Пояснительная
записка.
Чтобы свободно
владеть пунктуацией, необходимо постичь её существо, её принципы, усвоить её
системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы
речи – мысли. Цель данного курса: помочь учащимся в
постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места
каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации,
тенденций её развития и путей усовершенствования. Элективный курс ориентирует на осмысленное
пользование знаками препинания и развитие способности анализировать
пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой
принадлежности текстов, а также их стилистической направленности. Изложение материала на занятиях элективного
курса рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причём
пунктуации не как механического набора, перечня правил, а как живой, подвижной,
развивающейся системы. Актуальность курса: программа позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка,
повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки. Задачи курса. 1. Усвоение правильного
пунктуационного оформления письменной речи. 2. Развитие интуиции, чувства
языка и формирование познавательных потребностей обучающихся. 3. Наблюдение над
особенностями постановки знаков препинания в произведениях русской классической
литературы и в современной литературной практике. 4. Выработка умения разумно
применять правила пунктуации в разных текстах. 5. Расширение границ
коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся. 6. Развитие навыков
исследовательской работы с текстом, со
справочной литературой. Курс базируется как на общедидактических принципах:
воспитывающий характер обучения, связь обучения с жизнью, теории с практикой,
так и на современном подходе обучению русскому языку – компетентно- стнодеятельном
принципе. Логика построения курса линейная:
отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность
тесно связанных между собой звеньев. Материал курса представлен четырьмя
блоками. Основные
формы организации занятий и виды деятельности: беседы, лекции, практические занятия,
самостоятельная работа учащихся, деловые игры, тесты, индивидуальные задания, работа
в группах, выполнение творческих заданий различных видов, исследование текстов
различной функционально-стилевой принадлежности. Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся: - самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов различной
функционально-стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и
взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным
самостоятельно; тесты; творческие работы.
Курс предназначен для учащихся старших классов обычной общеобразовательной
школы и рассчитан на 34 часа. Чем содержание элективного курса отличается от базового курса? Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях
вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения
пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и
навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых
учащимся случаев употребления знаков препинания. Элективный курс предполагает
активную исследовательскую деятельность учащихся. В результате
изучения курса учащиеся должны уметь: ·
усвоить систему употребления знаков препинания; · прокомментировать любой текст с точки зрения его пунктуационного
оформления; ·
соблюдать нормы применительно к знакам препинания; ·
выбирать оптимальный вариант при комбинации знаков. Содержание
программы. 1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система. Историческое становление
пунктуации. Принципы русской пунктуации. Гибкость современной русской
пунктуации. 2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. Историческая изменяемость
пунктуации. Основные тенденции применительно к отдельным знакам препинания
(точка, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). 3. Система употребления знаков препинания. Знаки препинания в конце
и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при
оформлении перечней. Знаки препинания в простом предложении. (Употребление тире в простом предложении.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в
предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при вводных и вставных
конструкциях. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и
отрицательных словах.) Знаки
препинания в сложном предложении. (Знаки
препинания в сложносочинённых предложениях, в сложноподчинённых предложениях, в
бессоюзных сложных предложениях, в сложных синтаксических конструкциях. Знаки
препинания между однородными частями сложных предложений.) Знаки препинания при прямой речи и
цитатах. Употребление кавычек. 4. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. Понятие нормы
применительно к знакам препинания. Авторские знаки. Выбор оптимального варианта
при комбинации знаков.
Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать
|