Сегодня: 01.04.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Программа элективного курса: «Русский язык в диалоге культур»

02.03.2020, 22:19
Барсегянц Нелли Альбертовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №27 им. Ю.С. Кучиева г.Владикавказ
Программа элективного курса:

«Русский язык в диалоге культур».

Учитель русского языка и литературы
Барсегянц Нелли Альбертовна.

Пояснительная записка.
Адресат: учащиеся 9-ых классов.
Количество часов: 17.
Основные задачи курса:
- описание языка как сокровищницы культуры; раскрытие национально-культурного компонента значений языковых единиц разных уровней: лексики, фразеологии, текста, грамматики;
- рассмотрение языка как показателя культуры человека, культуры его речи и общения, в том числе межкультурного;
- разработка путей формирования и развития языковой личности, способной к межкультурной коммуникации.

Содержание курса.
Введение. Цели и задачи спецкурса.
Часть 1. Исходные понятия спецкурса.
1. Язык как феномен культуры и культурно-историческая воспитывающая среда.
2. Культура. Материальная и духовная культура. Человек как явление культуры - пользователь и творец культуры.
3. Взаимосвязь языка и культуры (изучение языка в культуре и культуры в языке).
4. Языковая картина мира. Национальные образы.
5. Проблема культурной грамотности.
6. Культура в обучении русскому языку. Культура и цивилизация.
Часть 2. Национально-культурная специфика языковых единиц.
1. Слово в национально-культурном аспекте.
1.1. Лексический фон как показатель связи слова с культурой. Слово как часть культуры.
1.2. Языковая картина мира. Этимология слов.
1.3. Лексика исконная и заимствованная как отражение истории народа, его взаимосвязи с другими народами.
1.4. Слово в межкультурной коммуникации.
2. Фразеология и афористика в национально-культурном аспекте.
2.1. Фразеология. Признаки фразеологических сочетаний и их классификация по степени спаянности компонентов.
Отражение во фразеологизмах обычаев, обрядов, исторических фактов жизни народа.
2.2. Пословицы и поговорки русского народа. Отражение в них характера, образа жизни народа. Сопоставление с пословицами родного языка.
2.3. Афоризмы. Национально-культурное значение афоризмов. Словари афоризмов.
3. Текст как явление культуры.
3.1. Основные признаки текста.
3.2. Лингвистический анализ художественного текста.
Часть 3. Межкультурная коммуникация.
1. Условия межкультурной коммуникации: владение языком и культурой родного и изучаемого языка.
Умения и навыки, формируемые в спецкурсе.
1. Умение вычленять национально-культурный компонент языковых единиц. В лексике – умение осознавать метафорическое употребление слов в художественных текстах. Умение описать слово как концепт культуры: слово в словарях, народной мудрости, место слова в языковой картине мира. Во фразеологии – обогащение речи учащихся фразеологическими оборотами, умение подобрать подобные обороты из родного языка, сопоставить образную форму фразеологизмов при сходстве их значений. Обогащение речи учащихся пословицами, поговорками, афоризмами, умение видеть в них общечеловеческий и национальный взгляд на мир. В тексте - навыки анализа текста, выявление специфики в их содержании и языковом оформлении
2. Совершенствование речевых навыков, коммуникативной компетенции учащихся, усвоение особенностей речевого поведения обусловленных культурной традицией народов. Развитие навыков межкультурной коммуникации.
3. В завершении спецкурса учащимися должны быть представлены сообщения на одну из предложенных тем:
а) этимология слова как показатель связи слова с культурой;
б) лексика как отражение истории народа;
в) отражение во фразеологических оборотах обычаев и обрядов народа;
г) национально-культурное значение афоризмов;
д) значение владения языком и культурой родного и изучаемого языка.

