Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Презентации


Сценарий литературно-музыкальной гостиной "И мир не пощадил его, и бог не спас..." (с презентацией) 10-11 класс

· СКАЧАТЬ (48,71 Mb) 21.10.2014, 19:40
Мухамадеева Лариса Ильдусовна
педагог-библиотекарь, МБВ(С)ОУ ЦО
Цели:
  • Познакомить старшеклассников с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.
  • Увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь;
  • Формировать эстетический и художественный вкус учащихся.
Задачи:
  • Воспитывать желание понять внутренний мир великого человека, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов.
  • Реализовать межпредметные связи, в частности, литературы и музыки.
 
Оборудование: выставка «М. Ю.Лермонтов: страницы жизни и творчества», мультимедийная презентация «И мир не пощадил его, и бог не спас…», музыкальное сопровождение: романс «Горные вершины» на стихи М. Ю. Лермонтова, музыка А. Рубинштейна, романс «Выхожу один я на дорогу» на стихи М. Ю. Лермонтова, музыка Е. С. Шаниной.
 
 
Ход мероприятия
 
Чтец:
Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист берёзы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.
Но лист коснулся гробовой плиты,
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день
к живым и мёртвым душам.
 
И я гляжу с тоской на облака,
Плывущие сквозь вечность над планетой,
И прихожу к подножью Машука,
Чтоб ощутить трагедию поэта.
 
Мятущийся как парус над волной,
И жаждущий неистовствующей бури,
Он оборвал на взлёте голос свой,
Шагнув на встречу смертоносной пуле!
 
… Богаты мы ошибками отцов!
Как страшно вдруг понять сквозь годы это
Не сгинувшее в сонме голосов
Жестокое пророчество поэта.
                                         (И. Белоусов «Боль памяти»)
Слайд 1
Библиотекарь: Давайте сегодня с любовью и болью вспомним М. Ю. Лермонтова, человека, который живёт в сердцах миллионов людей. Всё, связанное с Михаилом Юрьевичем, несёт на себе не только печать редкого таланта, но и рока, судьбы… Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь на 15 октября 1814 года сына у Марии Михайловны Лермонтовой, предсказала младенцу насильственную смерть. И это зловещее пророчество сопровождало Лермонтова всю его краткую жизнь. Поэт постоянно ощущал эту трагическую избранность и боролся со своей судьбой тем оружием, которым владел – творчеством, искусством. К нему всё пришло рано: любовь, размышления, сознание своей избранности и поэтический гений.
Чтец:
…и понять
Я не могу, что значит отдыхать?
Всегда кипит и зреет что-нибудь.
В моём уме желанье и тоска
Тревожит беспрестанно эту грудь.
Но что же? Мне жизнь всё как-то коротка,
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых.
 
Слайд 2, 3
Библиотекарь: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, в доме генерала Ф. И. Толя. Дом стоял у Красных ворот. Сейчас на этом месте построено высотное здание и на нем есть мемориальная доска, а площадь названа его именем. В июне 1965 года на Лермонтовской площади открыт памятник работы скульптора И. Бродского. 
 
Слайд 4
Библиотекарь: Его родители Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы.
Юрий Петрович – 27 –летний отставной капитан, небогатый дворянин, красивый и пылкий молодой человек. В своё время он окончил первый Кадетский корпус в Петербурге и в 1805-1808 годах был в походе за границей во время войн с Францией и Швецией. В 1811 году он вышел в отставку. Но в 1812, в начале Отечественной войны, он вступил в народное ополчение офицером, был ранен. В начале 1814 года он вернулся домой. С Марией Михайловной Юрий Петрович познакомился в селе Васильевском, где она гостила у своих родственников.
Мария Михайловна, урождённая Арсеньева, была единственной дочерью богатых родителей. Марии Михайловне было 15 лет, когда её отец покончил с собой. Гибель отца болезненно отразилась на хрупкой девушке, склонной к уединению и мечтательности, чтению романов. Есть предположение, что она училась в одном из дворянских петербургских институтов для дворянских девиц. У неё в обиходе были альбомы с выписками из произведений любимых авторов, она играла на клавесине, пела чувствительные романсы, мечтала о любви. Для девушки такого склада типична была покорность родителям. Но эта хрупкая мечтательная девушка, полюбив бедного армейского капитана из «захудалого» дворянского рода, сумела добиться своего – выйти за него замуж, несмотря на сопротивление матери и её родных. Свадьба состоялась почти против воли Елизаветы Алексеевны, матери Марии Михайловны. Вскоре после рождения сына родители и бабушка уехали с. Тарханы Пензенской губернии – небольшое имение Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
 
Слайд 5
Библиотекарь: Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, происходила из богатого и старинного рода Столыпиных. Её отец при Екатерине Великой, благодаря его дружбе с фаворитом императрицы Алексеем Орловым, вошёл в круг близкой ко двору знати. Получила ли Елизавета Алексеевна образование – неизвестно. Судя по слогу её писем – самое ограниченное, домашнее. Елизавета Алексеевна была деспотичная помещица, за всякую провинность наказывающая своих крепостных крестьян. Высокая, с властным голосом, она всегда ходила – в знак траура по мужу, в чёрном платье. Однако за внешней суровостью было скрыто в ней много доброты, способности самоотверженно любить. С самого рождения она взяла под свою опеку внука – для него она станет самым близким, самым родным человеком до конца его жизни. Еще в раннем детстве Лермонтов постоянно удивляя свою бабушку, рифмуя слова и строчки.
На самом раннем портрете работы неизвестного художника (1817-1818) Лермонтов изображен с мелом в правой руке и свитком с рисунками – в левой. Мише Лермонтову на этом портрете 2-3 года. По рассказам С. А. Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка ползать по полу и чертить мелом.
С первого дня Елизавета Алексеевна невзлюбила своего зятя. Как предполагали исследователи творчества Лермонтова, главным пунктом её недовольства была неродовитость Юрия Петровича, как дворянина. И лишь гораздо позднее выяснилось, что это не так.
 
Слайд 6
Библиотекарь: Род Лермонтовых ведёт своё начало из Шотландии, где ещё в средние века существовал род Лермонтов. Наиболее знаменитым из них был Томас Лермонт, по прозванию Рифмач. До сих пор в шотландском Пограничье сохраняются остатки его замка. В местной церкви есть камень с надписью: «Отсель Томасов род начало своё берёт». Михаил Юрьевич Лермонтов знал о существовании Томаса Лермонта. Один из шотландских Лермонтов в 1613 году воевал в рядах польской армии против русских. При осаде крепости Белой этот наёмный рыцарь был взят в плен и остался в России. Он поступил на службу, получил во владение земли в Костромской губернии и положил начало русским Лермонтовым, предкам Юрия Петровича. В XVII веке  в Англии одна из представительниц женской линии Лермонтов вышла замуж за Вильгельма Гордона, а в XVIII веке, точнее в 1785 году, на Екатерине Гордон женился барон Байрон, - это были родители великого английского поэта Байрона. Михаил Юрьевич знал о существовании Томаса Лермонта, но то, что он, русский поэт, был в родстве со своим кумиром, Байроном, ему не было известно. Это обстоятельство было открыто только в 1970-х годах писателем Овидием Горчаковым. Таким образом, совершенно напрасно презирали родовитые Арсеньевы и Столыпины «захудалый» род  Лермонтовых.
 
Слайд 7
Библиотекарь: После свадьбы Юрий Петрович делал попытки наладить хорошие отношения с тёщей, но это ему не удалось. Около года он был управляющим в имении Елизаветы Алексеевны в Тарханах. Дело не пошло, так как властность Елизаветы Алексеевны становилась поперёк всех его распоряжений. Но, может быть, здесь со временем всё встало бы на свои места. Не задалось другое, гораздо более важное - семейная жизнь Лермонтовых. Юрий Петрович увлёкся молодой гувернанткой, немкой. Ревность жены раздражала его, и однажды, в приступе бешенства, в ответ на её упрёки, он ударил её. Здоровье Марии Михайловны, и так слабое после рождения сына, быстро ухудшалось – вскоре у неё обнаружилась чахотка. В феврале 1817 года семью посетило горе – умерла мать будущего поэта. «Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней» - гласит надпись на памятнике Марии Михайловны. На её могиле был поставлен гранитный памятник с бронзовым крестом и сломанным якорем – символ разбитых надежд. Вероятно, похороны своей матери имел в виду Лермонтов, когда писал в поэме «Сашка»:
Чтец:
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею чёрный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее… и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье.
И что когда последнее лобзанье
Ему велели матери отдать,
То стал он громко плакать и кричать.
 
А в Тарханах долго помнили, как тихая бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугой, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью. Помнили, как она возилась с болезненным сыном. И любовь и горе выплакала она над его головой. Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу и слёзы катились по его личику. Лермонтов не мог помнить рано умершей матери, но ему казалось, что в нём живёт воспоминание об её голосе.
После смерти жены Юрий Петрович уехал в своё имение в Кропотово. Он хотел, было, увести сына с собой, но Елизавета Алексеевна убедила, а вернее заставила, его не делать этого: она сама хотела дать внуку хорошее воспитание, что для Юрия Петровича было не по средствам. Бабушка составила завещание, по которому, в случае её смерти, всё состояние должно было отойти к внуку, но с обязательным условием: чтобы он до совершеннолетия жил у неё. С этих пор Юрий Петрович лишь изредка видел сына. Один раз в 1827 году Миша был у отца в Кропотове вместе с бабушкой, он показывал отцу стихи, рисунки, встречал его радостно. Елизавете Алексеевне это не нравилось, и она окончательно рассорилась с зятем. А как больно было от этого маленькому Мише, как он страдал от невозможности соединить всех в одну семью. Об этом рассказывают его стихи 1829-1832 годов «Элегия», «Кавказ», «Ужасная судьба отца и сына…», «Пусть я кого-нибудь люблю». В одном из них сказано:
Чтец:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя…
 
Библиотекарь: Юрий Петрович скончался 1 октября 1831 года в возрасте 42 лет. Смерть отца была для поэта величайшим горем. В стихотворении «Эпитафия» Лермонтов писал:
Чтец:
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…
Но понимаем был одним.
 
Слайд 8
Библиотекарь: Этим одним и был Михаил Юрьевич. Рано потеряв родителей, Лермонтов нашёл в бабушке человека, ему одному посвятившего всю свою жизнь. Елизавета Алексеевна баловала внука, как только могла. Для него ничего не жалела, ни в чём ему не отказывала. Всё ходило кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Маленький Мишель рос как богатый барчук – бабушка делала всё, чтобы он мог учиться, развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В спальне – изразцовая лежанка, обитые жёлтым шёлком диванчик и кресло, стены тоже жёлтые, так что в солнечный день детская светилась как фонарик. Первое время у него была нянька – дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова. Вскоре её заменила  воспитательница – немка Христина Осиповна Ремер, необычайной душевной чистоты человек. Она учила мальчика доброму отношению к людям и, особенно, к крестьянам. В доме Елизаветы Алексеевны подолгу жило несколько девочек и мальчиков, близких и дальних родственников. Все эти дети составляли дружную и весёлую компанию вокруг Михаила Юрьевича. Они играли в войну, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр. В автобиографических набросках Лермонтов рассказывает, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать».
Участниками детских игр Лермонтова были и его сверстники – дети крепостных крестьян села Тарханы. Они открыли ему глаза на положение «крещеной собственности». Современники видели, как маленький Миша, в котором бабушка души не чаяла, сердился на Елизавету Алексеевну, когда она бранила крепостных, и даже выходил из себя, если кого-нибудь велели наказывать. «Не позволю бить!» - кричал он на бабушку. И чаще всего она уступала его требованиям и отменяла наказание. Увиденное в деревне в детские и отроческие годы зародило в сердце Лермонтова глубокое чувство симпатии и любви к русскому крестьянину-труженику, которое позднее отозвалось в таких замечательных произведениях как «Бородино», «Родина», «Вадим» и других. Живя в Тарханах, поэт впервые услышал русскую песню и сказку, былину про Ивана Грозного и предания про Емельяна Пугачёва, правдивые повести о недавно отгремевшей Отечественной войне 1812 года. Всё это нашло отражение в его творчестве («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», баллады «Тростник», «Морская царевна», «Незабудка», др.)
Чтобы укрепить здоровье внука по совету врачей Елизавета Андреевна трижды (в 1818, 1820 и 1825 гг.) возила внука к целебным источникам на Кавказ. Кавказ поразил мальчика Лермонтова: его величественные горы с вершинами, покрытыми снегами, его быстрые реки, целебные источники. В мирном черкесском ауле он смотрел байрам – мусульманский праздник, со скачками, стрельбой в цель, плясками, песнями. Здесь в ту пору шла долгая война, и маленький город Пятигорск, где остановилась Арсеньева с внуком, охранялся казаками. Возле источников Лермонтов встречал раненых офицеров, слышал их рассказы о кровавых сражениях, о схватках и засадах, подстерегавших казаков на каждом шагу, о жестоких нравах и обычаях горцев. И в основу всех юношеских кавказских поэм и стихотворений Лермонтова легли эти первые неизгладимые впечатления, этот видимый им в детстве край войны и свободы. «Кажется, что Лермонтов родился с любовью к Кавказу в крови. И уже потом никогда не изменял этой любви»,- так скажут позднее исследователи его творчества.
 
