Урок: Изобразительное искусство и художественный труд в 3 классе.
Тема: Посуда у тебя дома (роспись по белой грунтовке).
Цель: 1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства. 2. Научить детей правильно пользоваться полученными знаниями о росписи Российских мастеров и других народов. 3. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. 4. Развивать творческое воображение художественный вкус, фантазию.
Оборудование:
1. Наглядно-дидактические пособия «Гжель», «Хохлома». 2. Предметы народно-прикладного искусства. 3. Рисунки учащихся. 4. Модели для раскрашивания. 5. Гуашь, кисточки.
I. Приветствие гостей на разных языках.
Гутен таг, Ассалам алейкум, здравствуйте!
II. Подготовка рабочего места.
Проверьте порядок на своем рабочем месте. - Как говорит об этом немецкая пословица? Дети: «Люби порядок, он сохранит тебе время и силы» - верно! - А русская пословица говорит: «Что на месте лежит, то само в руки бежит». - А еще знаете? (Порядок время бережет).
III. Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок посвящен изучению творчества народных мастеров. К нам уже приходили Мастера Изображения и Постройки, они помогли нам создать форму посуды. (Тарелка круглая, продолговатая, ваза – как лепесток, рыбка, чайник, цветок, ягодка) А сегодня к нам пришел Мастер Украшения. (карандаш с красками) Нам предстоит украсить эту посуду.
IV. Теоретическая часть.
Мы с вами не один раз были в музее и видели посуду, сделанную человеком из чего? (глины, дерева, металла, кожи) - И вся эта посуда украшена. Из нее приятно есть, пить. - Посмотрите на эти иллюстрации и изделия (хохлома). - Из чего они сделаны? (из дерева) - Что вы знаете об этой посуде? (называется «Хохлома», золотой фон или золотой рисунок на цветном фоне) - Почему так назвали? (Название произошло от названия села «Хохлома».
Стихотворение. Читает ученица.
Все листочки – как листочки Здесь же каждый – золотой Красоту такую люди Называют Хохломой.
- В росписи используются цвета, которые существуют в природе. Какие? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый) - Хохлома всегда роскошна, по-праздничному красочна, наполнена радостным светом. - Давайте вспомним, как наносится травный узор: 1. Сначала изображается стебель с крупными завитками, травинками. (легким движением без нажима. 2. Пишем ягодки, цветы. 3. Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы. (Показываю рисунки на стенде)
- А что знаете об этой посуде? (Керамическая посуда «Гжель» Синие цветы, бутоны, листья на белом фоне) - С чем можно сравнить гжель? (с красавицей зимой, синью рек, небом с облаками)
Стихотворение. Читает ученик.
Поверить трудно: неужели, Всего два цвета? Чудеса! Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса. (Л. Куликова)
Художники Мастера используют 33 различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого, до темно-синего цвета. - Что еще знаете? Одним мазком получают несколько тонов (мазок с тенями или мазок на одну сторону, в нем виден переход от светлого к темному). И опять же Художники Мастера учатся у природы: капелька росы, завиток у растения. - Какой любимый цветок Гжели? (роза) Рисунок всегда начинается с крупных деталей.
- И еще я хочу, чтобы вы обратили внимание на эту полочку. Здесь стоит посуда, которая отличается от той, которая мы рассматривали. Где вы такую видели? (дома, в музее) Орнаменты означают стремление людей оградить свой дом от несчастий и пожелать процветания. - На что похож этот элемент орнамента? (Демонстрация элементов казахского орнамента) В казахском, татарском орнаменте нет изображений животных, людей, но есть узоры похожие на бараньи рога, верблюжью шею, бабочки, восьмилепестковые цветы, бутоны. Цвета чаще всего используют красный, синий, зеленый.
V. Физминутка Жеребенок. (на казахском и русском языках)
У всех народов есть такая традиция, отдыхать перед дальней дорогой или важной работой. Нам сейчас предстоит очень важная работа – украсить свои поделки. Каждый из вас сейчас будет Мастером Украшения.
VI. Практическая работа.
- Выбирайте один из видов росписи и приступайте к работе.
VII. Проверка, оценка работ.
- Заканчиваем работу и полюбуемся тем, что у нас получилось. Дети проходят между рядами, рассматривая поделки друг друга. - А после работы можно опять отдохнуть: «Без отдыха и конь не скачет» - говорит русская пословица. Физминутка на немецком языке.
VIII. Итог.
- Вы молодцы, все работы получились интересные, а значит - из вас могут получиться настоящие Мастера. (Прикрепить пословицу) - Прочитаем поучительную киргизскую пословицу: «Мастера работают для других, а знания оставляют себе». -Как понимаете? (для того чтобы радовать других, надо много знать и уметь) - Вы сегодня были Мастерами, не забывайте знания, которые вы приобрели на уроке. - Читаем на листках пословицы о труде цепочкой. (каждому ученику)
Дома: «Допишите еще хотя бы одну пословицу о труде.
- Вам понравился урок? Поаплодируйте себе. - Попрощаемся с гостями.
Прощание: Ауф видер зеен. До свидания. Кош.
|