Урок ОРКСЭ по теме "Долг и совесть" в 3 классе
(37.5 Kb)
| 16.11.2012, 13:42 |
Юранева Людмила Григорьевна |
учитель начальных классов, МБОУ Выльгортская средняя общеобразовательная школа |
Урок ОРКСЭ, образовательная система «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева
Учитель – Юранева Людмила Людмила Григорьевна МБОУ « Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема: Долг и совесть. Цель: Формирование нравственных позиций учащихся в том числе позиции честного, грамотного гражданина своей страны. Задачи: Воспитание культуры общения, развитие умений давать логические и последовательные ответы, анализировать и оценивать общение. Реализовать коммуникативное общение в группах. 1) Проверка домашнего задания («добро и зло» проекты) -Ребята, сегодня на уроке нам предстоит не менее увлекательная работа. Мы объясним, проанализируем, осознаем, надеюсь, что значит быть полноправным гражданином своей страны, что значит поступать по совести. Определяем проблему урока. Учитель - Для начала, предлагаю вам проанализировать школьную ситуацию. Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его все не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция. - Привет! – сказал он ребятам. - Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно! - А чего ж не ушел, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим. - Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно! - Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша. - Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? Предложите свои варианты, а потом сравним с авторским – проблемой урока. - Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? на доске: СОВЕСТЬ Учитель: Верно. «совесть» одно из ключевых понятий сегодняшнего урока. Предлагаю поработать в группах и обсудить следующие выражения. 1 группа: «Сделано на совесть» 2 группа: «Без зазрения совести» 3 группа: «Будет на моей совести» 4 группа: «Жить по совести» Учитель: Опираясь на свой опыт, знания, которые мы открывали на уроках окружающего мира (истории), расскажите, что вам известно о совести. - Что такое совесть? Совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед собой! (стр. 77 словарь) Учитель0 - А мы на уроках ОРКСЭ сталкивались с похожими понятиями? Дети: Добро – мысли, слова, дела, которые считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни. Зло – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, темными, дурными, вредными, губительными для жизни. Дети: - Да. Еще рядом и понятием совесть живут понятия «мораль» и «нравственность». Мораль – правила поведения, одобренные людьми, и объясняющие какие поступки считаются добрыми, а какие - злыми. Нравственность – добрые качества человека, побуждающего следовать правилам морали. - Ребята, предлагаю поработать в группе с разными источниками. Обсудить задания, связанные с понятием «совесть». 1 группа.: Цель: Обсудить и дать ответ «Была ли совесть у мачехи» из сказки «Морозко». Почему? 2 группа Цель: Оценить поступок Нины из рассказа А.Гайдара «Совесть». Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть». 3 группа: Цель: оценить поступок Вити из рассказа В.Осиповой «На катке» Как бы вы поступили на его месте. 4 группа :Цель: Оцените поступок свиньи из басни Крылова «Свинья под дубом». - Какие жанры встретились? - Что можно сказать об авторах сказок, рассказов, басен. - А теперь еще один жанр. - Посмотрим отрывок. Связан ли он с проблемой урока. Показываю отрывок из мультфильма «Фунтик» - Почему плачет поросенок? - Итак, что такое «совесть»? Обратимся к словарю стр. 77 Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие поступки чувствовать вину перед самим собой. 2) Учитель: Я предлагаю вашему вниманию определение, о каком понятии идет речь? – денежный – профессиональный – служебный – гражданский - моральный - Верно, все эти определения относятся к понятию «долг» - А как вы думаете, это слово однозначное или многозначное? - А что такое долг? Обратимся к словарю стр. 76. Долг – обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний. Работа в группах. 1 группа: стр. 21 Объясни, что значит денежный долг? 2 группа: стр. 21: Объясни, что значит профессиональный долг? 3 группа: стр. 21: Объясни, что такое моральный долг? 4 группа: стр. 21: Объясните, как вы понимаете выражение «Я в неоплатном долгу перед родителями». - Это второе ключевое понятие, над которым мы рассуждаем на уроке. Учитель: - Оказывается слово «долг» употребляют в нескольких значениях, но в любом случае это обязанности, обязательства, которые необходимо выполнять независимо от своих желаний. Вопрос: А если человек пытается уйти, отстраниться от оказания помощи, поступает так, как ему хочется. Что происходит? Прочитайте стр. 22 Итак, делаем вывод. О каких важных понятиях говорили? - Совесть. Долг. Пословицы. Объясним в группах. 1) Знает кошка, чье мясо съела. 2) От человека утаишь, от совести не утаишь. 3) Совесть без зубов, а загрызает. 4) Волосом сед, а совести нет. Рефлексия. - Какую тему изучаем? - Что такое совесть? Долг? Напишите: 1) «Я хочу всегда поступать по совести, потому что…» 2) «Однажды меня мучила совесть….. Ресурсный круг: что я понял на занятии Д\З.: кусочек мультфильма, презентация на тему «Совесть, стыд»
|
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Людмила
|
Просмотров: 7394 | Загрузок: 634
| Рейтинг: 5.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|