Сегодня: 24.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Программа элективного курса "Трудные вопросы пунктуации" в старших классах

СКАЧАТЬ (156.0 Kb) 21.10.2012, 23:26
Скребнева Светлана Вячеславовна
учитель русского языка и литературы., МКОУ «Пойменская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка.

Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь её существо, её принципы, усвоить её системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи – мысли.

Цель данного курса: помочь учащимся в постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций её развития и путей усовершенствования.

Элективный курс ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности.

Изложение материала на занятиях элективного курса рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причём пунктуации не как механического набора, перечня правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы.

Актуальность курса: программа позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки.

Задачи курса.

1.    Усвоение правильного пунктуационного оформления письменной речи.

2.    Развитие интуиции, чувства языка и формирование познавательных потребностей обучающихся.

3.    Наблюдение над особенностями постановки знаков препинания в произведениях русской классической литературы и в современной литературной практике.

4.    Выработка умения разумно применять правила пунктуации в разных текстах.

5.    Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой  компетенций учащихся.

6.    Развитие навыков исследовательской  работы с текстом, со справочной литературой.

Курс базируется как на общедидактических принципах: воспитывающий характер обучения, связь обучения с жизнью, теории с практикой, так и на современном подходе обучению русскому языку – компетентно- стнодеятельном принципе.

Логика построения курса линейная: отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев.

Материал курса представлен четырьмя блоками.

Основные формы организации занятий и виды деятельности: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа учащихся, деловые игры, тесты, индивидуальные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий различных видов, исследование текстов различной функционально-стилевой принадлежности.

Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

  • самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов различной функционально-стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; тесты; творческие работы.

Курс предназначен для учащихся старших классов обычной общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа.

 

Чем содержание элективного курса отличается от базового курса?

Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания. Элективный курс предполагает активную исследовательскую деятельность учащихся.  

 

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

·       усвоить систему употребления знаков препинания;

·  прокомментировать любой текст с точки зрения его пунктуационного оформления;

·       соблюдать нормы применительно к знакам препинания;

·       выбирать оптимальный вариант при комбинации знаков.

Содержание программы.

1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система. Историческое становление пунктуации. Принципы русской пунктуации. Гибкость современной русской пунктуации.

2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. Историческая изменяемость пунктуации. Основные тенденции применительно к отдельным знакам препинания (точка, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие).

3.  Система употребления знаков препинания. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при оформлении перечней.

     Знаки препинания в простом предложении. (Употребление тире в простом предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.) 

      Знаки препинания в сложном предложении. (Знаки препинания в сложносочинённых предложениях, в сложноподчинённых предложениях, в бессоюзных сложных предложениях, в сложных синтаксических конструкциях. Знаки препинания между однородными частями сложных предложений.)

     Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.

4. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. Понятие нормы применительно к знакам препинания. Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков. 

Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать


Категория: Планирование | Добавил: sveta10000
Просмотров: 3344 | Загрузок: 538 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог