Урок обучение грамоте в 1 классе в коррекционной школе VIII вида. Тема урока: звук и буква Р. Тип урока: закрепление материала. Цели: Обучающие: - закрепление навыка правильного произношения звука Р в слогах, словах и предложениях; - закрепление правильного употребления предлогов на, за, над, по; - закрепления навыка подбора слов антонимов. Коррекционные: - развитие фонематического восприятия; - совершенствование общей, мелкой, мимической моторики, переключаемости движений; - развитие речевого дыхания; - выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; - активизировать подбор слов с учетом позиции звука; - расширение и активизация словарного запаса. Воспитывающие: - воспитание усидчивости; - умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование Предметные картинки, мяч, игровое поле с геометрическими фигурами, наборное полотно «Лесная поляна», солнышки с мимическими изображениями радости, грусти, удивления, обиды.
Ход 1. Организационный момент Психологический настрой - Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! -Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
2. Введение в тему занятия Задание: -Посмотрите на картинку. Кто изображен?(собака) - Давайте вспомним , как рычит собака? (Р-Р-Р) - Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук? (Согласный) - А где он встречает преграду? - Воздуху мешает язычок, который поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит. - Этот звук звонкий или глухой? (Звонкий) 3. Закрепление звука в слогах. Артикуляционная гимнастика. -Покажите: 1.Заборчик. 2.Трубочка. 3.Окошечко. 4.Часики. 5.Качели. 6.Почистили зубки. 7.Блинчики.8. Лошадки. -Повтори слог РА –АР,РО-ОР, РУ-УР, РЫ-ЫР. Скороговорка: -Пара птиц порхала, порхала , да и выпорхнула.
Самомассаж лица Ручки растираем (Потирать ладони) И разогреваем, (Хлопать в ладоши) И лицо теплом своим (Ладошками провести по лицу сверху вниз) Нежно умываем. Пальчики сгребают (Граблеобразными движениями провести пальцами от лба к вискам) Все плохие мысли, (середины) Ушки растираем (Растирать пальцами ушные раковины по краю сверху вниз) Сверху вниз мы быстро. Их вперёд сгибаем, (Сгибать руками ушные раковины вперёд) Тянем вниз за мочки, (Оттянуть уши вниз за мочки) А потом руками трогаем мы щечки (Легко похлопать щеки ладошками) 4. Закрепление звука в словах Задание: - Посмотрите у меня есть коробочка, но она не простая. В ней спрятались животные. Найдите их и назови. - В названии этих животных есть звук Р? - В слове РАК, где находится звук в начале, в середине, в конце? Поставьте животных к соответствующим карточкам. Задание: -Прочитайте слово от большей буквы к меньшей . РШАУГ -На каком месте слышится звук Р? -Сколько слогов в слове «груша»? Задание: - Послушайте, правильно ли я сказала слова? ДАДУГА, ДЕДЕВО, ГЕДРО - Скажите их правильно. (радуга, дерево, ведро) 5. Закрепление звука в предложениях - Посмотрите, как светит солнышко. Какое сегодня солнышко? (Ласковое, теплое, весеннее). Пальчиковая гимнастика: Заботливое солнышко Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой) Лучик, лучик, лучик. И им смело разгоняет (Плавно покачивают руки вверху) Тучи, тучи, тучи. Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щечки) А весной на носик ставит Точки, точки, точки. Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу) Очень нравится им это!
Задание: - Солнышко пригрело, и в лесу все зазеленело, все проснулось и на полянке лесной, посмотри. - Скажите, где ползёт гусеница? (Гусеница ползёт по траве). - Где летает бабочка? (Бабочка летает над травой). - Где сидит белочка? (Белочка сидит на ветке). Задание: - Посмотрите рядом с лесной полянкой, есть полянка с геометрическими фигурами, а над ней летает бабочка. Если бабочка сядет на квадрат, нужно говорить громко, если на овал тихо. Повторяй за мной чистоговорки. Ра-ра-ра - вот в ракете мы, ура! Ро-ро-ро - выходи скорей, Петро! Ру-ру-ру - собирай всю детвору! Ры-ры-ры - для космической игры!
Пальчиковая гимнастика: Интересно все вокруг Ползет по пальцам муравей, Залез в мою ладошку. - Ты щекотать меня не смей, Поползай тут немножко! Вот бабочка – павлиний глаз Спит крылышки сложила. Но вдруг вспорхнула И с цветка слетела суетливо. Кружится бабочка легко, Как пух, как легкий ветер. Цветы раскрыли лепестки. Ждут с бабочками встречи. Задание: «Зашумленные» предметы «Найди буквы» –Спрятались буквы Р. Сможем ли мы их найти? Давайте найдём и обведём. Задание: - А теперь мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду бросать мяч, и говорить слово, а вы должны назвать мне противоположное по значению.
ТЕПЛО – ХОЛОДНО ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ БЛИЗКО – ДАЛЕКО НОЧЬ – ДЕНЬ СЛАДКИЙ – КИСЛЫЙ САХАР – СОЛЬ СНЕГ – ДОЖДЬ ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ Задание: - Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится. - Посмотрите на эти солнышки, они разные. Покажите радость, грусть, удивление, обиду. - А теперь нарисуйте на этом солнышке свое настроение (звучит музыка). Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес, И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали. 6. Итог. - Молодцы! Послушайте стихи о букве «Р».
Дрожу от страха До сих пор! – Воскликнуло полено,- Похоже буква на топор! Расколет непременно! -Мы сегодня научились правильно говорить звук Р в предложениях. Много играли. В классе и дома старайтесь говорить правильно и побольше улыбаться.
Литература
1 Колесникова Е. В. «От звука к букве» Серия «опыт работы практического педагога» М, 2001 г 2. Фомичева Т. Б, Туманова Т. В. Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: Гном-пресс, 1999. 3. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики» М., издательство ГНОМ и Д 2004г
|