Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Конспект урока по музыке в 4 классе по теме "Жанр кантаты"

СКАЧАТЬ (55.0 Kb) 26.10.2017, 10:38
Мальцева Лейла Мустафаевна
учитель начальных классов, МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Тема четверти: Что  стало бы с музыкой, если бы не было литературы

Тема урока:  Жанр кантаты.

Цель: Подвести учащихся к выводу о том, что без литературы не было бы кантаты.

Задачи:

1)  Обучающие:

  • формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия.
  • знакомство с понятием жанра «кантаты»
  • знакомство с кантатой Г.Свиридова «Поэмы памяти Сергея Есенина»
  • Разучивание «Песни о России» В. Локтева.
  • Проверить прочность усвоения знания о романсе.

2) Развивающие:

  • Развитие памяти, внимания, наблюдательности при слушании музыкального произведения.
  • Развитие исполнительских навыков.

3) Воспитывающие:

Формирование чувства любви и интереса к музыке и литературе.

Оборудование: Диск и пластинки с музыкальными произведениями: иллюстрации.

Этапы урока

 

Содержание

Орг. момент

 

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

 

Вступительная беседа.

- Кто напомнит тему четверти? (что стало бы с музыкой, если не было литературы).

- Сегодня мы продолжим изучение этой темы.

 

Слушание романса  М.И. Глинки «Жаворонок»

 

- 2 урока назад вы познакомились с музыкальным произведением. Сейчас я его включу, а вы попытаетесь его отгадать.

звучит Жаворонок Глинки

- Кто автор романса? ( Михаил Иванович Глинка.)

- Кто такой Глинка? (создатель 1ой оперы «Иван Сусанин»)

- Как называется произведение? ( романс «Жаворонок».)

- Какой лад у романса? (минорный).

- Какая по характеру песня? (грустная).

- Почему это романс? Что такое романс? (светская музыка)

- Романс – это песня, в которой тесно сплетается поэтический текст и музыка.

- Какие произведения Михаила Ивановичка Глинки вы уже слушали? ( Попутная песня, ария из оперы Иван Сусанин, увертюра «Арагонская хота»).

- В основе романса, в основе любой песни  что лежит?  (слова, стихи, которые ложатся на музыку).

-  А без стихов, мы бы поняли о чем это произведение? (о птичке, а о какой птичке – не поняли бы).

- Так кто же сделает вывод? Получилось ли это произведение у М.И. Глинки, если была бы только музыка? (музыка без литературы быть не может).

- какой композитор использовал тему песни «Жаворонка» Глинки в своем произведении? (Милли Балакирев).

- Могла бы существовать эта пьеса, если бы не было «Жаворонка» Глинки?

Повторение песни «С чего начинается Родина»

Музыка: В. Баснер Слова: М.Матусовский

- Сейчас я вам зачитаю  четверостишие, а вы подумайте, из какой песни я ее взяла.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

- Как называется песня? (С чего начинается Родина)

- Давайте ее вспомним и пропоем.

Исполнение детьми песни

- Что для вас Родина?

Изучение нового материала. Слушание 2-ой части кантаты Г. Свиридова «Поет зима, аукает».

- Я вас хочу познакомить с великим русским поэтом Сергеем Есениным. Есенин всю свою жизнь писал стихи, в которых воспевал красоту России, очарование природы, простой русской деревни. Это был великий поэт своей Родины.

Его замечательные стихи услышал композитор Георгий Васильевич Свиридов. Родился он в Курской области г. Фатеж. Это наш современник. Умер 12 лет назад.

Свиридов написал музыку на есенинские стихи и назвал их «Поэма памяти Сергея Есенина».  

Она состоит из десяти частей, которые делятся на три крупных раздела. Мы с вами послушаем 2 часть, которая называется «Поет зима, аукает». Это произведение является кантатой.

- Найдите в учебнике, что означает слово «кантата»?

Кантата – это довольно большое произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр. Кантату объединяет общий сюжет.

- Давайте запишем это определение в тетради.

- Ребята, перед вами стихи С.Есенина.  (Читает подготовленный ученик)

Поет зима – аукает…
 

 

- Кто такие пташки? (птички).

- Как вы понимаете слова «стозвоном сосняка»?  (треск сосен во время заморозков).

- О чем  говориться в произведении? (о зиме),

- Какую картину вы представили? (вьюга. снегопад, ветер, мерзнут птички и потом наступает затишье).

- Представьте себя композиторами и пофантазируйте, какую бы музыку вы написали к этому произведению. Какие средства музыкальной  выразительности вы бы использовали.

- Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (лад, тембр, темп, динамика).

- Какой бывает лад музыки? (мажор и минор).

- Что такое динамика? (громкость звучания).

- Что такое тембр? (окраска человеческого голоса или музыкального инструмента).

- Тембр бывает высокий и низкий.

- Что такое динамика? (громкость звучания: тихо, громко, не очень тихо, не очень громко).

-- Что такое темп? (скорость исполнения муз. произведения: быстро, медленно),

- Также подумайте, инструментальное или вокальное произведение у вас было бы. Разделили бы вы свое произведение на части.

- Давайте послушаем это произведение и проверим свои догадки. И после прослушания, ответьте на вопрос: Кто исполняет это произведение? (хор мужской и женский, оркестр).

1 слушание Поет зима, аукает

 

- Как с помощью музыкальной выразительности были изображены стихи? (суровый холод, метель передавали басы, встревоженные голоса, быстрота исполнения, духовые инструменты;     затишье – женские голоса, медленная плавная мелодия,   птичьи голоса передавала флейта).

- Какой лад произведения? (минор)

- А есть ли эпизоде в мажоре? (с надеждой говорится, что пришла красавица весна).

- Сколько частей услышали? (2)

- На какие 2 части можно поделить это муз. произв-е? (1 часть -  энергичную, оживленную, взволнованную, а 2 часть -  тихую).

- Давайте послушаем кантату еще раз и покажите мне, где начинается 2 часть, поднимите руку.

слушают 2 раз

- Могла бы существовать эта кантата как жанр без поэзии? (Кантата не может существовать без поэзии. Не было бы их, не было бы кантаты.).

Разучивание песни

 

- Предлагаю разучить новую песню. Называется она «Песня о России» Музыка В. Локтева на слова О. Высотской. Слова на доске. Вначале послушаем песню.

- Сегодня разучим только 1 куплет и припев. Запишите 1 куплет и припев в тетрадь.

-  Послушайте 1 куплет.

-  Пропоем 1-4 строчки. Повторяю слова.

Посмотри как все красиво,

Посмотри простор какой,

Точно мать склонилась ива,

Над заснувшею рекой.

- Поют 1-4 строчки.

- Еще раз пропоем 1-4 строчки, а с 5 по 8 послушаем.

- Поем про себя 1-4 строчки, а 5-8 вслух.

Ветерок взметнулся разом

Облаков прорвав кольцо

И ромашка желтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

- Пропоем полностью 1 куплет. Послушаем припев.

- Пропоем 1-2 строчки припева.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

- Еще раз пропоем 1-2 строчки, а 3-6 послушаем.

- 1-2 строчки припева поем про себя, а 3-6 вслух.

- Пропоем припев полностью.

- Соединим куплет и припев и пропоем их.

Итог урока

-  Что нового вы узнали на уроке?

- Что мы с вами повторили?

- Какие эмоции у вас возникли на уроке?

- Какой итог по уроку вы сделаете? (Без поэзии не было бы кантаты, песни).

- За что вы можете себя похвалить?

- Спасибо за урок.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Leyla_Malceva | Теги: начальные классы, конспект урока, урок музыки, музыка
Просмотров: 2054 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог