Сегодня: 02.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Урок ОРКСЭ по образовательной программе "Школа 2100", в 4 классе

СКАЧАТЬ (54.0 Kb) 13.02.2013, 15:53
Юранева Людмила Григорьевна
учитель начальных классов, МБОУ " Выльгортская СОШ№1"
Урок ОРКСЭ, образовательная программа «Школа 2100»,
авторы: Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева
4 класс Учитель Юранева Л.Г.
Тема урока: Взгляд светский и религиозный.
Цели урока по линиям развития личности:
1 линия развития личности:
- Объяснять значение нравственности, веры и религий в жизни человека и общества
- Формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
2 линия развития личности:
Учить договариваться с людьми, преодолевая конфликты в жизненных ситуациях.
Предметные умения:
- Устанавливать взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей
- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры м жизни людей в обществе.
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.
Актуализация знаний.
У. – Ребята, вам нравятся уроки ОРКСЭ?
-Почему?
У. - Ребята, а мне нравится, как вы работаете с понятиями на уроках. Сегодня я предлагаю вам повторить некоторые из них.
Перед детьми лежат цифры, указывающие номер понятия. Объясните, пожалуйста их.
1.МОРАЛЬ
2 НРАВСТВЕННОСТЬ
3 ЭТИКА
4 АТЕИЗМ
5 РЕЛИГИЯ
У. –Ребята! Как вы думаете, зачем нам нужны эти понятия на уроке?
У. - Определяем проблему урока.
Откроем стр. 54. Найдем рисунок. Кто изображен?
- Что происходит с мальчиком?
Д. У мальчика кружится голова от каких-то знаков
У. - А от чего может кружиться голова? И почему у мальчика кружится голова? Предположите.
Д. - Можно предположить, что он не разбирается в религиях и их символах?
У. – Прочитаем название параграфа!
- Как вы понимаете «светский», «религиозный» Обсудите в группах?
- Где можно найти понятия?
Д. в словаре.
У. - Хотите разобраться в этих понятиях? А в начале нам поможет текст, реальная история, которая произошла в Московской области. Откроем учебник на странице 54.
( Дети читают историю по ролям)
- Рустам, ты почему в пятницу не пришел с нами в футбол играть? – спросил Миша.
- По пятницам я в мечеть хожу, - пояснил Рустам.Ты же по воскресеньям в церковь ходишь?
- Вообще – то нет – пожал плечами Миша.
- Плохо это, - покачал головой Рустам. По – настоящему добрый человек это тот, кто в Бога верит.
- Почему это?- удивился Миша? У меня папа атеист. Он говорит, что Бога не существует, что люди его придумали .Что же получается, что мой папа - не добрый , а злой?!Вот ты послушай! Мы с ним много путешествовали , бывали в разных городах, и в церкви заходили , и в мечети .Он и с христианскими священниками разговаривал, и исламскими, и с буддистами. Я очень хорошо запомнил, что всякий раз, когда он им говорил, что неверующий, они удивлялись! Отвечали: « Если бы ты это сейчас не сказал, ни за что бы не подумали, что ты в Бога не веришь .У тебя лицо доброе». Значит, и неверующий человек может быть добрым.
- Про отца твоего говорить ничего не буду, - кивнул Рустам.- Знаю, он много другим людям помогает, и родители мои его за это уважают.
Только по – настоящему проверяется , на что способен человек, в тяжелых испытаниях. Мне дед рассказывал, что на войне в плену вражеском – многие люди в зверей превращались. А тем, кто истинно в Бога верил, их вера помогала оставаться настоящими, добрыми людьми
У. – Сравните мнения ребят о доброте, нравственных правилах верующих людей и неверующих. ( Атеистов)
У. -Каково мнение Рустама?
Д. Рустам говорит, что добрый человек только тот, кто в Бога верит.
У. _ О чём говорит Миша?
Д. Миша не согласен с Рустамом. Он говорит, что и неверующий человек может быть добрым.
У. – В чем точки зрения мальчиков противоречат друг другу?
У. – Какой проблемный вопрос вызывает это противоречие мнений?
Определение проблемы.
Д. - Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?
У. - Могут ли быть одинаково добрыми и верующий и неверующий? А от кого это зависит?
У.- Давайте решать проблему и открывать новые знания. Предлагаю поработать в группах.
Открываем новые знания. Работа в группах.
Задание в группы:
.- Рассмотрите картинки
- Прочитай текст
1) Соотнесите картинки с текстом
2) Ответьте на вопросы
3) Слушаем друг друга и проверяем внимательно и дополняем.
Д. – На первой картинке изображен Иисус Христос
Текст:
Христиане верят в единого бога, но в трех лицах: Отца, Сына-Иисусу Христа и Святого Духа.
На второй картинке изображен Будда
Текст:
Буддисты верят в буду, то есть человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия.
На третьей картинке изображен Моисей – пророк Иудеев.
Текст:
Иудеи верят в единого Бога, с которым заключили договор, описанный в Библии.
На четвертой картинке изображен Мухаммед – пророк Аллаха.
Текст:
Мусульмане верят в единого Бога, но называют его по – арабски Аллах,
как это написано в Священной книге- Корране.
Вопросы в группы:
1 группа.– Кто верит в Иисуса Христа? (христиане верят в Иисуса Христа)
2 группа. – Как называется священная книга, в которой рассказывается о договоре людей с Богом? (Книга называется Библия)
– Как зовут пророка иудеев? (пророка иудеев зовут Моисей)
3 группа. – Кто верит в Аллаха? (мусульмане верят в единого Бога, и называют его по - арабски Аллах)
- Как называется священная книга мусульман? (священная книга называется Коран)
4 группа. – В кого верят буддисты? (буддисты верят в Будду, т.е. человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия)
У.. – Ребята, как вы думаете, какие правила есть во всех религиях?
Задание в группах:
Работа с таблицей в учебнике на странице 56
Задание: Сравните правила морали разных религий. Сделайте вывод.
Религия Правила морали
Буддизм « Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти. Не причинять другим того, что самим кажется больно»
Ислам « Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким и Он удерживает от мерзости, гнусного, и преступления. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своемутого же, чего желает себе»
Иудаизм «Почитай отца своего и мать, не убий, не укради,. Что ненавистно вам не делайте ближнему своему»
Христианство «Почитай отца своего и мать, не убий, не укради» Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

У. - Что вас удивило? На что вы обратили особое внимаеие?
- Какие правила есть во всех религиях?
- Кто открыл эти правила?
У. Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правила морали, объясняющие людям, что такое хорошо, а что плохо. Как можно себя вести, а как нельзя.
Задание
Прочитайте текст на странице 56, использовав прием инсерта .
Текст:
Верующие одной религии объединяются в религиозную общину, чтобы помочь друг другу следовать правилам добра и спасти свои души. Община верующих устанавливает свои обряды – правила, которые постоянно напоминают человеку о необходимости следовать заповедям Бога. Например, верующий должен молиться о помощи свыше или о прощении за нарушение заповедей. Вера дает человеку надежду на спасение души от смерти. Эта надежда укрепляет в тяжелых испытаниях, помогает делать выбор между плохим и хорошим поступком.
Сделайте вывод. Какие правила установлены в религиозной общине?
Учитель – Ребята, вы молодцы. В религиозной общине отношения строятся на заповедях Бога. На вере, надежде, которые помогают делать человеку выбор: хорошо поступает или плохо, на правиле морали – каком?
Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правилах морали, объясняющие людям что хорошо, что плохо.
-Какое золотое правило знаем мы?
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Итак, над каким проблемным вопросом работаем?
У.- Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?
- Вернемся к заголовку нашего параграфа
Какую часть темы мы рассмотрели?
Д. . Взгляд религиозный.
У - Какой взгляд надо рассмотреть?
Д - Светский
У.- А может ли быть доброта без веры в Бога? Как называют людей, которые не верят в Бога? (стр. 57)
Д. Атеисты.
У.- По каким правилам живут атеисты?
Рассмотрим произведения Валентины Осеевой и других авторов
На каких моральных правилах они основаны?
1 группа. В Осеева « Просто старушка» ( сценка)
- О каком поступке говорит Осеева?
2 группа Стихотворение Симеона Полоцкого
О чем нам говорит Полоцкий?
3 группа Н Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» ( отрывок)
Какой нравственный поступок совершает дедушка Мазай?
4 группа « В Осеева « Три товарища»
Так может быть доброта без веры в Бога?
У .-Вернемся к заголовку нашего параграфа. Какой взгляд рассмотрели?
У. Итак, вернемся к проблемному вопросу урока. Что мы хотели выяснить?
Д - Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?
У. Сравним свой вывод с авторским на странице 58
У. Доброта не зависит от религиозных взглядов. Это состояние души человека. Доброта основывается на золотом правиле нравственности. Каком? Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Да, с точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако те и другие признают общечеловеческие правила морали, главнее из которых (правило морали) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»
.
Рефлексия
У.- Ребята, сделали ли вы какие либо выводы для себя на уроке?
- Можете ли поддержать беседу на эту тему?


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Людмила
Просмотров: 8404 | Загрузок: 557 | Рейтинг: 2.3/3

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог