- Я вас хочу познакомить с великим русским поэтом Сергеем Есениным. Есенин всю свою жизнь писал стихи, в которых воспевал красоту России, очарование природы, простой русской деревни. Это был великий поэт своей Родины.
Его замечательные стихи услышал композитор Георгий Васильевич Свиридов. Родился он в Курской области г. Фатеж. Это наш современник. Умер 12 лет назад.
Свиридов написал музыку на есенинские стихи и назвал их «Поэма памяти Сергея Есенина».
Она состоит из десяти частей, которые делятся на три крупных раздела. Мы с вами послушаем 2 часть, которая называется «Поет зима, аукает». Это произведение является кантатой.
- Найдите в учебнике, что означает слово «кантата»?
Кантата – это довольно большое произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр. Кантату объединяет общий сюжет.
- Давайте запишем это определение в тетради.
- Ребята, перед вами стихи С.Есенина. (Читает подготовленный ученик)
Поет зима – аукает…
- Кто такие пташки? (птички).
- Как вы понимаете слова «стозвоном сосняка»? (треск сосен во время заморозков).
- О чем говориться в произведении? (о зиме),
- Какую картину вы представили? (вьюга. снегопад, ветер, мерзнут птички и потом наступает затишье).
- Представьте себя композиторами и пофантазируйте, какую бы музыку вы написали к этому произведению. Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали.
- Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (лад, тембр, темп, динамика).
- Какой бывает лад музыки? (мажор и минор).
- Что такое динамика? (громкость звучания).
- Что такое тембр? (окраска человеческого голоса или музыкального инструмента).
- Тембр бывает высокий и низкий.
- Что такое динамика? (громкость звучания: тихо, громко, не очень тихо, не очень громко).
-- Что такое темп? (скорость исполнения муз. произведения: быстро, медленно),
- Также подумайте, инструментальное или вокальное произведение у вас было бы. Разделили бы вы свое произведение на части.
- Давайте послушаем это произведение и проверим свои догадки. И после прослушания, ответьте на вопрос: Кто исполняет это произведение? (хор мужской и женский, оркестр).
1 слушание Поет зима, аукает
- Как с помощью музыкальной выразительности были изображены стихи? (суровый холод, метель передавали басы, встревоженные голоса, быстрота исполнения, духовые инструменты; затишье – женские голоса, медленная плавная мелодия, птичьи голоса передавала флейта).
- Какой лад произведения? (минор)
- А есть ли эпизоде в мажоре? (с надеждой говорится, что пришла красавица весна).
- Сколько частей услышали? (2)
- На какие 2 части можно поделить это муз. произв-е? (1 часть - энергичную, оживленную, взволнованную, а 2 часть - тихую).
- Давайте послушаем кантату еще раз и покажите мне, где начинается 2 часть, поднимите руку.
слушают 2 раз
- Могла бы существовать эта кантата как жанр без поэзии? (Кантата не может существовать без поэзии. Не было бы их, не было бы кантаты.).
|