Раздел: «Скажи мне, почему… Цель:
Вспомнить основные части рассуждения (изученные во 2-м и 3-м классах).
Познакомить учащихся с видами аргументов и с требованиями к ним.
Планируемые результаты: Познавательные УУД. Учащиеся научатся:
Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД. Учащиеся научатся:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся:
Оформлять свои мысли в устной форме. Развивают умение слушать и понимать других. Личностные УУД. Учащиеся научатся:
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Источники: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. – М.: ООО «Баласс», изд. «Ювента». - 2015.
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: ООО «Баласс», изд. «Ювента». - 2011.
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Формирование УУД
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Беседа по схеме учебника (с. 101).
– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части вы знаете? (Рассуждения-объяcнения и рассуждения-доказательства.)
– Вспомним, как называются в рассуждении-объяснении основные части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)
– Запишем нужные названия в схему «Рассуждение-доказательство». (Естественно, основная часть будет называться иначе.)
– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано на схеме?
– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?
(Когда спрашиваем о чём-то и наш вопрос начинается с «почему».)
– Например?
(Учительница спрашивает, почему ты поставил здесь запятую.
Почему ты сегодня плохо выучил урок?
Почему братья-месяцы помогли сироте?
И ещё мы спрашиваем у авторов, например: почему вы не наказали злую мачеху за то, что она унижала и обижала Золушку?)
– И много-много других «почему». У поэта Владимира Орлова есть даже стихотворение «Почемучки и Потомучки». Какими вы представляете себе фантастические существа? Попробуйте их изобразить.
– А могут Почемучки превратиться в Потомучек?
Класс делится на две команды. Выбирается тема (предмет речи). Жюри оценивает отдельно вопросы с «почему» и ответы с «потому». Выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов за интересные вопросы и отдельно за правильные ответы.
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
Открытие новых знаний.
Задания 149–150.
Смешная сказка о двух глупых барашках позволяет показать, что тезис хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать
требует серьёзных, убедительных обоснований, что цвет барашков (чёрный–белый) не является доказательным аргументом тезиса. И в самом деле, когда набежали тучи, сверкнула молния и ударил гром, барашки потянулись друг к другу и поняли, что им есть о чём потолковать друг с другом. Что же они сказали друг другу: какой аргумент привели:
– Ты чёрный, а я белый, но оба мы барашки!..
– Ты белый, а я чёрный, но мы оба барашки!..
И оба эти аргумента доказывали тезис: «И я хочу с тобой беседовать и дружить».
Дети хорошо понимают глубокий смысл этой смешной истории (дело не в цвете кожи, не в одежде и т.д. – не это определяет отношения между людьми, а желание быть вместе). Учитель обобщает: в рассуждении большое значение имеют аргументы, они должны быть убедительными, серьёзными – иначе тезис останется недоказанным. Задание 151.
Смысл задания – научить различать:
– главную мысль абзаца (суждение);
– аргументы, её подтверждающие.
Задание облегчено тем, что суждения выделены в тексте. Задание 152.
Знакомит детей с тем, что факты бывают различными. Приводятся
два типа фактов – по разным основаниям:
а) научные, экспериментальные – ненаучные, житейские;
б) конкретные – обобщённые (из жизни, из наблюдений). На схеме отчётливо видна структура аргумента с разного рода фактами. Задание 153.
Во всех примерах суждения – первые предложения. В первом примере развивается мысль о том, что учитель «очень любил Москву», во втором – приводится факт, что Москва впервые упоминается в летописи 1147 года.
Суждение третьего предложения подкрепляется ссылками на иностранные источники. Суждение, что московское метро – лучшее в мире, подтверждается его описанием, той пользой, которую оно приносит людям.
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
На основе анализа объектов делать выводы.
Ориентироваться на развороте учебника.
Развитие умений. Применение знаний.
Работа в учебнике. Задание 154.
Выясняется несколько доказательств теоремы Пифагора. Дети выписывают их названия из главы «Стул невесты»: доказательство Евклида, метод сложения, метод разложения, метод вычитания, укладка паркета, стул невесты (другие, увы, в книге не упоминаются). Но и этого достаточно, чтобы убедительно проиллюстрировать мысль: доказательств может быть много и самых различных. Нередко учёные ищут не просто доказательства,
а самые короткие и экономные. Задание 155.
Разговор Оли и Риторика о дружбе мальчиков с девочками. Важно обратить внимание на то, как умело Оля, вначале соглашаясь с Риториком, затем возражает ему. При этом она согласна с тем, что в жизни бывает иначе, дружить мальчику с девочкой трудно, их дружба вызывает насмешки и т.д. И вдруг после аргумента согласия делает неожиданный вывод («...лучше дружить девочке с девочкой, а мальчику с мальчиком»). Оба спорящих опираются на примеры из жизни – конкретные и обобщённые. Задание 156.
Рисунки подсказывают те примеры, которые можно использовать,
отвечая на вопрос задания.
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов. Личностные УУД
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать
и понимать других.
Рефлексия
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание.
Предлагается выписать из любого учебника 3 вопроса с «почему» и ответить на эти вопросы письменно.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.