Программа научно – исследовательской работы "Лингвокраеведение"
(14.3 Kb)
| 04.12.2013, 12:12 |
Понамарева Галина Николаевна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Кожевниковская СОШ №1" Кожевниковского района Томской области |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1» Кожевниково Томской области Лингвистическое краеведение Программа научно – исследовательской работы Автор-составитель Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Кожевниково Актуальность избранной темы Концепция модернизации российского образования кардинально изменила назначение уроков русского языка и литературы. Современный период методики преподавания характеризуется обострённым интересом к кумулятивной функции языка, приобщению обучающихся к национальной культуре. Чем это вызвано? Такое изучение языка развивает культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, называемую также национально – культурным уровнем владения языком. Эта компетенция предполагает знание следующих региональных особенностей: речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного быта, изучение национальных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества. Под мощным влиянием нормированного литературного языка русская диалектная речь незаслуженно утрачивает исконно присущие ей черты, и безвозвратно уходят в прошлое слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа. Такого допускать нельзя. Территориальная лексика должна изучаться во всем своем богатстве, чтобы передать потомкам наиболее полное представление о предках, их жизни, внушать молодому поколению бережное отношение ко всему тому, что уцелело от великой культуры. Необходимость знания местных особенностей языка также неоспоримо, если учесть, что до 25% орфографических ошибок обучающихся так или иначе обусловлено влиянием окружающего диалекта. В то же время надо отметить, что диалектной речи принадлежит ведущая роль в образовании большинства литературных языков мира, что русские диалекты на протяжении многих лет служат одним из основных источников пополнения словарного состава литературного языка. Это говорит о большом значении диалектной речи в истории национального языка. Далее, в наше время нельзя не учитывать необходимость и важность решения проблемы экологии языка, что не может идти мимо школы, так как именно юный ум наиболее восприимчив и, к сожалению, не готов противостоять негативным внешним воздействиям - тому же, к примеру, наполнившему Россию потоку иноязычной лексики или ненормированному языковому бескультурью поколения перестройки. Ситуация настоящего времени настолько обострила проблему сохранения самобытного русского языка, что актуальными стали слова В.И. Даля: «Пришла пора подорожить народным словом». Нельзя допустить, чтобы, по словам В.Распутина, «взращенная на академических гербицидах» заимствованная лексика вытеснила то, что вышло из исторических глубин нации – живое русское слово. Нельзя не обратить внимание на народный язык как памятник нематериальной культуры народа, вобравший в себя крупицы народной мудрости, крупицы, отражающие и характер народный, и его философию, его веру и чаяния, его поэтический мир, в общей сложности, мир нации. Изучением русских народных говоров Сибири активно занимаются Новокузнецкий педагогический институт, Кемеровский и Томский государственные университеты. И этим учебным заведениям, по утверждению кандидата филологических наук, доцента кафедры исторического языкознания и славянских языков КГУ Э. В. Васильевой, удалось зафиксировать лексику только отдельных населенных пунктов. В результате составлены малые по объему словари говоров, не позволяющие считать работу законченной. Из этого следует вывод о настоятельной потребности успеть зафиксировать народный язык как кладезь всевозможных знаний о жизни народа на сибирской земле. Следуя Концепции модернизации образования, мы приобщим обучающихся к решению описанной проблемы. Объекты исследования: речь, живой народный язык Предмет исследования: диалектная лексика жителей села Кожевниково Цели исследования: 1. изучение живой, звучащей речи жителей Кожевниково; 2. выявление диалектной лексики; 3. развитие у обучающихся настоящего интереса, способствующего прочному усвоению школьных дисциплин; 4. воспитание обучающихся интеллигентности • как благоговению перед культурой, т.е. перед тем огромным опытом, который накопило человечество; • как ответственности перед культурой в плане сохранения и воспроизведения её положительного опыта.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|
Категория: Планирование | Добавил: Понамарева
|
Просмотров: 1750 | Загрузок: 100
| Рейтинг: 5.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|