Цель внеклассного мероприятия: формирование, становление, развитие музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры. Эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения классического искусства, проявление обученности в знаниях о музыке и в музыке.
Задачи: 1.Развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально — эстетического отклика на произведения искусства.
2. Знакомство учащихся с классической музыкой во всем богатстве ее форм и жанров.
3. Развитие потребности у учащихся в общении с высокохудожестсвенной музыкой.
Ход внеклассного мероприятия.
(класс делится на команды)
Вед. Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня перед нами за 45 минут пролетит
жизнь знаменитого человека, великого композитора ХХ века. Спрятана она за семью печатями. Ответив на семь вопросов мы с вами узнаем фамилию этого композитора, и впишем фамилию в знаменитую фразу Галины Павловны Вишневской
Слайд 2: «Все, что хотел сказать __________________
О чем он думал, он говорил своей музыкой, и
Она остается в веках...»
(Г. П. Вишневская)
Вед. Наша сегодняшняя встреча с музыкой посвящена творчеству одного из величайших композиторов ХХ века. Многие из вас наверно слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычно одаренном и выдающимся. Эти слова неоднократно произносили и в адрес нашего героя. Еще в юности, когда ему было только 17 лет, в печати его уже общенародно называли гением. Его учитель по консерватории, замечательный композитор Александр Константинович Глазунов, так говорил о герое нашей викторины - «наш Моцарт». Кто же он, мы попытаемся узнать с вами, ответив на семь вопросов, семь печатей — за ними спрятана фамилия этого композитора. Итак...
Вопрос первой печати.
Детство и юность нашего героя совпали с эпохой революционных потрясений. В 1919 году он, тринадцатилетним мальчиком, пришел поступать в Петроградскую консерваторию Приемная комиссия была поражена его удивительной музыкальностью.
Слайд 3. Директор консерватории, известный композитор Александр Константинович Глазунов очень помог нашему герою, выхлопотав для него у наркома просвещения академический паек, что было жизненно важным в то голодное время.
Внимание, вопрос:
Назовите фамилию наркома просвещения, выбираем из четырех вариантов
Слайд 4: а) Ф.Э.Дзержинский
б) И.З.Штейнберг
в) А.В. Луначарский
г) К.С. Станиславский.
(При правильном ответе, появляется следующий слайд)
Слайд 5: Фотография А.В. Луначарского.
Вед. Да ребята, это Анатолий Васильевич Луначарский. Его портрет перед вами.
(За правильный ответ вручается «печать» команде ответившей верно).
Вопрос второй печати.
Вед. Царила разруха, консерватория не отапливалась. Но тогда, еще юный наш герой, мужественно переносил лишения. Многие студенты из-за холода пропускали занятия, но герой нашего дня, по воспоминаниям сокурсников отличался «неукоснительной регулярностью посещений» Кроме того, он подрабатывал как пианист — иллюстратор, аккомпанируя киносеансам (кино тогда еще было немым). В последствии наш герой сам стал сочинять музыку к кинофильмам. Это кинофильмы «Встречный», «Человек с ружьем» (слайд 6) «Молодая гвардия», «Овод» (слайд 7), «Король Лир», «Трилогия о Максиме» (слайд 8).
(Слайд 10) Сейчас прозвучит мелодия из кинофильма «Юность Максима», а вы должны вспомнить и напеть четыре строчки песни из этого кинофильма.
Ответ:
«Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится, хочет упасть,
Кавалер барышню хочет украсть...»
(за правильный ответ выдается «печать»).
Вопрос третей печати.
Сейчас вы посмотрите отрывок одного знаменитого произведения в исполнении учащихся нашей школы. Для художественного фильма с этим сюжетом наш герой также написал музыку. Посмотрев, скажите пожалуйста, что это за литературное произведение и кто его автор?
Быть иль не быть - таков вопрос; что лучше,
Что благородней для души: сносить ли
Удары стрел враждующей фортуны,
Или восстать противу моря бедствий
И их окончить. Умереть - уснуть -
Не боле, сном всегдашним прекратить
Все скорби сердца, тысячи мучений,
Наследье праха - вот конец, достойный
Желаний жарких. Умереть - уснуть.
Уснуть. Но сновиденья... Вот препона:
Какие будут в смертном сне мечты,
Когда мятежную мы свергнем бренность,
О том помыслить должно. Вот источник
Столь долгой жизни бедствий и печалей.
И кто б снес бич и поношенье света,
Обиды гордых, притесненье сильных,
Законов слабость, знатных своевольство,
Осмеянной любови муки, злое
Презренных душ презрение к заслугам,
Когда кинжала лишь один удар -
И он свободен. Кто в ярме ходил бы,
Стенал под игом жизни и томился,
Когда бы страх грядущего по смерти
Неведомой страны, из коей нет
Сюда возврата, - не тревожил воли,
Не заставлял скорей сносить зло жизни,
Чем убегать от ней к бедам безвестным.
Так робкими творит всегда нас совесть,
Так яркий в нас решимости румянец
Под тению пускает размышленья,
И замыслов отважные порывы,
От сей препоны уклоняя бег свой,
Имен деяний не стяжают. Ах,
Офелия. О нимфа, помяни
Грехи мои в своей молитве.
Вед. Опять предлагаю 4 варианта ответа.
(Слайд 11) а) Н.В. Гоголь «Мертвые души»
б) У. Шекспир «Гамлет»
в) А. А. Фадеев «Молодая гвардия»
г) Э. Л. Войнич «Овод»
(Слайд 12 «Гамлет» У. Шекспир)
за правильные ответы получают «печать»
Вопрос четвертой печати.
Сейчас вы услышите известную песню, музыку к которой написал наш герой. Вам задание узнать о каком событии поется в этой песне, и кто герой этого события. (Слайд 13) Для ответа на этот вопрос 4 варианта не понадобится. Слушаем внимательно.
(Звучит песня «Родина слышит, родина знает» музыка Д.Д.Шостаковича, слова Е.А. Долматовского (аудиозапись)
(Слайд 14) Вед. Да, правильно. Это 1961 год. Ю.А. Гагарин. Полет в космос.
За правильный ответ получают «печать»
Вопрос пятой печати
Вед. Очень много музыки написал наш герой и для детей. Сейчас вы услышите пьесу, она называется также, как и старинный музыкальный инструмент. Это музыкальный ящик — внутри него небольшой механический органчик с трубками и мехом, как у гармошки. Музыкант крутит ручку, и специальный валик приводит в движение весь этот механизм. А свое название этот музыкальный ящичек получил по названию одной из песенок, которую он играл, в переводе с французского «очаровательная Катрин»
(слушание музыки в аудиозаписи)
Предлагаю вам 4 варианта ответа. (Слайд 15)
а) клавесин
б) клавикорды
в) музыкальная шкатулка
г) шарманка
Слайд 16
За правильный ответ получают «печать»
Вопрос шестой печати.
Вед. Художественное направление, которое сформировалось в конце ХVIII до начала ХХ века, сначала в литературе, затем в музыке. Это направление в музыке особенно проявило себя во второй половине ХIХ века, тесно связано с музыкальной классикой, реализмом. Развивается камерная вокальная лирика и оперы. В инструментальной музыке появляется много фортепианных миниатюр ( песня, ноктюрн, вальс, мазурка) у композиторов
Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р.Шумана. Это направление обогатило фактуру, инструментальный состав симфонического оркестра. В конце ХIХ — начале ХХ века искрометно проявляется творчество композиторов Г. Малера, Р. Штрауса, А. Скрябина. Духовная мощь этого направления в музыке сохранилась у многих композиторов ХХ века — С.С. Прокофьева, Б.Барток и также у нашего героя.
Традиции этого направления вырисовываются у многих современных композиторов. Сейчас прозвучит произведение известного башкирского композитора (слайд 17) Рима Махмутовича Хасанова «Утренний туман». Прослушав его вы без труда назовете это направление в музыке.
Слайды 18 – 32 (слушание музыки «Утренний туман» Р.М.Хасанов)
Предлагаю варианты ответа
Слайд 33.
а) романтизм
б) классицизм
в) импрессионизм
г) барокко
За правильный ответ вручается «печать».
Вопрос седьмой печати.
Вед. Итак, вернемся к нашему герою. Романтических произведений у него не так много. А известен он как великий симфонист. Его перу принадлежат 15 симфоний, и все они не похожи одна на другую. Сегодня мы вспомним его самую знаменитую симфонию. Ту самую, что начала создаваться во время Великой Отечественной войны в осажденном фашистами городе Ленинграде, ту самую, которая звучала на развалинах Цхенвала в 2008 году в исполнении Симфонического оркестра под управлением В. А. Гергиева (слайд 34). Это произведение настолько широко известно, что его узнают только по началу главной темы, которую сам композитор назвал... Вы должны сказать, как же назвал герой нашего дня главную тему своей знаменитой симфонии. Если вы назовете, какая по счету эта симфония и ее название — это будет большим плюсом.
Слайд 35.
а) тема мира
б) тема счастья
в) тема нашествия
г) тема победы
Вед. Да, это великая 7-ая Ленинградская симфония и прозвучала тема нашествия.
( За правильный ответ вручается «печать»)
Вед. И кто герой нашего дня?
Ответы учащихся.
Да, действительно, это Дмитрий Дмитриевич Шостакович. (слайд 36)
Его искусство было вызвано к жизни эпохой грандиозных социальных потрясений, эпохой рождения нового мира и нового человека. Закончив наше мероприятие запишем фамилию Д.Д.Шостаковича в высказывание Г.П. Вишневской.
Слайд 37
«Все, что хотел сказать Шостакович
О чем он думал, он говорил своей музыкой, и
Она остается в веках...»
(Г. П. Вишневская)
|