Тематическое планирование элективного курса: «Русский язык в диалоге культур».
№ Тема. Кол-во часов. Дата.
1. Цели и задачи спецкурса. Язык как феномен культуры и культурно-историческая воспитывающая среда. 1 час.
2. Культура. Материальная и духовная культура. Человек как явление культуры - пользователь и творец культуры. 1 час.
3. Взаимосвязь языка и культуры (изучение языка в культуре и культуры в языке). 1 час.
4. Языковая картина мира. Национальные образы. 1 час.
5. Проблема культурной грамотности. 1 час.
6. Культура в обучении русскому языку. Культура и цивилизация. 1 час.
7. Лексический фон как показатель связи слова с культурой. Слово как часть культуры. 1 час.
8. Языковая картина мира. Этимология слов. 1 час.
9. Лексика исконная и заимствованная как отражение истории народа, его взаимосвязи с другими народами. 1 час.
10. Слово в межкультурной коммуникации. 1 час.
11. Фразеология. Признаки фразеологических сочетаний и их классификация по степени спаянности компонентов. 1 час.
12. Отражение во фразеологизмах обычаев, обрядов, исторических фактов жизни народа. 1 час.
13. Пословицы и поговорки русского народа. Отражение в них характера, образа жизни народа. Сопоставление с пословицами родного языка. 1 час.
14. Афоризмы. Национально-культурное значение афоризмов. Словари афоризмов. 1 час.
15. Основные признаки текста. 1 час.
16. Лингвистический анализ художественного текста. 1 час.
17. Условия межкультурной коммуникации: владение языком и культурой родного и изучаемого языка. 1 час.
Учебная программа элективного курса
«Русский язык в диалоге культур»
Тема 1. Введение. Цели и задачи спецкурса.
Язык как феномен культуры и культурно-историческая воспитывающая среда. Влияние среды на формирование языка. Язык как наследие народа.
Тема 2. Культура. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
Определение понятия «культура». Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Человек как явление культуры - пользователь и творец культуры.
Тема 3. Взаимосвязь языка и культуры.
Изучение языка в культуре и культуры в языке. Человек как отражение взаимосвязи языка и культуры.
Тема 4. Языковая картина мира.
Национальные образы как отражение материальной и духовной культуры человека. Отражение национальных образов в языке народа.
Тема 5. Проблема культурной грамотности.
Определение культурной грамотности. Актуальность и значимость проблемы культурной грамотности в современном обществе. Заинтересованность нового поколения в решении данной проблемы.
Тема 6. Культура в обучении русскому языку.
Культура и цивилизация. Понятие цивилизации. Культура как отражение истории народа. Влияние культуры русского народа на язык.
Тема 7. Слово как часть культуры.
Связь слова с культурой. Лексический фон как показатель связи слова с культурой. Влияние культуры на лексику народа.
Тема 8. Этимология слов.
Определение понятия «этимология». Языковая картина мира. Влияние этимологии слова на формирование и развитие культуры.
Тема 9. Исконная и заимствованная лексика.
Лексика исконная и заимствованная как отражение истории народа, его взаимосвязи с другими народами. Влияние заимствованной в становлении и развитии культуры.
Тема 10. Слово в межкультурной коммуникации.
Сопоставление лексики родного и русского языка. Общее и различное в образовании слов, их лексическом значении, морфемном составе.
Тема 11. Фразеология.
Признаки фразеологических сочетаний. Классификация фразеологических оборотов по степени спаянности компонентов. Словари фразеологизмов.

Тема 12. Историческая основа фразеологизмов.
Фразеологизм как часть культуры народа. Отражение во фразеологизмах обычаев, обрядов, исторических фактов жизни народа.
Тема 13. Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки русского народа. Народная мудрость в пословицах и поговорках. Отражение в них характера, образа жизни народа. Сопоставление с пословицами родного языка.
Тема 14. Афоризмы.
Определение афоризмов. Афоризм как результат жизненного опыта человека. Национально-культурное значение афоризмов. Словари афоризмов.
Тема 15. Текст.
Определение текста. Текст как единица языка. Основные признаки текста. Текст как явление культуры.
Тема 16. Анализ текста.
Лингвистический анализ художественного текста. Обучение анализу, выработка умения проводить анализ художественного текста (по отрывку художественного произведения).
Тема 17. Условия межкультурной коммуникации.
Владение языком и культурой родного и изучаемого языка - одно из главных условий межкультурной коммуникации. Взаимосвязь родного и изучаемого языка в отражении культуры.

Литература для учителя
1. Суслова Т.И. Культурология: Учебное пособие. – Томск. 2001
2. Кууси П. Этот человеческий мир. - М.1988.
3. Цивилизации. Выпуск 2. - М. 1993.
4. Э.А.Орлова, А.И. Арнольдов. Структура культуры и человек в современном обществе - М. 1987.
4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры.- Ростов на Дону. 1999.
Литература для учащихся
1.Тайлор Э. Первобытная культура. - М..1989.
2. Мид М. Культура и мир детства. - М. 1988.
3. Э.А.Орлова, А.И. Арнольдов. Структура культуры и человек в современном обществе - М.1987.


Категория: Планирование | Добавил: barseg72
Просмотров: 81 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.04.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог