Честнокова Татьяна Павловна, МОУ «Каслинская СОШ №27» Каслинского муниципального района, учитель начальных классов Практикум «Первые шаги самовоспитания» для учащихся 4 классов Соответствие программе курса ОРКСЭ (Модуль «Светская этика»): Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Цели: Познакомить учащихся с некоторыми приемами самовоспитания. Побудить к использованию данных приемов в практике самовоспитания. Развивать универсальное учебное умение - оценивать качества, поступки, высказывания реальных лиц, героев произведений с точки зрения нравственных ценностей. Демонстрационный материал: слайды с заданиями для практикума Раздаточный материал: модели бутонов цветов с лепестками по количеству детей в каждой группе; проектные памятки для исследовательской работы «Первые шаги самовоспитания» Предварительная подготовка: на предыдущих занятиях учащиеся познакомились с понятиями «сила воли», «самовоспитание», провели акцию «Маленькая победа над собой», индивидуальные исследовательские проекты «Моя сила воли». Каждому ребенку было предложено, посоветовавшись с родными и друзьями, определить качество характера для дальнейшей работы над собой. Для организации практической работы дети распределяются в группы. 1. Создание эмоционального настроя. Педагог демонстрирует детям бутон красивого цветка. - Какие чувства и ожидания у вас возникают, когда вы смотрите на этот бутон? (желание заглянуть внутрь; ожидание, когда бутон раскроется). 2. Побуждение к самосовершенствованию через участие в индивидуальном проекте «Первые шаги самовоспитания» - С кем можно сравнить бутон цветка? - Такой же бутон есть в каждом из вас! В нем спрятаны самые лучшие человеческие качества. Запишите выбранные вами качества на лепестки бутонов. По желанию уч-ся рассказывают, почему они выбрали именно это качество, чьими советами они воспользовались. - А от кого зависит, когда раскроются лепестки на наших бутонах? (от каждого из нас) Сегодня мы сделаем первые шаги в самовоспитании! 3. Знакомство с приемами самовоспитания по проектной памятке. А) Уточнение предполагаемого результата индивидуального проекта по развитию выбранного качества характера. Задание для групповой работы: проанализировать предполагаемые результаты (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют. • Я стану победителем в конкурсе «Лучшие тетради 3 «Г» класса» (аккуратность). • У меня будет много хороших отметок по чтению, ОМ и риторике (активность). • Я буду быстро и без ошибок умножать и делить любые числа (настойчивость в заучивании таблицы умножения). • Я буду писать без ошибок (борьба с невнимательностью). • У меня будет больше друзей в классе (доброта, взаимопомощь). Задание для индивидуальной работы: сформулировать предполагаемый результат своей работы по самовоспитанию выбранного качества. Б) Выбор девиза проекта по самовоспитанию Задание для групповой работы: проанализировать девизы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют. • Трудности искать – себя воспитать! (сила воли) • Порядок время бережет! (аккуратность) • Терпение дает умение! (усидчивость) • Дисциплину держать – значит побеждать! (дисциплинированность) • Труд человека кормит, а лень портит! (борьба с ленью) Задание для индивидуальной домашней работы: выбрать из пословиц, высказываний известных людей или придумать свой личный девиз. В) Выбор эмблемы проекта Задание для групповой работы: проанализировать эмблемы самовоспитания (демонстрируются на слайде), определить, развитию какого качества характера они соответствуют. Задание для индивидуальной домашней работы: нарисовать эмблему своего характера. Г) Выбор нравственного примера, образца для подражания Задание для групповой работы: определить, по какому принципу данные личности (демонстрируются на слайде) разделены на две группы. Добавить в каждую группу свои примеры. Литературные герои: • Золушка • Тимур • Витя Малеев Реальные личности: • Наш президент • Моя мама • Мой одноклассник Задание для индивидуальной работы: выбрать человека, с которого можно брать пример. Д) Составление списка ежедневных дел для развития выбранного качества Задание для групповой работы: (демонстрируется на слайде) определить, для развития какого качества характера составлен данный список дел. • Перед уроком на перемене проверяю, все ли у меня готово к уроку. • Сдаю тетрадь сразу, когда говорит учитель. • Записываю домашнее задание сразу, когда говорит учитель. • Вечером проверяю, все ли я положил в портфель по каждому предмету и закрашиваю в дневнике цветным карандашом соответствующий квадратик. • За 30 минут до выхода в школу еще раз проверяю портфель. (Ответ: точность, самостоятельность, борьба с забывчивостью) Задание для групповой работы: педагог предлагает уч-ся объединиться в новые группы по одинаковым или похожим качествам характера, которые они выбрали для самосовершенствования и составить список из 3-х ежедневных дел. Е) Ведение личного дневника Задание для групповой работы: прочитать страничку из дневника школьника и определить, какое качество характера он в себе развивает (Ответ: взаимопомощь, доброта)
26 октября 2013 года Сегодня я заметил, как огорчилась моя соседка, когда получила самостоятельную тетрадь с тройкой по математике. Предложил на перемене с ней позаниматься. Вместе мы решили 7 примеров. Завтра еще будем работать на переменах. 27 октября 2013 года К сожалению, с соседкой позаниматься не удалось, т.к. на переменах у нас была линейка и мы готовились к физкультуре. зато во время групповой работы на ОМ я объяснил ребятам, которые не были на прошлом уроке, кто такие производители, потребители и разрушители. 28 октября 2013 года На чтении работали в парах. Мой одноклассник читает очень медленно. Надо придумать, как заинтересовать его чтением книг!!! Посоветуюсь с мамой.
Задание для индивидуальной домашней работы: начать вести личный дневник самовоспитания.
4. Анализ высказывания. Стимулирование активной работы по самовоспитанию. Один великий человек сказал (демонстрируется на слайде): «Наша личность – сад, а наша __________ - его садовник!» Какое слово пропущено в этом высказывании? (воля) Желаю, чтобы ваша воля была отличным садовником! Пусть поскорее распустятся лепестки на ваших бутонах! Пусть расцветает сад вашей личности!
|