать в Москве. Каждый год в Москву прибывает более миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости, в отпуск. И мы говорим: «Добро пожаловать в Москву!»

У детей на партах карточки:
Всходит солнце в сновидениях.
Руки солнца горячи.
Мы с тобой уже с рождения москвичи.
Мы судьбу свою только начали
Просто девочки, просто мальчики,
Но уже москвичи!
Задание:
— Подберите к существительному «москвичи» существительные мужского и женского рода, единственного числа.
— Как можно назвать эту группу слов?
— Докажите, что эти слова однокоренные.
Вопрос:
— Кого называют москвичами? (ответы детей)
У детей на партах карточки:

Москва — ______________,______________ город.
Москва — ______________,______________ город.
Москва — ______________,______________город.
Москва — ______________,______________город.
Задание:
— Подберите слова, отвечающие на вопрос какой?, с помощью которых мы можем воспеть красоту и величие нашего города.
— Найдите существительное второго склонения (город).
Вопросы:
— Какое буквосочетание в нем спряталось? (-оро-). Подберите сло-во с буквосочетанием –ра— (град).
Учитель:
— Москва – столица России. Москва— стольный град.
Вопрос:
— А почему «стольный»?
— Кто и в каком году основал Москву? ( Юрий Долгорукий, 1147 год)
Учитель:
— Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию на Красную пло-щадь. Включите мысленный экран воображения.
Дети — экскурсоводы:
— Мы входим на Красную площадь, остановитесь и слушайте. Сре-ди шума огромного города эта площадь – место торжественной тишины. Башни замерли, как часовые. Вы стоите в центре Москвы, в центре страны, в том месте, которое называется Красная площадь.
Красная площадь – главная площадь России. Мы стоим с вами на брусчатке Красной площади. А что такое брусчатка?
Чтение учителем стихотворения И. Токмаковой:

Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей
Пожалуй, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.

Письмо по памяти.
Первое четверостишие.
Вопросы:
— Почему Красная площадь называется «Красной»? (в старину «красная» значило — красивая)
Ученик:
— На Красной площади находится храм Василия Блаженного. Вто-рое название храма — Покровский собор (рассказ о соборе).
Задание:
— Запишите слова: брусчатка, площадь.
— Определите склонение данных существительных, пользуясь алгоритмом действий.
— Назовите «ошибкоопасные» места в этих словах.
Учитель:
— Начинается земля, как известно, от Кремля. Кремль-сердце Моск-вы, с ним связана вся история нашей Родины. В создании
Кремлевских стен, башен, соборов принимали участие зодчие Европы и многих городов Руси. Над Кремлем возвышается 20 башен.
— Кто знает название этих башен? (отвечают дети: в Кремле есть башни – Спасская, Троицкая, Боровицкая, Никольская, Кутафья)
Ученик:
— Я хочу рассказать про Боровицкую башню. В западной части Кремля стоит Боровицкая башня. Она очень красивая. Свет всему свету несет Московский Кремль. Москва. Россия. Недаром в минуты радости или тяжких испытаний говорим мы простые и гордые слова А.С. Пушкина: « Твоя Москва, Твой Кремль, Твоя держава».
Задание:
— Разберите по составу два слова из перечисленных названий башен.
— Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.
Вопрос:
— Как вы считаете, какая башня самая главная?
Ответ:
— Самая главная – Спасская башня, на ней находятся куранты.
Вопрос:
— А что такое «куранты»?
Задание:
— Запишите предложение. Куранты – это главные часы … , которые своим боем отсчитывают время.
Задание:
— Вставьте в предложение знакомое вам словарное слово (Рос-сия).
— Почему это слово относится к словарным словам?
Учитель:
— Раньше, когда куранты начинали играть, все на площади снимали шапки.
— С тех времен пришли к нам и пословицы, и поговорки о Москве.
Задание:
— Собери пословицы. На партах карточки с частями пословиц. Работаем парами.
1. Кто в Москве не бывал — красоты не видал.
2. Москва — всем столицам голова.
3. Живем в Москве — в малой тоске.
4. В Москве каждый день праздник.
Задание:
— Прочитайте, что у вас получилось.
Учитель:
— Внимание! Игра: «Падежи».
Согласны ли вы, что одна из пословиц — лишняя? (Москва — всем столицам голова). Почему? (существительное Москва стоит в имени-тельном падеже). А в остальных случаях? (В предложном падеже)
Учитель:
— Ребята, вы сказали, что Москва город древний, старинный, а вы знаете, что у каждого старинного города на Руси был свой герб и флаг? А у Москвы есть свой флаг?
Дети:
— Да, есть.
Учитель:
— Что изображено на флаге?
Ответы детей.
На доске появляется запись:
На флаге изображен Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, в серебряном шлеме, а в руках он держит золотое копье. Им он поражает змея.
Задание:
— Из текста выписать выделенные имена существительные и обозначить склонение и падеж.
Учитель:
Игра «Автобиография имени существительного».
Имя существительное — …, которая отвечает… и обозначает… .
На вопрос кто? Отвечают имена существительные …, а на вопрос что? ….
Имена существительные бывают … .
Имена существительные изменяются по … .
Начальная форма имени существительного — это … .
Изменение существительного по падежам и числам называется … .
В русском языке … падежей.
Чтобы определить падеж , нужно … .
В русском языке … склонения.
Чтобы определить склонение, нужно … .

Итог:
Учитель:
— Наша экскурсия заканчивается. Много интересного мы могли бы еще увидеть, продолжая экскурсию. Но пришло время возвращаться. И я очень хочу сообщить вам интереснейший факт: слово «Москва», как искры, разлетелось по всему свету. Например: есть улица Москвы в Париже, деревушка Москва в Шотландии, 5 городов США имеют название Москва, много улиц, гостиниц, спортивных сооружений носят это гордое имя.
Рефлексия:
— А сейчас вы оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность своей работы.
1. Сегодня я узнал … .
2. Было интересно … .
3. Было трудно … .
4. Я понял, что … .
5. Теперь я могу … .
6. Я научился … .
7. У меня получилось … .
8. Я смог … .
9. Меня удивило … .
10. Мне захотелось … .
Учитель:
— Спасибо за урок !


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ellalvovna
Просмотров: 1434 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог