Сегодня: 02.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Урок ОРКСЭ по теме "Долг и совесть" в 3 классе

СКАЧАТЬ (37.5 Kb) 16.11.2012, 13:42
Юранева Людмила Григорьевна
учитель начальных классов, МБОУ Выльгортская средняя общеобразовательная школа
Урок ОРКСЭ, образовательная система «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева

Учитель – Юранева Людмила Людмила Григорьевна
МБОУ « Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»
 
Тема: Долг и совесть.

Цель: Формирование нравственных позиций учащихся в том числе позиции честного, грамотного гражданина своей страны.
Задачи: Воспитание культуры общения, развитие умений давать логические и последовательные ответы, анализировать и оценивать общение. Реализовать коммуникативное общение в группах.

1) Проверка домашнего задания («добро и зло» проекты)
-Ребята, сегодня на уроке нам предстоит не менее увлекательная работа. Мы объясним, проанализируем, осознаем, надеюсь, что значит быть полноправным гражданином своей страны, что значит поступать по совести. Определяем проблему урока.
Учитель - Для начала, предлагаю вам проанализировать школьную ситуацию.
Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его все не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.
- Привет! – сказал он ребятам.
- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!
- А чего ж не ушел, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.
- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!
- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.
- Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? Предложите свои варианты, а потом сравним с авторским – проблемой урока.
- Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?
на доске: СОВЕСТЬ
Учитель: Верно. «совесть» одно из ключевых понятий сегодняшнего урока. Предлагаю поработать в группах и обсудить следующие выражения.
1 группа: «Сделано на совесть»
2 группа: «Без зазрения совести»
3 группа: «Будет на моей совести»
4 группа: «Жить по совести»
Учитель: Опираясь на свой опыт, знания, которые мы открывали на уроках окружающего мира (истории), расскажите, что вам известно о совести.
- Что такое совесть?
Совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед собой! (стр. 77 словарь)
Учитель0 - А мы на уроках ОРКСЭ сталкивались с похожими понятиями?
Дети:
Добро – мысли, слова, дела, которые считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
Зло – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, темными, дурными, вредными, губительными для жизни.
Дети:
- Да. Еще рядом и понятием совесть живут понятия «мораль» и «нравственность».
Мораль – правила поведения, одобренные людьми, и объясняющие какие поступки считаются добрыми, а какие - злыми.
Нравственность – добрые качества человека, побуждающего следовать правилам морали.
- Ребята, предлагаю поработать в группе с разными источниками. Обсудить задания, связанные с понятием «совесть».
1 группа.: Цель: Обсудить и дать ответ «Была ли совесть у мачехи» из сказки «Морозко». Почему?
2 группа Цель: Оценить поступок Нины из рассказа А.Гайдара «Совесть». Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть».
3 группа: Цель: оценить поступок Вити из рассказа В.Осиповой «На катке» Как бы вы поступили на его месте.
4 группа :Цель: Оцените поступок свиньи из басни Крылова «Свинья под дубом».
- Какие жанры встретились?
- Что можно сказать об авторах сказок, рассказов, басен.
- А теперь еще один жанр.
- Посмотрим отрывок. Связан ли он с проблемой урока.
Показываю отрывок из мультфильма «Фунтик»
- Почему плачет поросенок?
- Итак, что такое «совесть»? Обратимся к словарю стр. 77
Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие поступки чувствовать вину перед самим собой.
2) Учитель: Я предлагаю вашему вниманию определение, о каком понятии идет речь?
– денежный
– профессиональный
– служебный
– гражданский
- моральный
- Верно, все эти определения относятся к понятию «долг»
- А как вы думаете, это слово однозначное или многозначное?
- А что такое долг? Обратимся к словарю стр. 76.
Долг – обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.
Работа в группах.
1 группа: стр. 21 Объясни, что значит денежный долг?
2 группа: стр. 21: Объясни, что значит профессиональный долг?
3 группа: стр. 21: Объясни, что такое моральный долг?
4 группа: стр. 21: Объясните, как вы понимаете выражение «Я в неоплатном долгу перед родителями».
- Это второе ключевое понятие, над которым мы рассуждаем на уроке.
Учитель: - Оказывается слово «долг» употребляют в нескольких значениях, но в любом случае это обязанности, обязательства, которые необходимо выполнять независимо от своих желаний.
Вопрос: А если человек пытается уйти, отстраниться от оказания помощи, поступает так, как ему хочется. Что происходит? Прочитайте стр. 22
Итак, делаем вывод. О каких важных понятиях говорили?
- Совесть. Долг.
Пословицы. Объясним в группах.
1) Знает кошка, чье мясо съела.
2) От человека утаишь, от совести не утаишь.
3) Совесть без зубов, а загрызает.
4) Волосом сед, а совести нет.

Рефлексия.
- Какую тему изучаем?
- Что такое совесть? Долг?
Напишите:
1) «Я хочу всегда поступать по совести, потому что…»
2) «Однажды меня мучила совесть…..
Ресурсный круг: что я понял на занятии
Д\З.: кусочек мультфильма, презентация на тему «Совесть, стыд»


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Людмила
Просмотров: 6893 | Загрузок: 626 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог