Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Конспект учебного занятия "Крепость Самара" для учащихся 8 – 9 лет (3 – 4 класс)

СКАЧАТЬ (68.5 Kb) 07.10.2016, 22:48
Майорова Виктория Юрьевна
Методист, Центр внешкольной работы "Парус" г.о Самара
Цель занятия: воспитание любви к малой родине через знания о возникновении города
Форма занятия интегрированная – беседа с элементами заучивания наизусть и рисования.
Задачи:
  • образовательная: познакомить воспитанников с историей строительства крепости Самара, личностью князя Г.О. Засекина, его ролью в возникновении родного города;
  • развивающая: привить элементарные навыки работы с исторической картой города Самары; включить воображение и фантазию воспитанников через собственный рисунок крепости;
  • воспитательная: сформировать в сознании детей живой интерес к истории родного края, чувство уважения к далёким предкам.
Материальное и методическое обеспечение занятия: баннер «Самара 1586 – 2016г.г. – 430 лет»; современная и историческая карты Самары; портрет князя Г.О. Засекина; фотоматериалы: памятник 400-летия Самары (крепость); гравюра А.Олеария; текст стихотворения О.Московского «Г.Засекину», бумага и карандаши для рисования.
Ход занятия:
  1. Организационный момент
Пед. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересное, особое занятие. Мы с вами сегодня (в преддверии празднования 430-летия Самары) отправимся к самым истокам основания нашего города. Но прежде давайте посмотрим, все ли вы на месте?
(Перекличка)
  1. Повторение ранее пройденного материала
Пед.  Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на предыдущем занятии. Кто мне подскажет, как давно на территории современной Самарской области появились первые люди и как они назывались?
 
Дети. 100 000 лет назад. Неандертальцы.
 
Пед. Как же они добывали себе пищу?
 
Дети. Охотились, ловили рыбу, собирали ягоды.
 
Пед. А каких древних животных, обитавших на самарской земле, вы помните?
 
Дети. Шерстистый носорог, мамонт.
 
Пед. Хорошо. А что вы мне можете сказать о возникновении нашего города?
 
Дети. Крепость Самара возникла в 1586г. По указу царя Фёдора  Иоанновича.
 
Пед. Молодцы. Хорошо запомнили пройденный материал. А теперь мы более подробно поговорим о возникновении крепости Самара.
  1. Изучение нового материала
Пед. Итак, ребята, для начала давайте с вами подумаем, что такое крепость?
 
Дети рассуждают.
 
Пед. Действительно,  крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде.
Крепость Самара была сооружена для охраны границ государства российского от набегов кочевников. Также крепость полностью перекрывала водный путь казакам с Яика (так раньше называлась река Урал) по Самаре в Волгу, с её башен хорошо просматривалась засамарская степь и Волга. Построена крепость была на месте впадения в реку Волгу реки Самары (использование карты).
Основателем крепости и первым её воеводой был выходец из ярославских князей Григорий Осипович Засекин (демонстрация портрета).
Именно ему было поручено это ответственное строительство.
Строительство крепости было начато в мае 1586 года. В лесах под Казанью была заготовлена необходимая древесина. Там же ее обработали, собрали крепостные башни, стены и некоторые постройки. После этого все было разобрано, отмечено, сложено в плоты и отправлено вниз по Волге.
Ребята, о строительстве крепости Самара наш самарский поэт Олег Московский написал стихотворение «Григорию Засекину». Сейчас я его вам прочитаю, а вы меня внимательно слушайте.
 
Стихотворение О.Московского «Г.Засекину»:
С холма окинув местность взором,
Он понял, что конец пути.
Промолвил громко: «Для дозора
Нам лучше места не найти.
Здесь будем ставить крепость споро».
И вот за очень краткий срок
Земли заволжской на просторах
Возник Самарский городок…
 
Коллективное разучивание стихотворения
 
Пед. Молодцы, ребята. Какое незнакомое слово встретилось вам в этом стихотворении?
- «Споро». Что это значит? Давайте откроем наш Словарик и запишем: «Споро – быстро, успешно». Т.е. быстро и качественно построить крепость.
О нашей крепости ещё один самарский писатель – Дмитрий Агалаков – написал в своём романе «Князь Григорий Засекин». В произведении герой - князь Засекин - говорил: «Крепость будем ставить на гарнизон в пятьсот сабель. А это значит, что будет сотня избёнок; церковь; детинец, да надёжный; особняк для воеводы; судейская и приказная избы, острог. Рынок, потому как не пройдёт и года, потянуться к нам степняки. Ладить нам придётся, коли живы останемся. Бани опять же.  Если верстой в длину обойдёмся, хорошо. И саженей триста в ширину, если не поболее».
В этом описании для нас с вами тоже есть незнакомые слова. Давайте их разберём и запишем в Словарик:
«Гарнизон - воинская часть, расположенная постоянно или временно в определённом населённом пункте или районе с установленными границам;
детинец - центральная укрепленная часть древнерусского города, обнесенная стенами;
острог – в 16 веке - деревянное укрепление в пограничной полосе древнерусских княжеств
верста́ — русская единица измерения расстояния, равная 500 саженям или 1 066,781 м
1 сажень = 2,1336 метра
1 сажень = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков».
Современные учёные считают, что в крепости Самара было одиннадцать башен в восемь метров высотой и с двухметровым заглублением каждая. Крепость в плане была пятиугольной. Внутри крепости была выстроена церковь.
Но крепость по размерам была небольшая, а если сравнивать с сегодняшним городом, вовсе мизерная. Первоначально её размеры были 210 на 230 метров, а гарнизон состоял из 300 стрельцов.
Давайте  посмотрим по карте, какой была крепость раньше, и каким по размеру стал наш город сейчас.
 
Работа с картами
  1. Физкультминутка
Пед. Хорошо, ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнём.
 
Встанем, дети,
(Встали)
Скажем тихо:
Раз, два, три, четыре, пять. -
(Шагаем)
Приподнялись,
(Поднялись на носочках)
Чуть присели
(Приседаем)
И соседа не задели,
(Садимся)
А теперь придется встать,
(Встали, потянулись.)
Тихо сесть,
(Ровненько сели)
И поморгать
(Поморгали).
  1. Закрепление материала
Пед.  Мы с вами познакомились с тем, какой была крепость, по мнению историков и писателей. Давайте вместе попробуем вспомнить, что она из себя представляла.
 
Дети отвечают.
 
VI.  Применение изученного материала
Пед. Мы все вместе хорошо вспомнили, какой должна была быть наша крепость. Впервые она была изображена путешественником Адамом Олеарием. Вот так выглядел его рисунок (демонстрация изображения). Учёные считают, что это изображением не совсем правильное.
Я предлагаю вам сейчас открыть альбомы, достать карандаши и самим нарисовать, как, по вашему мнению, выглядела крепость Самара.
 
Дети работают.
 
Пед.  Все закончили? Ребята, кто из вас не успел закончить рисунок, можете его завершить дома. Также дома вы можете рассказать родителям по своему рисунку, как выглядела крепость Самара.
  1.  Задание на дом
Пед.  Ребята, как вы думаете, должны наши горожане знать о том, кто такой Г.Засекин, и помнить о нём?
 
Дети отвечают
 
Пед.  Я попрошу вас дома подумать, что памятного в честь основателя города Г.Засекина должно быть сделано в Самаре. На следующем занятии мы с вами обсудим этот вопрос.
А сегодня наше занятие подошло к концу. Я благодарю всех вас за работу. До свидания.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: samariki | Теги: дополнительное образование, младшие классы, История, рисование, начальные классы, краеведение
Просмотров: 1674 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог