План-конспект занятия
Тема: Одежда наших предков
Задачи:
-Ознакомить с традиционной одеждой коми-пермяков;
-Прививать любовь к родному краю;
-Развивать эстетический вкус.
Оборудование: Вышитые полотенца, салфетки, коми-пермяцкий костюм, изделия из бересты, из глины, иллюстрации с картинами различной одежды, образец, кусочки ткани разного цвета, клей, лист картона с вырезанным макетом человека - 4 шт.
Ход урока
1. Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока.
- Мудрый человек сказал «Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего». Именно поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с традиционной коми-пермяцкой одеждой наших предков.
Показ презентации.
3. Изучение нового материала.
Словесно-иллюстрированный рассказ об истории одежды.
-Ребята, посмотрите внимательно на коми-пермяцкий костюм. Это одежда. Она спасает нас от дождя, мороза, ветра, солнца. Она помогает нам в школе, на работе, в труде. Она украшает нас в гостях, на концертах. Давайте перенесемся мысленно на век назад. Чем занимались наши предки в то далекое время (ответы ребят: работали на поле, в лесу, на заводах, строили избы, занимались рукоделием)?
-Какой была одежда?
-Рабочая одежда отличалась более свободным покроем, праздничная одежда украшалась коми-пермяцким орнаментом. Ее шили из холста – льняного полотна. Мужская одежда более простая – это рубаха, штаны. Орнаментом украшались ворот рубахи, планка на груди и рукавах, штаны шились из холста в белую и синюю полоски. Рубаха подпоясывалась узорчатым тканым пояском – кушаком. Женская одежда – рубаха, сарафан, фартук, головные уборы. По сравнению с мужской рубахой, орнамент на женской рубахе был более нарядным и красочным. Поверх рубахи одевался сарафан – дубас, часто весь украшенный растительным орнаментом. Поверх дубаса можно было надеть фартук. На голове женщины носили кокошники и шамшуры.
- Сейчас к нам в гости придут мастера, которые расскажут о том, каким способом украшаются рубахи, дубасы, фартуки и пояски.
1 мастерица.
-Я – ткачиха. Я на специальном станке из ниток тку ткань. Много-много ниток направлены в одну сторону, а другую, длинную нить, специальным способом я перемещаю поперек них и получаю прочную нить. Если все нитки белые, получается белая ткань, а чтобы выткать какой-нибудь орнамент, ввожу другие по цвету нитки. Коми –пермяки любят яркие цвета: красные, зеленые, желтые, черные, синие (показ полотенца).
2 мастерица.
-Я – портниха. Я шью разную одежду. Сейчас работаю на электрической машинке, моя мама шила на ручной машинке, а мои бабушки и прабабушки шили вручную. Они изготовляли простую и удобную одежду, как вот эти рубахи, штаны, сарафаны, фартуки.
3 мастерица.
-я – вышивальщица. Я украшаю самые разные вещи: салфетки, полотенца, скатерти. Моя бабушка вышивала чаще одежду: верхнюю часть (ворот и полочку) рубашек, рукава. Еще она вышивала различные узоры на фартуках. Нарядные, красивые вещи надевали по праздникам.
4 мастерица.
-А я украшаю ткани набивным орнаментом. Вырезаю на доске какой-то узор, чтобы он сильно выступал. Потом эту доску обмакиваю в краску и прикладываю к ткани, на которой и отпечатывается вырезанный узор. Могут получаться одно, двух, трехцветные узоры в зависимости от того, сколько досок я использую.
4. Вводный инструктаж.
-Спасибо нашим мастерам. А теперь я предлагаю вам, ребята, самим побывать и ткачихами, и портнихами. Вам предстоит «одеть»1 женщину в праздничный костюм, 2 женщину в рабочий костюм, 1 мужчину в праздничный костюм, 2 мужчину в рабочий костюм. Для удобства предлагаю разделиться на 4 группы.
Этапы выполнения работы.
1.Найти иллюстрацию необходимого костюма.
2.Подобрать по цвету ткани.
3.»Выкроить» детали одежды.
4.Нарисовать коми-пермяцкий орнамент на бумаге.
5.Собрать детали одежды и склеить к макету человека с обратной стороны.
6.Практическая работа.
Целевые обходы. Контроль организации рабочего места. Контроль правильности выполнения приемов работы. Оказание помощи затрудняющимся.
4. Итог урока
5. Выставка работ.
Заключительное слово учителя.
-Вот вы, ребята, и попробовали свои силы в древнейшем виде коми-пермяцкого творчества. Вы видите, какие получились у нас разные коми-пермяцкие костюмы. Никогда не забывайте искусство наших бабушек и дедушек.
|