Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Программа научно – исследовательской работы "Лингвокраеведение"

СКАЧАТЬ (14.3 Kb) 04.12.2013, 12:12
Понамарева Галина Николаевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Кожевниковская СОШ №1" Кожевниковского района Томской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Кожевниково Томской области

Лингвистическое краеведение
Программа научно – исследовательской работы

Автор-составитель
Понамарева Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы

Кожевниково

Актуальность избранной темы

Концепция модернизации российского образования кардинально изменила назначение уроков русского языка и литературы. Современный период методики преподавания характеризуется обострённым интересом к кумулятивной функции языка, приобщению обучающихся к национальной культуре. Чем это вызвано? Такое изучение языка развивает культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, называемую также национально – культурным уровнем владения языком. Эта компетенция предполагает знание следующих региональных особенностей: речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного быта, изучение национальных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества.
Под мощным влиянием нормированного литературного языка русская диалектная речь незаслуженно утрачивает исконно присущие ей черты, и безвозвратно уходят в прошлое слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа. Такого допускать нельзя. Территориальная лексика должна изучаться во всем своем богатстве, чтобы передать потомкам наиболее полное представление о предках, их жизни, внушать молодому поколению бережное отношение ко всему тому, что уцелело от великой культуры.
Необходимость знания местных особенностей языка также неоспоримо, если учесть, что до 25% орфографических ошибок обучающихся так или иначе обусловлено влиянием окружающего диалекта.
В то же время надо отметить, что диалектной речи принадлежит ведущая роль в образовании большинства литературных языков мира, что русские диалекты на протяжении многих лет служат одним из основных источников пополнения словарного состава литературного языка.
Это говорит о большом значении диалектной речи в истории национального языка. Далее, в наше время нельзя не учитывать необходимость и важность решения проблемы экологии языка, что не может идти мимо школы, так как именно юный ум наиболее восприимчив и, к сожалению, не готов противостоять негативным внешним воздействиям - тому же, к примеру, наполнившему Россию потоку иноязычной лексики или ненормированному языковому бескультурью поколения перестройки. Ситуация настоящего времени настолько обострила проблему сохранения самобытного русского языка, что актуальными стали слова В.И. Даля: «Пришла пора подорожить народным словом». Нельзя допустить, чтобы, по словам В.Распутина, «взращенная на академических гербицидах» заимствованная лексика вытеснила то, что вышло из исторических глубин нации – живое русское слово. Нельзя не обратить внимание на народный язык как памятник нематериальной культуры народа, вобравший в себя крупицы народной мудрости, крупицы, отражающие и характер народный, и его философию, его веру и чаяния, его поэтический мир, в общей сложности, мир нации.
Изучением русских народных говоров Сибири активно занимаются Новокузнецкий педагогический институт, Кемеровский и Томский государственные университеты. И этим учебным заведениям, по утверждению кандидата филологических наук, доцента кафедры исторического языкознания и славянских языков КГУ Э. В. Васильевой, удалось зафиксировать лексику только отдельных населенных пунктов. В результате составлены малые по объему словари говоров, не позволяющие считать работу законченной. Из этого следует вывод о настоятельной потребности успеть зафиксировать народный язык как кладезь всевозможных знаний о жизни народа на сибирской земле.
Следуя Концепции модернизации образования, мы приобщим обучающихся к решению описанной проблемы.

Объекты исследования: речь, живой народный язык
Предмет исследования: диалектная лексика жителей села Кожевниково
Цели исследования:
1. изучение живой, звучащей речи жителей Кожевниково;
2. выявление диалектной лексики;
3. развитие у обучающихся настоящего интереса, способствующего прочному усвоению школьных дисциплин;
4. воспитание обучающихся интеллигентности
• как благоговению перед культурой, т.е. перед тем огромным опытом, который накопило человечество;
• как ответственности перед культурой в плане сохранения и воспроизведения её положительного опыта.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Планирование | Добавил: Понамарева
Просмотров: 1701 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог