Сегодня: 20.04.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья «Основные направления творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

26.11.2013, 22:49
Меркулова Виктория Павловна
воспитатель, ГБОУ школа-интернат №23 г.Белгород
Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23 II, III, IV и VI видов.

Гонская Яна Александровна – педагог-психолог
Меркулова Виктория Павловна – воспитатель

«Основные направления творческих способностей у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». [1, c.23]
Л.Н.Толстой
В начальном обучении одной из проблем, требующей важного внимания и решения, является развитие творческих способностей. Анализ в методической литературе говорит нам о том, что искусство обладает огромными возможностями в развитии творческого потенциала и развития детей. Для этого, необходимо грамотно подобрать содержание подходящее детям учебного материала и определить его с возрастными возможностями детей. Немало важным является ввести в занятие особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное усвоение знаний, умений и навыков. На наш взгляд более привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются такие виды деятельности как: рисование красками, аппликация, бисероплетение, лепка, мягкая игрушка. Дети с большим интересом посещают занятия, стараются выполнять и повторять за руководителем все действия. Изготовление игрушек и поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творчества, также способствуют развитию мелкой моторики. Данный учебный предмет реализует следующие цели:
Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
-Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
-Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми
умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию
объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
- Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
- Умение выделять признаки и свойства предмета;
-Умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов.
Практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Творчество заложено в генах человека. Наиболее ярко эта черта проявляется в детстве. Ребенок стремится создать что-то новое, красивое, проявить себя в этой работе. Через созидание ребенок проявляет свои чувства и находит реализацию для способностей. Главная задача родителей – помочь и одобрить начинания своего чада, направить и научить воплощать все идеи в жизнь. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, оценивать деятельность, активность, инициатива. Как известно в детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Многие ли задумываются над тем, что творческие способности детей необходимо развивать. К сожалению, большинство взрослых не уделяют или не хотят уделять должного внимания развитию детского воображения, тем ограничивают возможности детей в будущем. Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают и в социуме, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. Так что даже если ребенок и не страдает отсутствием воображения, необходимо уделять должное внимание развитию его творческих способностей.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс.[1,с.34]. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных способностях, но и о технических творческих способностях, о математических способностях и т.д.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Данные способности вместе встречаются только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности. Талант может проявляться в любой деятельности, а не только в области науки или искусства. Из этого стоит отметить, что талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий.
Развитие музыкальных способностей можно начинать с первых дней жизни ребенка. Дети очень чувствительны к звукам, по голосу и интонации они легко угадывают настроение и состояние родителей, а при продолжительном воздействии звуков музыки или телевизора становятся раздражительными и беспокойными. Знакомство с музыкой начинается с колыбельных песен. В младшем школьном возрасте используется прослушивание детских произведений, совместное разучивание песенок, упражнения с музыкальными инструментами, инсценировки. Развитие музыкальных способностей ребенка зависит при активном участии и интересе родителей.
Нами была поставлена задача - показать, как фольклор занимает одну из главных ролей в жизни детей. Как народное творчество помогает раскрыть в ребенке не раскрытое ранее? Для решения этой задачи, было выделено несколько направлений: использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности; применение фольклорных произведений в повседневной жизни; проведение народных праздников, выставок с поделками, участие в различных конкурсах и мероприятий. Мероприятия с использованием русского фольклора рассматриваются не как традиционная форма обучения, а как яркое общение и подход к детям. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д. При внесении настроения, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - и есть непосредственное преимущество фольклорных мероприятий. С детьми работу строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка, используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагается выполнение различных действий: например - напоить собачку, цыплят, посадить на веточки птичек и т.д. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
Основа развития творческих способностей у ребенка – это в первую очередь свобода. Родители не должны навязывать ребенка к действиям. Для успеха в этом деле требуется терпение и тактичность – необходимо прислушиваться к мнению ребенка, поощрять его интерес к любой творческой деятельности. Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть, а в последующем и развить. В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления творческих способностей. Психологами специально разработаны особые тесты в игровой форме, которые позволяют определить, на каком уровне развито воображение и как устроено мышление ребенка. Некоторые дети оперируют образами воображения, другие больше склонны обыгрывать образы памяти. Иногда дети отказываются участвовать в подобных играх, что свидетельствует о необходимости особого подхода к ребенку. Создание правильных условий для развития творческих способностей детей так же играет большую роль. Родителям нужно не только предоставить малышу возможность развиваться, но и принимать в этом активное участие. Ни в коем случае нельзя использовать давление на малыша, заставлять его играть в развивающие игры или заниматься прикладным искусством. Особенно часто такую ошибку допускают при развитии музыкальных способностей. Не поработав достаточно над тем, что бы у ребенка появился интерес к музыке, родители спешат отдать его в музыкальную школу. Для формирования любых творческих способностей у детей необходимо не только выявить наклонности малыша, но и проделать серьезную работу, что бы привить желание развиваться в нужном направлении.
Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.
Методы и средства развития творческих способностей детей. В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К развлечениям для детей можно отнести такие игры как: «Чистюли», «В гостях у Мойдодыра», подвижные игры на свежем воздухе, сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Улица». Спортивные игры. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, ребёнку необходимо расширять кругозор и опыт, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и
усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается
всякое воображение.
Следует отметить, что недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную с взрослыми деятельность. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний.
Многолетняя практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, творческие, формы организации деятельности, позволяющие учащимся осознать себя. Хотим отметить, что дополнительное образование по предметам как: лепка, народно-прикладное искусство, бисероплетение, рисование и аппликация не только способствуют развитию мелкой моторики, но и помогают ребенку развивать воображение, зрительную память, фантазию.

Список используемой литературы:
1. Л.Н.Толстой «Сурдопедагогика»/ под ред. М. И. Никитиной, М., 1989 г.
2.. Выготский,Л.С. Собрание сочинений в 6 т. -М.: Педагогика, 1982-1984.
3. Гозова А. П. «Психология трудового обучения » М., 1979 г.
4. Адаптированная программа образовательно-воспитательной работы на корекционных занятиях воспитателей в коррекционных учреждениях I вида (на основе методических рекомендаций кандидата педагогических наук Хотеевой Э.Н. ИКП РАО). Белгород, 2009 г.


Категория: Разное | Добавил: vikavik
Просмотров: 1887 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
+1   Спам
Интересная статья. Благодарю.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
VII Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
V Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог