1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса, потому как имеет большое количество различных правил, среди которых порой необъяснимые исключения. Чтобы писать и говорить идеально правильно, надо знать русский язык глубоко, проявляя любовь к родному слову.
Настоящая программа рассчитана на учащихся средней ступени обучения, по характеру предметная, развивающая.
Дополнительная образовательная программа объединения «Знатоки русского языка» составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся 7-9 классов:
• Отсутствием призёров в районном туре олимпиады по русскому языку
• Отсутствием интереса у учащихся старшего звена к предмету русского языка
• Недостаточной подготовкой учащихся старших классов к устному экзамену по русскому языку в форме комплексного анализа текста
• Недостаточной подготовкой учащихся выпускных классов к ГИА по русскому языку
Образовательный процесс объединения среднего и старшего звена включен в процесс языкового развития учащихся, развитие способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.
Данная дополнительная образовательная программа способствует решению таких проблем, как:
• увеличение занятости детей в свободное время
• развитие познавательных способностей
• поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
• ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная авторская программа основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного (см. УМК учителя и учащихся). Новизна её в том, что на занятиях объединения учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе становятся особенно актуальными. Это потому, что налицо деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению русского языка.
Молодое поколение перестало любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями.
Проблема преподавателей - вернуть утраченную красоту русской речи, увлечь молодых людей к словесности, тем самым победить равнодушие к родному слову и пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения, добра, милосердия и терпимости к чужому мнению.
Программа объединения предполагает возродить уважение к самоценному, яркому и правдивому Слову.
Программа объединения включает в себя:
• теоретический материал;
• вопросы и задания практического характера;
• задания творческого характера.
Предложенные в рамках объединения дополнительного образования занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с интернет-продуктами.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.
Изучающие русский язык неизбежно сталкиваются на всех его уровнях со сходными явлениями, требующими в определенных ситуациях быстрого и обоснованного их разграничения.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: расширить, углубить и закрепить у школьников среднего звена знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
1.4. Отличительные особенности данной образовательной программы
Рабочая программа курса «Знатоки русского языка» разработана самостоятельно на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка.
Материал основан на книге известного ученого В. Т. Костомарова и показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка.
В дополнительную образовательную программу включены новейшие научные знания о происхождении письменности, об этапах развития славянской письменности от наших дней и до глубокой древности. Материал расположен в "обратном" порядке в целях постепенного погружения в глубь веков и доступности восприятия все более усложняющегося материала по мере погружения в историю развития языка.
Практическая роль дополнительной образовательной программы в дополнении материала о происхождении русского языка, его месте среди Других языков мира, развития письменности и культурной речи. Ярче иллюстрируется историческая сущность ряда явлений современного русского языка, для которых программа предусматривает "исторический комментарий" (чередование звуков, стилистические и синонимические ряды, грамматические исключения и т. д.)
Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов воспитанников, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.
На занятиях воспитанники ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 13-15 лет школьного возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 13-15 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определенной области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение им нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа объединения «Знатоки русского языка» рассчитана на 2 года обучения, 252 учебных часа, из которых:
- первый год обучения – 126 часов – это начальный этап, вводный. Практическая задача первого года обучения сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления, воспитанники знакомятся с уровневым устройством языка. На занятиях объединения воспитанники обобщают и систематизируют знания в области фонетики, грамматики, усовершенствуют правописные и речевые навыки.
Чтобы учащиеся могли практически овладеть синонимическими грамматическими средствами языка и усовершенствовать речевые и правописные навыки, они должны практически владеть знаниями в области грамматики. Эффективным средством для достижения указанной цели является грамматический разбор: морфемный, словообразовательный, лексический морфологический, синтаксический. На основе грамматического разбора проводится орфографический и пунктуационный разбор наиболее трудных для учащихся случаев. Для орфографического разбора нужны знания и по фонетике. Поэтому фонетическому разбору уделяется соответствующее внимание. Кроме того, фонетический разбор помогает осмыслению и практическому усвоению орфоэпических норм.
- второй год обучения – 126 часов; - на данном этапе предполагается повышение грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Уделяется внимание обобщению и систематизации знаний по речеведению: что такое текст, его признаки; речь, разновидности и типы речи; основные языковые средства выразительности.
1.7. Концепция программы
В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.
Идея сочетания теории и практики.
Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала: освоение языка художественной выразительности текста, а также создание собственных текстов, как прозаических, так и поэтичесих.
Идея интеграции учебной и поисково-исследовательской деятельности.
Основной творческой задачей каждого ребенка является создание собственной модели или композиции. Работа начинается с поисковой деятельности детей. Сбор информации в музее, библиотеке постепенно формирует у детей устойчивый интерес к самостоятельному поиску знаний. Собранный материал оформляется и систематизируется.
Идея восхождения.
Ребенок проходит весь путь от разработки идеи до создания и демонстрации собственной авторской модели. Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.
В основу дополнительной образовательной программы «Секреты русской орфографии и пунктуации» положены следующие принципы:
• принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на текстах по истории, традиций, природы и ремесел родного края;
• принцип творчества помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
• принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных творческих работ;
• принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях с педагогом;
• принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребенок может ощутить успех от самостоятельной деятельности.
При составлении программы данного курса использовались и другие принципы работы:
-нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее изученных разделов лингвистики;
-вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательность изучения материала курса;
-реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения курса;
-индивидуализация и дифференциация обучения;
-ориентация в практической части на языковой материал русской классической литературы;
-преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
1.8. Режим и формы занятий
Занятия учебных групп проводятся 2 занятия в неделю по 2 академических часа с 15-минутными перерывами каждый час.
Основными формами образовательного процесса являются:
• практико-ориентированные учебные занятия;
• творческие мастерские;
• викторины;
• исследовательская и проектная деятельность
• знакомство с многоаспектностью существования слова,
• лекционные занятия;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др мероприятиям).
На занятиях предусматривается использование следующих технологий обучения:
-традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные т.о.(Я.Коменский)
-Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский));
-гуманно – личностная (Ш.Амонашвили).
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
В результате обучения воспитанник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые предполагают развитие речемысленных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Учащиеся, изучившие курс, должны знать:
- общие сведения о русском языке;
- определения основных изученных единиц языка и категорий;
-орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся, изучившие курс должны уметь:
- опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические);
- группировать языковые явления по определенным признакам;
- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
- осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры;
- правильно произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;
- находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно оформлять предложения в текст;
- создавать тексты различных типов и стилей речи;
-совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.
1.10. Формы подведения итогов реализации программы
• участие в областных, районных олимпиадах;
• практические работы;
• комплексный анализ текста;
• тестирование;
• написание текстов в различных жанрах,
• письмо под диктовку,
• самоконтроль,
• взаимопроверка,
• фронтальный опрос,
• индивидуальный устный опрос,
• обобщающая беседа по изученному материалу;
• презентация;
• итоговая зачётная работа.
1.11. Критерии оценки результата:
Выполнено 70% и более – высокий уровень;
50 – 70% - средний уровень;
Менее 50% - низкий уровень.
1.12. Условия реализации программы:
• наличие кабинета;
• наличие теоретического, справочного материала;
• наличие дидактического материала;
• наличие ПК и электронного адреса у педагога и учащихся (желательно).
Весь текст материала находится в приложенном файле
|