Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Презентации » Презентации к классным часам и родительским собраниям


Внимание и внимательность младшего школьника

СКАЧАТЬ (624.1 Kb) 01.04.2015, 10:53
Артеева Екатерина Яковлевна
учитель начальных классов, ГОШИ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А.Спиридонова

 
Родительское собрание во 1 классе на тему: Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?
(интеллектуальная мастерская)
Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
2. Выявление проблем развития внимания.
3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.
4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.
6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.
2. Подготовка памяток для родителей.
а) Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания.
б) О развитии произвольного внимания у младших школьников.
3.Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителями.
4. Подготовка опросника «Я и мой ребенок».
5. Анализ работы учащихся на уроках, проверка устойчивости внимания учащихся в учебной деятельности.
Для проверки внимательности учащихся им предлагаются следующие задания:
а) Нарисуй точки в тетради так, как они расположены на листочке (рисунок заранее готовится учителем).
б) Подчеркни слово, в котором есть буква «д»: Портной, подвал, антракт, земляк.
в) Каким по счету будет в перечне слов слово «мот»? Рот, кот, мот, год, крот.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) выставка литературы о внимании, познавательных процессах личности ребенка и других разделах психологии.
2) Листы и карточки с описанием игр и упражнений по развитию внимания.
3) Компьютер , презентация к уроку.
7) результаты анкет
9) Буклет с упражнениями на развитие внимания в домашних условиях, краткими данными о психологическом процессе - внимании.
10) на доске изображение ребенка, на партах у родителей 3 листа с фломастерами.

Этапы собрания Ход собрания.

I. Организационная часть. Введение в тему собрания.
Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.
- Здравствуйте, дорогие родители! Очень рада вас видеть в нашем светлом и уютном кабинете!
Мы сегодня собрались с вами обсудить такой психологический процесс - внимание.
II. Анализ результатов теста проведённого с родителями.
Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...».
Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу. Учитель записывает их рядом с изображением ребенка на доске.
- Мы с вами изобразили модель, которая на ваш взгляд отражает внимательного ученика. Давайте углубимся в этот вопрос, а что же влияет на внимательность младшего школьника?
- Проводится тест для родителей.
III. Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».

Этап 1. Освоим понятия.
Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».
Слайд №2 На центральной из них написано: «Внимание - это важно!»
«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».
Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?

Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло.
При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.
Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность, умение доводить дело до конца.

Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.

Слайд №3 «Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд .№4 «Особенность внимания»:
Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд №5 «Виды внимания».
Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Слайд № Свойства внимания:
Слайд № Концентрация внимания. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.
Слайд № Устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.
Слайд № Переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.
Слайд № Распределение внимания – умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Слайд № Объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.

Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Приведу вам пример ошибок ребят нашего класса объясню с чем чаще всего это связано. (график ошибок на уровне всего класса.)

1. если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки-зуки).
А также если ребёнок добавляет в слова гласные буквы (тарава-трава)

2. если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва-трава)

3. если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания.(молоко - ломоко)

Конечно, хочется отдохнуть после работы. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна.



- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания , освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.
(Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает тест).

Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)

Упражнение 1. «Запоминай порядок»
1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

Упражнение 2. «Заметить все»
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Упражнение 3. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).




- В завершении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание? Потому как роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Чтобы наша модель ученика была реальна.
1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».
3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.
4. Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!
X. Разное.

XI. Заключительное слово классного руководителя.

 

Категория: Презентации к классным часам и родительским собраниям | Добавил: arteeva
Просмотров: 6084 | Загрузок: 756 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Елена (26081995)   (17.05.2015 17:28) [Материал]
Интересная подборка игр, посоветовала своему психологу обратить внимание на вашу работу

К сожалению я в своей работе  часть сталкиваюсь, с тем, что у многих детей рассеянное внимание, спасибо вам за подборку дидактических игра на внимательность)

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог