Методическая разработка урока технологии по теме «Новогодняя карнавальная маска» для 2 класса
(53.6 Kb)
28.01.2015, 16:59
Коновалова Людмила Юозасовна
учитель начальных классов, МАОУ "СОШ № 21"
Современные образовательные технологии.
Проектная деятельность в младших классах.
Методическая разработка урока технологии по теме «Новогодняя карнавальная маска» (2 часа) 2 класс
Цель урока. Ознакомление с методом проекта, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.
Задачи урока. Обучающие: познакомить учеников с видами масок ; обучение приемам конструирования маски из бумаги.
Развивающие: развитие знаний о маске; знакомство с основными понятиями и терминологией метода проекта; развитие творческих способностей при создании маски.
Воспитательные: воспитание аккуратности при конструировании маски из бумаги; воспитание любви и уважения к видам искусства.
Зрительный ряд. Образцы масок из различных материалов; маски, изготовленные учениками и учителем из бумаги.
ТСО. Компьютер, мультимедиоприставка, экран, презентация к уроку «Маски».
Инструменты и материалы. Цветной картон, бумага, ножницы, карандаш, кисти, гуашь, вода, клей, подсобный материал.
Этапы и время фронтальной работы.
1этап-подготовительный.Время-20 минут. (дома дети искали материал о масках)
Введение в тему.
- Сегодня мы будем заниматься проектной деятельностью. Это очень большая работа. Давайте для начала выясним- что такое проект? (Проект – это разработанный план чего-либо (изделия, сооружения…))
- Какие профессии связаны с проектированием?(Архитектор-специалист по сооружению зданий.
Проектировщик-специалист по проектировке.
Дизайнер - специалист по дизайну (художественное конструирование предметов быта, интерьера, промышленных изделий.))
- Давайте попытаемся составить план нашей работы.(Этапы:
1 этап. Выбор изделия.
2 этап. Порядок выполнения работы.
Эскиз- это предварительный, неоконченный набросок, рисунок.
3 этап. Изготовление, вырезание, склеивание деталей, элементов изделия.
4 этап. Творческий отчет. Представление готового изделия.)
Легко?(нет)
Выбор изделия.
Снег на полях
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
Какой самый любимый праздник у детей и взрослых зимой? (Новый год)
Как вы к нему готовитесь? (украшаем елку, готовим наряды...)
Давайте представим что мы попали на бал-маскарад. Какой атрибут нужен, чтоб тебя не узнали? (маска)
Нужно ли это? ( чтоб костюм был полный)
Можем мы изготовить маску?
Для начала выясним- что такое маска?(Маска - предмет, накладка на лицо, которая надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица.)
Откуда появились маски? (Обычай надевать маски уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё первобытные люди использовали маски животных, чтобы представлять их. Танцуя в масках перед началом охоты, они надеялись умилостивить добрых духов и отпугнуть злых.
Во время раскопок были найдены многочисленные маски между слоями высушенной каши: добрых богов следовало кормить, следовательно, при каждой еде нужно было оставлять им немного пищи. В свою очередь маска-бог обещала своё покровительство и помощь кормившим её людям.
Маска могла использоваться для устрашения не только злых духов, но и противника. Но чаще маска рассматривалась как средство защиты от злых духов.
Широко известен и обряд надевания масок на умерших, чтобы защитить их во время путешествия в потустороннем мире. Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека. Самая известная из таких масок - золотая маска Тутанхамона. В 1922г археолог Говард Картери лорд Корнарвон, нашли гробницу фараона. В нескольких саркофагах, последний из которых был из чистого золота, весом более 110 кг., находилась мумия Тутанхамона. Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями – от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Исследователи мумии установили её портретное сходство с золотой маской фараона. Известны посмертные маски А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л. Бетховена и других знаменитых людей. Маски снимались и с лица живого человека (например, прижизненные маски Петра1, И.В.Гёте).
Маски изготавливались из разных материалов: глины, ткани, тонкого или толстого дерева, золота и других металлов. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства.
У папуасов Новой Гвинеи сохранились великолепные маски из перьев, которые они надевали во время ритуальных церемоний. А в наши дни маски с успехом используются во время многочисленных фестивалей и карнавалов.
Самой популярной и самой загадочной вещью во времена античности, когда в лицедействе участвовало всего 2-3 актёра являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Так в театрах Древней Греции и Рима с огромными зрительными залами маски стали необходимы для актёра. Изготовлялись они из дерева, гипса, имели преимущественно карикатурные черты, часто передавали портретное сходство, но были тяжелы и неудобны. В спектаклях переодевания были частым явлением, поэтому появились сдвоенные, строенные маски, позволяющие моментально менять один сценический облик на другой из доброго в злого, из старого в молодого, из весёлого в грустного. Актёры играли только в масках с лицами больше головы (маски делались большими, чтобы их было хорошо видно многочисленным зрителям). Маски делались и из холста; с помощью гипса им придавалась различная форма, при этом оставлялись прорези для глаз и рта. Затем маски раскрашивали и сверху крепили парик. Для усиления голоса маски-шлемы снабжались изнутри металлическими резонаторами.
В Греции театральные маски использовались для выражения эмоций. Римские маски – возрождение портрета. Африканские – шаманские маски.
Маска скрывала истинную суть происходящего. Она была знаком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному. Под масками спрятано глубокое отличие мира древнего, ритуального от обычного, человеческого, освобождённого от высоких помыслов. Эти миры ещё не стали полярными, но их равновесие нарушилось: маска означала переход от одного состояния к другому.)
Какие виды масок знаете вы? (театральная, обрядовая, карнавальная, косметическая, медицинская- В Венеции, во времена чумы, когда доктора посещали больных, они надевали маски с длинным птичьим клювом. В длинный, клювообразный нос маски они капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ. Доктора в таком обличие выглядели очень зловеще и были похожи на жуткую птицу. Этот образ делала еще более мрачным специальная палка, которую они держали в руках, чтобы не прикасаться руками к больному чумой.)
Формы масок? (закрытая, полузакрытая).
Поставьте цель нашего проекта? (создание карнавальной маски).
Как вы думаете возможно ли закончить работу на одном уроке?(нет)
Да, над проектом мы будем работать 2 урока.
Физминутка. «Мимика лица». (1 мин)
Чтобы маску изготовить,
Себя нам надо подготовить.
Физминутку проведем
И немного отдохнем.
Встали, плечи опустили,
Грусть – печаль изобразили.
Развели подальше руки,
Не будем умирать от скуки.
Радость на лице у вас –
Покажите мне сейчас!
Если чем-то удивились,
То в лице вы изменились.
Руки кверху поднимите –
Удивленье покажите.
Рассердились вы на что-то
Сделайте мне три притопа.
Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!
Если хитрый весельчак,
Сделает он просто так:
Подмигнули, улыбнулись.
И на место все вернулись.
2 этап- Порядок выполнения работы. 20 минут
У вас на партах есть шаблон.
Определим порядок выполнения работы. ( 1. расположения листка, 2.
обводим шаблон- можно изменить форму маски, увеличив ее, добавить элементы, 3. Эскиз. Что такое эскиз? (Эскиз- это предварительный, неоконченный набросок, рисунок.),4. Работа в цвете.)
Сегодня на уроке важно продумать каждую деталь вашего изделия, важно сохранить соответствие вашего изделия и эскиза.
Отметки за работу: 1. соответствие изделия эскизу, 2. аккуратность, эстетичность.
Выполнение работы.
Итог. Представление эскизов (Я выбрал маску...Почему выбрал...)
Д.з. Подобрать материал, инструменты для изготовления маски.
3 этап- заключительный. Время-40 минут.
Изготовление изделия
Над чем мы начали работать на прошлом уроке?(проект- новогодняя маска)
Что такое проект? (это разработанный план чего-либо (изделия, сооружения…)
Покажите свои эскизы.
Какие материалы вы подготовили для работы?
Какие инструменты вам понадобятся?
Какая техника работы может пригодиться?( аппликация, мозаика, коллаж-наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры)
Этапы работы:
1. шаблон,
2. вырезы для глаз,
3. детали,
4. склеивание,
5. резинка.
-Прежде чем приступить к работе нам надо вспомнить:
Памятка работы с ножницами:
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
Ножницы кладите кольцами к себе.
Следите за движением лезвий во время резания.
Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Передавайте ножницы кольцами вперёд.
Используйте ножницы по назначению.
Храните ножницы всегда в определённом месте.
Памятка при работе с клеем:
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой. Осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Изготовление маски.
Презентация результата.
В руках эскиз маски, маска на ребенке.
Получилось ли реализовать свой проект? Почему?
Какие материалы, технику использовал?
Что было трудно?
Выступление- песня, стихотворение или поздравление с новым годом.
Выявление и поощрение самой оригинальной и самой аккуратной работы и самого хорошего выступления.
Людмила Юозасовна!Спасибо за разработку. Интересный содержательный урок, много интересной информации об истории маски. Особенно понравилась идея с презентацией результата на заключительном этапе урока, когда учащиеся готовят поздравление с Новым годом. А сами ребята, думаю, должны быть в восторге от результатов своего труда. Но вот что смущает: 1) Вы пишете «Цель урока. Ознакомление с методом проекта, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике» Вопрос: про какие навыки и умения Вы упоминаете? 2) обратите внимание на задачи урока. В обучающих задачах Вы указываете глагол «познакомить», а в других задачах Вы пишете существительные: «Развивающие: развитие знаний о маске; знакомствос основными понятиями и терминологией метода проекта; развитие творческих способностей при создании маски.Воспитательные: воспитание аккуратности приконструировании маски из бумаги; воспитание любвии уважения к видам искусства». Получается расхождение. 3) в ТСО Вы пишете: «Компьютер, мультимедиоприставка, экран, презентация к уроку «Маски». Всоответствии с п.8 Требованийк оформлению конкурсных работ в номинации «Методические разработки на новогоднюю тематику»: «Методическая разработка должна бытьполной, законченной. Например, если в ее тексте упоминается о презентации, то презентация должна стать неотъемлемой частью конкурсной работы». Надеюсь на понимание. С уважением, Ирина Владимировна.
В методической разработке отражено использование новых методов и форм организации учебного процесса в начальной школе. Хочется отметить воспитательную ценность представленной работы, ее ориентированность на целевую аудиторию.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.