Презентация "Гостья из леса" для старшего дошкольного возраста
(10.3 Kb)
· (19,3 МБ)
18.01.2013, 00:21
Бычкова Анна Ивановна
Воспитатель, МАДОУ ЦРР детский сад № 26
История новогодней елки
Традиция украшения деревьев к празднику существовала в мире со времен Древнего Египта. В далеком прошлом люди украшали просто деревья. Считалось, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях новогодние украшения: угощения, подарки, пытались задобрить этих духов. Египтяне, правда, за неимением елей украшали пальмы. Традиция украшать елку насчитывает свыше 2000 лет. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь. Ели, как священному дереву, стали поклоняться еще жители древней Германии. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками. «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Жители древней Германии верили, что именно в ней обитают духи - хранители всего живого, что ель может справиться со злыми силами своими иголками. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Чаще всего начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора. Есть легенда об одном мальчике. Его звали Мартин Лютер, который на кануне Рождества в 1513 году поразился красоте сверкающих на елке снежинок, похожих на небесные звезды, принес домой елочку и украсил ее свечами. Немцам этот обычай так понравился, что они распространили его на прочие страны, в которые въезжали. Освоенный в Германии обычай к началу XIX столетия начинает распространяться по другим странам Европы. Первыми переняли у немцев рождественское дерево жители северных европейских стран, хотя наряженная елка не получила среди них полного признания вплоть до середины XIX века. Гораздо чаще хвойными ветками они украшали лишь потолок и двери домов. Иногда же вместо елки использовался обвитый красной и зеленой бумагой шест, освещенный восемью или десятью свечками. Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали употреблять в качестве рождественского дерева. Устройство елки рассматривали как истинно христианское дело, свершаемое в память об искупительном рождении младенца Иисуса. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества. Дерево (а иногда лишь одна его ветка) стояло в доме в течение всего праздничного периода. Во многих местах считалось необходимым выносить елку из дому перед Двенадцатой ночью (или Богоявлением). В Сочельник установленную в доме елку украшали блестками, мишурой, освещали свечками, лампочками или фонариками. Под ней или же на ее ветвях раскладывали подарки вначале только для детей, а позже — и для остальных членов семьи. В языческие времена новый год на Руси праздновали 1 марта.
В этот день славяне старались умилостивить своих богов, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями. С 988 года, после принятия христианства, новый год стали праздновать в Симеонов день - 1 сентября. И только с 1700 года наши предки стали отмечать его в январе. Петр I, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево. Вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило, и он незамедлительно ввел в России обычай на Рождество украшать хвойное дерево разного рода игрушками и яствами, а также зажигать свечи и фейерверки. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. И именно Петр I допустил ошибку в определении рубежа эпох. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год и новый столетний век». Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года на Красной площади. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. Окончательно празднование Рождества с рождественской ёлкой в России стало традиционным в середине XIX века. В те времена было модно женить своих детей на знатных невестах и женихах из германских княжеств. Обосновавшись на новом месте, они стремились завести здесь свои обычаи и порядки. Первая публичная ёлка в России была установлена в 1852 году в Петербурге, в большом зале Екатерининского вокзала при большом скоплении народа. Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. С середины XIX века в России укоренилась мода на театрализованные новогодние представления, очень похожие на те, к которым мы все привыкли с младенчества. Пышную, большую, душистую елку привозили из лесу, ставили посреди гостиной, украшали игрушками, разноцветными бусами, серпантином, сладостями, завернутыми в фольгу. С наступлением Советской власти в стране началась антирелигиозная кампания.
В 1927 году Рождество перестает быть праздником, а рождественская ёлка объявляется религиозным пережитком. Но её продолжали тайно устанавливать во многих семьях. Чтобы снять напряженность в этом вопросе, перед наступающим 1936 годом ёлка была разрешена, но как новогодняя. И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем. Огни же главной елки страны, Кремлевской, впервые зажглись в 1954 году.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.