Программное содержание:
• Сформировать у детей понятие об опере; обогащать речь музыкальными терминами (ария, дуэт, трио, квартет, хор, симфонический оркестр, оркестровая яма, дирижёр).
• Слушать фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
• Закреплять навыки восприятия музыки: определять характер, узнавать и называть звучание музыкальных инструментов.
• Развивать фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в танцевальной импровизации.
• Формировать интерес к поэзии А.С.Пушкина, музыке Н.А.Римского-Корсакова, сказочной живописи, способность к эмоциональному отклику на художественные образы.
Предварительная работа:
1. Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина и композитора Н.А.Римского-Корсакова.
2. Слушание музыкально-литературной композиции по сказке А.С.Пушкина и одноимённой опере Н.А.Римского-Корсакова.
3. Просмотр мульфильма «Сказка о царе Салтане».
4. Рассматривание иллюстраций И.Я.Билибина, В.А.Серова, Б.В.Зворыкина, А.М.Куркина к сказке.
5. Разучивание фрагментов сказки А.С.Пушкина.
6. Рисование на тему сказки в свободное время.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите на экран и назовите имя этого великого русского поэта. (Дети называют).
Правильно, вы все знаете, какие прекрасные сказки написал А.С.Пушкин. Назовите знакомые вам сказки. (Ответы детей).
Да, одна из них – «Сказка о царе Салтане».
Выдающийся русский композитор – Н.А.Римский-Корсаков был замечательным музыкальным сказочником. К 100-летию со дня рожденияА.С.Пушкина он написал оперу «Сказка о царе Салтане».
Это что за представленье,
Зрителям на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт,
Но любой артист поёт.
Вот так чудо-расчудесное,
Разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют,
В театре оперой зовут.
У оперы один закон,
Всем петь приказывает он,
А песня в опере важна,
Зовётся арией она.
С.Волков
Ария – большая песня главного героя. В арии наиболее полно раскрываются основные черты характера персонажа. Это музыкальный портрет действующего лица.
Петь в опере могут и несколько певцов вместе. Совместное исполнение называется ансамблем. Ансамбль из двух исполнителей – это дуэт.
… такое исполненье,
Когда трое выступают,
Музыканты во всём мире
Словом «трио» называют.
С.Волков
Ансамбль из четырёх исполнителей называется квартетом.
В опере обязательно поёт хор – это большой певческий коллектив.
Симфонический оркестр – непременный участник музыкальных спектаклей. Оркестр не только сопровождает пение, но и раскрывает смысл происходящего действия, создаёт звуковые картины природы, обрисовывает окружающую героев обстановку.
В театре оркестр располагается в оркестровой яме. Находится она между первыми рядами зрителей и сценой. Оркестровая яма отгорожена от зрительного зала барьером.
Музыкально-дидактическая игра «Узнай и назови инструменты симфоническогоорукестра» (струнные, духовые, ударные)
Для того, чтобы руководить большим музыкальным коллективом, необходим дирижёр.
Он оркестром управляет,
Хотя сам и не играет…
Палочкой взмахнул своей,
Как волшебник-чародей,
Указал, кто начинает,
И когда солист вступает,
Где ударные звучат,
И где струнные молчат.
С.Волков
Подвижная игра «Оркестр»
Музыкальный руководитель. Ребята, вы все знаете «Сказку о царе Салтане», расскажите, какие чудеса были в городе Леденце. (Ответы детей).
– Как описывает первое чудо А.С.Пушкин?
Ребёнок.
…Есть там белка, что при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
«Во саду ли, в огороде».
Посмотрите как изобразили палехские мастера белочку.
А вот так белочка представлена в опере. Её характеризует русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде».
Мелодию с характерным свистящим звуком исполняет флейта-пикколо (это маленькая флейта с высоким звуком) в сопровождении колокольчиков.
Сейчас мы послушаем «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Итак, первое чудо – белочка.
Слушание первого чуда.
Игра на металлофонах мелодии русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Хоровод «Во саду ли, в огороде».
Музыкалный руководитель. Расскажите про второе чудо.
Ребёнок.
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Вот так красочно изобразил богатырей художник А.М.Куркин.
. Послушаем второе чудо – тридцать три богатыря. Подумайте о характере музыки.
Слушание второго чуда (музыка маршевая, бодрая, чёткая, энергичная)
Музыкальный руководитель. Наши мальчики тоже растут настоящими богатырями. Они такие же смелые и бодрые.
«Танец богатырей», музыка А.Н.Пахмутовой, автор движений А.И.Буренина.
Музыкальный руководитель. И, наконец, как А.С.Пушкин написал о третьем чуде?
Ребёнок.
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Художник М.А.Врубель изобразил сказочную Лебедь-птицу и назвал свою картину «Царевна Лебедь».
Рассказ ребёнка по картине М.А.Врубеля «Царевна Лебедь».
А такую Царевну Лебедь мы можем увидеть в опере.
Послушаем музыку, рисующую облик прекрасной Царевны Лебеди. Обратите внимание, как широко и привольно звучит у скрипок задушевная мелодия, воспевающая радость, счастье и победу добра над злом.
Слушание третьего чуда.
Музыкальный руководитель. А теперь девочки превратятся в прерасных лебедей.
Танец-импровизация, девочки изображают Царевну Лебедь.
Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше путешествие в сказку.
Итог занятия.
Музыкальный руководитель прощается с детьми и педагогами песенкой «До свиданья…»
|