Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Презентации » Презентации по внеурочной деятельности


Конкурсная презентация по внеклассной работе по теме "Пословицы и поговорки -"кладовые" мудрости народа

СКАЧАТЬ (2.91 Mb) 22.03.2014, 19:10
Куроедова Ольга Ивановна
Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ№1" п.г.т.Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
ТВОРЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ - «КЛАДОВЫЕ» МУДРОСТИ НАРОДА»
Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»
Актуальность исследования обусловлена:
 недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как малых жанров фольклора на развитие речи школьников;
 значением изучения пословиц и поговорок для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников.
Проблема исследования видится в том, жив ли фольклор в современном мире?

Цели: Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
• уточнить значения некоторых из них;
• развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
• учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
• выявить особенности русских народных пословиц и поговорок;
• развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.

Гипотеза исследования
Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Задачи:
1. Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.
2. Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Пословицами интересовались и многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре и в книгах.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.
Владимир Иванович Даль назвал пословицу коротенькой притчей – малым поучительным художественным произведением. Притча – это иносказание, иносказательный рассказ, нравоучение, поучение. Так и пословица – иносказательное поучение о явлениях жизни, природе, человеке.
На всякого Егорку есть поговорка.
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Красна речь с поговоркой.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Пословицы часто строятся на употреблении слов с противоположным значением – антонимах: «Мал золотник,да дорог», «Из большой тучи малый дождь», «После большого веселья слезы бывают».
У различных народов мира пословицы нередко очень близки по сути. Например, японской пословице «Перо сильнее меча» вполне соответствует русская –
«Что написано пером, не вырубишь топором»
За каждой пословицей стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – древняя истина, проверенная годами.
Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.
Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками.
Ученые сходятся во мнении, что пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить.
Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.
Организация работы над проектом:
1.Знакомство с научно-популярными, художественными изданиями по теме проекта.
2. Сбор необходимых материалов для составления опросного листа.
3. Наблюдение за тем, какую роль играют пословицы и поговорки в современной жизни.
4. Подведение итогов работы над проектом.
5. Оформление брошюры.



Категория: Презентации по внеурочной деятельности | Добавил: kuroedova-olga
Просмотров: 7880 | Загрузок: 780 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Ольга Ивановна! Спасибо за интересную и познавательную презентацию! Красочный шаблон, доступная информация. Один совет по улучшению ресурса: замените мутные и некачественные картинки. Они портят всё отношение к презентации. Удачи в конкурсе!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог