Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Программа элективного курса "Трудные вопросы пунктуации" в старших классах

СКАЧАТЬ (156.0 Kb) 21.10.2012, 23:26
Скребнева Светлана Вячеславовна
учитель русского языка и литературы., МКОУ «Пойменская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка.

Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь её существо, её принципы, усвоить её системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи – мысли.

Цель данного курса: помочь учащимся в постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций её развития и путей усовершенствования.

Элективный курс ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности.

Изложение материала на занятиях элективного курса рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причём пунктуации не как механического набора, перечня правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы.

Актуальность курса: программа позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки.

Задачи курса.

1.    Усвоение правильного пунктуационного оформления письменной речи.

2.    Развитие интуиции, чувства языка и формирование познавательных потребностей обучающихся.

3.    Наблюдение над особенностями постановки знаков препинания в произведениях русской классической литературы и в современной литературной практике.

4.    Выработка умения разумно применять правила пунктуации в разных текстах.

5.    Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой  компетенций учащихся.

6.    Развитие навыков исследовательской  работы с текстом, со справочной литературой.

Курс базируется как на общедидактических принципах: воспитывающий характер обучения, связь обучения с жизнью, теории с практикой, так и на современном подходе обучению русскому языку – компетентно- стнодеятельном принципе.

Логика построения курса линейная: отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев.

Материал курса представлен четырьмя блоками.

Основные формы организации занятий и виды деятельности: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа учащихся, деловые игры, тесты, индивидуальные задания, работа в группах, выполнение творческих заданий различных видов, исследование текстов различной функционально-стилевой принадлежности.

Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:

  • самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов различной функционально-стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; тесты; творческие работы.

Курс предназначен для учащихся старших классов обычной общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа.

 

Чем содержание элективного курса отличается от базового курса?

Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания. Элективный курс предполагает активную исследовательскую деятельность учащихся.  

 

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

·       усвоить систему употребления знаков препинания;

·  прокомментировать любой текст с точки зрения его пунктуационного оформления;

·       соблюдать нормы применительно к знакам препинания;

·       выбирать оптимальный вариант при комбинации знаков.

Содержание программы.

1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система. Историческое становление пунктуации. Принципы русской пунктуации. Гибкость современной русской пунктуации.

2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. Историческая изменяемость пунктуации. Основные тенденции применительно к отдельным знакам препинания (точка, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие).

3.  Система употребления знаков препинания. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при оформлении перечней.

     Знаки препинания в простом предложении. (Употребление тире в простом предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.) 

      Знаки препинания в сложном предложении. (Знаки препинания в сложносочинённых предложениях, в сложноподчинённых предложениях, в бессоюзных сложных предложениях, в сложных синтаксических конструкциях. Знаки препинания между однородными частями сложных предложений.)

     Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.

4. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. Понятие нормы применительно к знакам препинания. Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков. 

Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать


Категория: Планирование | Добавил: sveta10000
Просмотров: 3330 | Загрузок: 537 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог