Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Внеурочное занятие по курсу «Краеведение» во 2 классе по теме «Коми орнамент»

СКАЧАТЬ (78.2 Kb) 22.01.2016, 09:17
Хабарова Юлиана Валериевна
учитель начальных классов, МБОУ «Выльгортская СОШ№1»
Цель: Познакомить  с орнаментом в костюмах коми народа.
Технологии: технология совместной деятельности, технология ИКТ
Личностные УУД
  • Сформировать любовь к своему народу
 Регулятивные УУД
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
  • Умение проговаривать последовательность действий
  • Сформированность умения работать по предложенному плану.
  Познавательные УУД
  • Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • Способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками и взрослыми
  • Сформированность умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять схему
   Коммуникативные УУД
  • Умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности
  • Сформированность умений осуществлять целенаправленный поиск конкретной информации и работать с ней
  • Способность слушать и понимать речь других
Ход занятия
1.Орган. момент
- Здравствуйте, ребята!
2. Мотивация
-Я сегодня к вам на занятие пришла в необычном образе. В образе кого? (предположения)
-Сегодня я пришла к вам в гости в образе коми мастерицы-рукодельницы.
- А вы знаете, кто такая рукодельница? (сшила одежду, вышивала, вязала, всё делала своими руками)
3. Актуализация знаний
-Давайте посмотрим, как воспитывали в коми семье с детства рукодельницу.
( иллюстрации: девочка за прялкой, женщина девушка вышивает, женщина сидит за ткацким станком)
-Кто знает,  сколько коми девочке было лет, когда её садили за прялочку и учили прясть? (6-7 лет)
-В коми крестьянской семье девочек уже в возрасте 6-7 лет садили за прялочку и учили прясть. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 – должна уметь ткать на  ткацком станке. И глядя на нарядно одетую девушку, соседские коми ребята понимали, такая красавица не просто модница, она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой.  С такого раннего возраста коми люди готовили своих дочерей быть хорошими хозяйками и рукодельницами.
-Ребята, скажите, пожалуйста, в гости ходят с пустыми руками? (нет) 
- И я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла с собой сундук. Вы, его видите? (нет)
-Я решила его вам показать виртуально.
- Откуда я могла взять этот сундук? (из музея, из избы)
-Что коми мастерицы рукодельницы  хранили в сундуках? (одежду, полотенца, инструменты для вязания, вышивки, шитья)
-Вам интересно узнать, что в моём  сундуке?  (да)
-Сундук покажет вам, что в нём хранится, если вы отгадаете загадки.
Загадки
1.  Я на плечиках держусь,
     Повернёшься – я кружусь. (сарафан)  САРАПАН
4. Не сшиты, не кроены,
     А на ниточке собраны. (чулки) ЧУЛКИ
2. Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле – вошёл.
(рубашка, рубаха) ДОРОМ
5 Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(варежки,  рукавицы) КЕПЫСЬ
3. Я на поясе держусь.
    Я на кухне пригожусь. (передник)
6.  Надену - ободом сведёт,
Сниму - змеёю упадёт,
Тепла не даёт,
А без него холодно.
(пояс)
( иллюстрации отгадок)
-Как можно одним словом обозначить что это? (одежда)
-Мы сейчас такую одежду носим? (нет)
-А когда её носили? (в давние времена)
-А какой народ её носил, если мы знакомимся с ней на занятии краеведение? (коми)
- Посмотрите внимательно, предметы одежды нарядно украшены. Как называется украшение одежды?  (узор)
- А как по другому, как  можно назвать узор? (орнамент)
(НА ДОСКЕ   ОРНАМЕНТ – УЗОР)
4. Сообщение темы и цели
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Какая, тема сегодняшнего занятия? (о коми  орнаменте)
- Хорошо, а теперь я вам покажу, на какую тему мы сегодня  будем говорить.    ( Тема: «Коми орнамент»)
5.Планирование
-Посмотрите на меня. Я в коми национальном костюме украшенным коми орнаментом. Глядя на меня какие вопросы у вас могут возникнуть по нашей теме «Коми орнамент»? (ответы)
-Я вас поняла. Вы, наверное, хотели бы узнать:
  • Что такое орнамент?
  • Где наносили орнамент в коми костюме?
  • Зачем нужен коми орнамент?
  • Из чего состоит коми орнамент?
  • Какой бывает орнамент?
- Важно ли вам про всё это знать? Почему?
 (Мы живём в коми крае, мы коми люди, должны знать о бабушках, дедушках, должны знать традиции коми народа.)
5. Открытие новых знаний
( иллюстрации: люди в коми костюмах)
-Кто мог носить такую одежду? (женщины, мужчины, дети)
- Действительно  в давние времена был мужской и женский коми костюм. 
-А у меня какой костюм? (женский)
- Ребята, где я рукодельница  вышивала  на своём костюме коми орнамент? ( внизу рукавов, на вороте рубахи, кайма по подолу сарафана, нижнюю часть фартука, пояс, головной убор)
(ВЫХОДЯТ ДЕТИ И ПОКАЗЫВАЮТ)
- На какой вопрос мы постарались найти ответ? ( Где наносили орнамент в коми костюме?)
- Давайте рассмотрим  мужской костюм и посмотрим, где наносили коми орнамент.  ( иллюстрация: мужской костюм)
-Эту работу я предлагаю выполнить в парах. (На партах раздаточный материал- коми мужской костюм)
Вспомним правила работы в парах.
 РАБОТА В ПАРАХ
- Проверим.
 (На косом вороте рубахи, поясе)
- Чей костюм был больше украшен орнаментом? (женский)
-Почему? (женщина д/б быть красивой, она показывала, какая она рукодельница)
-Значит, какую функцию нёс орнамент? (украшения)
-Какая деталь коми костюма как женского, так и мужского была украшена полностью коми орнаментом? (пояс)
(Показ поясов учителем)
-Почему? (он был оберегом)
- Значит коми орнамент, какую ещё функцию нёс? (он служил оберегом)
-На какой вопрос мы нашли ответ? (Где  наносили орнамент  в коми костюме? Зачем  нужен коми орнамент?)
Физ –минутка «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
-У  меня в сундуке хранятся праздничные и повседневные  костюмы коми людей. Я хочу вас познакомить  с орнаментом праздничных костюмов коми людей  живших на реке Вычегда  и на реке Сысола. (иллюстрации: женские коми костюмы)
- Давайте рассмотрим орнаменты на этих костюмах из моего сундука, а всё что узнаем, всю информацию оформим в виде схемы.
-Я начертила схему, но я не знаю, какие слова вписать.
- Что будем рассматривать? (орнамент)
- Какое слово запишем посередине? (орнамент)
- Что в орнаменте мы можем рассмотреть? (узоры)
- Из чего состоит узор? ( из элементов)
РАБОТА В ГРУППАХ
- Я предлагаю рассмотреть, из каких элементов состояли орнаменты и записать их в столбик.
 -Как нам эту работу выполнить быстро? (поработать в группе)
- Вспомним правила работы в группах. ( вспоминают правила)
(ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ)
-Проверим.  (читают по группам, открыть 1 и 2 столбик )

- Почему я некоторые элементы отнесла в 1 столбик, а другие во 2 столбик схемы? (геом. фигуры, элементы растений)
-Значит, как будет называться орнамент в 1 столбике? (геометрический)
-А, как будет называться орнамент во 2 столбике? (растительный, природный)
- Ребята, почему коми люди в орнаменте использовали элементы растений? Геометрических фигур? (Растения их окружали, геометрические фигуры были родовыми пасами)
 
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
 -В давние времена у каждой коми семьи был родовой пас (знак). Коми охотники родовыми пасами в лесах помечали свои угодья, территорию, на которой охотились. И этот родовой пас переходил по наследству от отца к сыну. Только сын к своему родовому пасу добавлял ещё один элемент. Так из поколения в поколение родовые пасы увеличивались и становились красивыми узорами, которые служили оберегом у коми людей.
-Вся ли информация у вас в схеме собрана? Можем ли мы её прочитать?
- Кто готов прочитать?   (несколько способов)
-На какой вопрос мы нашли ответ? ( Из чего состоит коми орнамент?  Какой бывает орнамент? )
- С чем мы работали? ( с информацией)
 -Что учились делать с информацией? (информацию оформлять в схему, учились читать схему) 
- Посмотрите внимательно на орнамент, что вы ещё заметили?  (элементы повторяются)
Как располагается коми орнамент? ( в полосе)
- Можем ли мы теперь с вами ответить на самый главный вопрос
 « Что такое коми орнамент?» (ОРНАМЕНТ - ЭТО УЗОР ИЗ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ геометрических и растительных ЭЛЕМЕНТОВ)
6.Первичное закрепление . Практическая часть
-Сундук вам показал и рассказал об орнаментах на коми костюмах, а не хотите ли вы побывать в роли рукодельницы? (да)
У меня есть заготовки для коми орнамента и элементы коми орнамента, вам нужно составить и приклеить элементы коми орнамента.
-Как нам быстро выполнить эту работу? (поработать в парах)
- Какими будут ваши шаги?
                 ШАГИ
  1. Выбрать элементы.
  2. Определить в какой последовательности они будут идти
  3. Приклеить
(дети работают в группах)
-Проверим. Всё ли вас получилось?
ДЕТИ ВЫХОДЯТ С ОРНАМЕНТОМ (анализ ошибок)
-Можно ли закрыть сундук, раз мы ответили на вопросы, будем ли мы ещё обращаться к сундуку.
7.Рефлексия
-Я вас благодарю за работу, и хочу вас спросить, на все ли вопросы мы нашли ответы?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что интересного?
- Чему научились?
8.Самооценка
-Встаньте ребята, кому сегодня было интересно на занятии.
- Кто считает, что был сегодня помощником на занятии краеведение.
- А мне понравились ребята……
- Теперь вы, наверное, можете себя назвать рукодельницами и мастерами. И я вам хочу подарить одежду коми костюма, а вы дома попробуйте нарисовать на них коми орнамент.
(Детям дарятся рубахи и фартуки коми костюмов. и предлагается дома нарисовать на них орнамент)     
- Спасибо за внимание!


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: yuliana | Теги: внеурочная деятельность, начальные классы, конспект урока, внеурочное занятие
Просмотров: 3100 | Загрузок: 69 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог