Бурлакова Ирина Васильевна
Методист, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска
«Этика и здоровье»
Методическая разработка занятия по предмету «Этика и культура общения» для обучающихся 10-12 лет
Данная методическая разработка направлена на изучение норм и правил этики здоровья обучающимися 10-12 лет через разнообразные формы, методы и приемы обучения (беседу, игры, работу по карточкам).
Тема «Этика и здоровье» многогранна, занимательна и ориентирована на познавательную активность разновозрастных обучающихся по изучению взаимовлияния этических норм и правил на здоровье человека.
Ориентированность методических приемов на активную деятельность обучающихся, накопление, осмысление и систематизацию информации при работе с таблицами и карточками позволит педагогам и классным руководителям использовать методическую разработку при проведении факультативов и внеклассных мероприятий.
Материалы: таблицы и карточки, простые карандаши.
Цель: формирование у обучающихся представлений о взаимовлиянии соблюдения этических норм и правил на здоровье человека.
Задачи
1. Обсудить и закрепить понятия «Этика» и «Здоровье»
2. Вспомнить и пояснить пословицы о здоровье, отождествлять позитивные и негативные этические факторы и качества, влияющие на него.
3. Формировать позитивное отношение к окружающим (сверстникам, взрослым).
План проведения
1. Беседа-диалог об этике и здоровье
2. Социо-игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
3. Проблемно-поисковая игра «Влияние этических норм и правил поведения на здоровье человека»
4. Работа по карточкам
Беседа-диалог об этике и здоровье
Педагог предлагает заслушать японскую пословицу «Забота о здоровье – лучшее лекарство» и высказать свое понимание данного высказывания.
Вопросы для обсуждения:
-Что такое этика? (философская наука о морали и нравственных качествах человека);
-Что такое здоровье? (естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений);
Для чего важно соблюдать этические нормы и правила? (чтобы сохранить нравственное и моральное здоровье)
-Что включает в себя нравственное здоровье? (ценности, установки и мотивы поведения);
-Что относится к моральному здоровью? (адекватное отношение к восприятию реальности и окружающим, позитивное отношение к людям)
-Как достичь общего здоровья? (здоровый образ жизни: физические упражнения, закаливание, водные процедуры, правильное питание; соблюдение этических норм и правил, дружелюбие и положительные эмоции)
Социо-игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Цель: учиться произносить позитивные, дружелюбные комплименты себе и сверстникам.
Методические рекомендации по проведению игры. Обучающимся предлагается встать в круг произнести комплименты по первой букве имени (своего и следующего по кругу сверстника).
Пример: я –Аня-активная, рядом со мной находится Даша-дружелюбная и т.д. (Катя-красивая, креативная, коммуникабельная, Ульяна-умная, улыбчивая, Зоя-заботливая, замечательная, Полина-привлекательная, прекрасная, Дина-добрая, дивная, дружелюбная, Настя-нежная, неотразимая, Маша-милая, мечтательная, Оля – очаровательная, ослепительная, обворожительная, Яна- яркая, Света- стройная, сказочная, симпатичная).
Проблемно-поисковая игра
«Влияние этических норм и правил поведения на здоровье человека»
Обучающимся предлагается вспомнить и пояснить пословицы о здоровье. (Пример: в пословицах и поговорках сосредоточена народная мудрость, постарайтесь вспомнить и раскрыть их смысл «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «В здоровом теле - здоровый дух», «Быстрого и ловкого болезнь не догонит», «Здоровому все здорово», «Здоровье не купишь - его разум дарит»)
Заполнить таблицу, записав позитивные и негативные этические факторы и качества, влияющие на здоровье человека
Работа по карточкам
Составить не менее 5 этических норм и правил, влияющих на здоровье человека. Обсудить правила в парах, высказав свою точку зрения партнеру.
|