Мамина Ю.В.
Учитель-логопед филиал МБДОУ – детский сад комбинированного вида «Надежда» - детский сад комбинированного вида № 475 г. Екатеринбург
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Звук [Э] и буква Э.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить со звуком [Э], его артикуляционным образом.
Познакомить с буквой Э.
Коррекционно-развивающие:
Закреплять умение определять гласный звук в начале слова.
Развивать фонематический слух на данный акустический образ.
Развивать навыки звукового анализа.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Закрепить названия частей дома.
Закрепить умение образовывать сложные слова: одноэтажный, многоэтажный и т.д.
Закреплять словарь по теме «Электроприборы».
Учить составлять сложные предложения с союзом для того, чтобы.
Развивать зрительную память.
Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.
Работать над силой голоса.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля.
Воспитывать умение слушать своих товарищей.
1. Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.
2. Артик. гимнастика
- Угадайте, какие звуки здесь изображены. (Дети угадывают по артикуляции гласные и называют их) (слайд №2)
3. Сообщение темы.
- К нам в гости пришла девочка Эля. (слайд № 3)
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы? (слайд № 4)
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
4. Звуковой анализ и развитие слухового внимания.
- Эля хочет посмотреть, какие вы внимательные, послушайте сколько раз она хлопнет, столько звуков [Э] вы выкладываете сигнальчиками. (слайды №5,6)
5. Речевая зарядка.
- По дороге мы поиграем в «повторялки» с мячиками (дети катают мячики между ладонями)
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ
6. Выделение звука в словах.
- Идет Эля по улице (слайд №7) и видит едет ...(экскаватор) (слайд № 8) Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе? Посчитайте, сколько слогов в слове экскаватор?
7. Образование сложных слов.
Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля? (слайд №9)
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
- Какие еще части есть у дома? В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
7. Физ. минутка.
- Мы руками хлоп, хлоп, хлоп,
- Мы ногами топ, топ, топ.
- Кулачками постучим,
- Повернемся и молчим.
- Давайте покажем звук [Э]. И.П. – руки вытянуты вперед, подняты на уровне диафрагмы, ладонями вверх.
При произнесении звука [Э] руки развести в стороны, выполнить покачивающие движения вверх-вниз.
8. Звуковой анализ.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк. (слайд №10) - Каких животных вы видите в зоопарке? Голоса, каких животных вы слышите? (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить. (слайд № 11) Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 12)
- Послушайте, как подает голос страус. (слайд № 13) Это страус ЭМУ.
- Составьте схему этого слова. (слайд №14) Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Последний? Сколько слогов в слове?
9. Работа с предложениями.
- На нашем пути магазин. (слайд № 15). Что в нем продают? (электроприборы)
- В этом слове есть звук Э?
- Почему их так называют?
- Эля купила в магазине ... Что она купила? (слайд №16)
- Для чего она купила холодильник? Для чего нужны остальные электроприборы?
10. Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э]. (слайд № 17)
- На что она похожа? (слайд №18)
• Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун — буква Э!
• Над полями в синеве пролетает буква Э
Это ласточка весной возвращается домой.
• Буква Э - это настоящий склад эклеров.
- Давайте сделаем букву Э руками.
- А сейчас прочитаем букву Э в домике. (Дети читают букву Э в домике, увеличивая и уменьшая силу голоса) (слайды №№ 19,20)
11. Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами. (слайд № 21)
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
- Какие электроприборы продавались в магазине?
|