Слайд 9
Библиотекарь: Бабушка мечтала видеть Михаила высокообразованным человеком. В конце лета 1827 года Елизавета Алексеевна везёт 12-летнего внука в Москву, чтобы познакомить его со своей многочисленной роднёй и подготовить к поступлению в благородный пансион при Московском Университете. Они поселились на Поварской улице в доме Варвары Михайловны  Лопухиной. Бабушка наняла для частных уроков преподавателей, с которыми мальчик готовился по истории, русскому языку и литературе, а также по рисованию. 1 сентября 1828 года 13-летний Лермонтов был зачислен в 4 класс Московского университетского благородного пансиона. Он был зачислен полупансионером, т.е. должен был проводить там весь день, а ночь, так же как и выходные дни, - дома. Здесь, наряду с поэзией и музыкой, он также увлекался живописью. Рисованием и живописью Лермонтов занимался всю жизнь. Рисовал постоянно, перовые рисунки покрывают многие его рукописи. При переходе из класса в класс он неизменно получал награды – обычно это была какая-нибудь книга или гравюра в рамке. Среди воспитанников пансиона преобладал интерес к «литературному направлению». Воспитанники выпускали рукописные журналы и альманахи. В них увидели свет первые стихи Лермонтова и произведения других даровитых пансионеров. Два неполных года учился Лермонтов в пансионе. И, несмотря на усиленные занятия учебными предметами, он находил время для творчества. В пансионные годы он написал поэмы «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Джулио», «Исповедь». В эти годы юным поэтом была написана вторая редакция самой известной его поэмы «Демон». К этим произведениям нужно прибавить около 60 стихотворений и не дошедшие до нас 3 поэмы: «Индианка», «Геркулес»  и «Прометей».  А ведь ему было только 14-15 лет.
 
Слайд 10
Библиотекарь: В 1830 году по правительственному указу пансион был преобразован в гимназию с введением телесных наказаний. Лермонтов подал заявление об уходе, намереваясь поступить в Московский университет. Мишель с бабушкой переезжают на Малую Молчановку. В 1954 году на этом доме была установлена мемориальная доска, и в настоящее время дом восстановлен в своем бывшем виде, сейчас здесь открыт дом-музей М. Ю. Лермонтова.
 
Слайд 11
Библиотекарь: В августе 1830 года поэт выдержал экзамены в Московский государственный Университет и был принят в число его студентов, на нравственно-политическое отделение самого университета. Началась взрослая жизнь… Учеба как то не задалась: с одной стороны, ему, начитанному и следившему за всем новым не нравились некоторые профессора, мало подготовленные и реакционно настроенные, с другой он работал над поэмой «Измаил-Бей», и увлеченный творчеством пропускал много лекций, а в мае 1832 года даже не явился на годичный экзамен. В следующем месяце Лермонтов был по собственному прошению уволен из университета.
 
Слайд 12
Библиотекарь: И в 1832 году Лермонтов с бабушкой переехал в Петербург. Попытка поступить осенью этого года в Петербургский университет не удалась: Лермонтову не зачли курса, прослушанного в Московском университете и предложили заново поступать на первый курс. Он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге, в которой учится в 1832-1834 годах. В школе Лермонтов имел отличия в фехтовании, верховой езде и танцах. Лермонтов здесь много читал, писал и рисовал. Заслужил репутацию отчаянного и решительного юноши.
 
Слайд 13
Библиотекарь: После окончания школы Лермонтов был выпущен в лейб-гвардии Гусарский полк. Началась военная и светская жизнь поэта: смотры и маневры в Царском Селе, балы и вечера в Петербурге. Лермонтов снял в Царском селе квартиру, в которой жил вместе с родственником Александром Столыпиным, гусаром, который приходился ему дядей, хоть и был на два года младше.
 
Слайд 14
Библиотекарь: Любовная лирика. С переездом в Петербург Лермонтов знакомится с 18-летней Екатериной Сушковой. Светская красавица она посмеивалась над чувствами поэта, считала его мальчиком и относилась к нему слегка свысока.
Летом 1830 года Лермонтов знакомится с Натальей Федоровной, она отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием, тем не менее, ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней такой бурной страстью, посвящает ей стихи. А Лермонтов в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Но не сложилось, Наталья Федоровна вышла замуж и переехала в Курск.
В 1831 году Лермонтов встречается с Варварой Александровной Лопухиной, которую знал еще с 1828 года и в которую Лермонтов страстно влюбился и все юношеские увлечения отошли в сторону. Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождающая поэта. Образ этой девушки, а потом замужней женщины (вышла замуж за Н. Ф. Бахметьева, чиновника, который был значительно старше ее), является во множестве произведений Лермонтова.
Чтец:
Молитва странника
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
 
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,-
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
 
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную
Сердцу незлобному мир упования.
 
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли бесгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
 
Слайд 15
Библиотекарь: Лермонтов начинает писать драму «Маскарад». Драма – картина нравов светского общества. В стихотворной драме «Маскарад» (1835-1836гг.) Лермонтов, продолжая традиции Грибоедова, создал сатирическую картину жизни современного ему высшего столичного общества. Общество показано как сборище людей фальшивых и ничтожных. Герой драмы, Арбенин не в силах порвать с ними, но он презирает светский круг, скучает в этой среде. «Повсюду зло – везде обман…» - говорит он. Напечатать «Маскарад» Лермонтову не удалось, хотя он трижды переделывал свое произведение. «Маскарад» был издан только после смерти поэта в 1842 году.
 
Слайд 16
Библиотекарь: 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. На следующий день Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», которое вмиг сделает Лермонтова знаменитым. В своем гневном произведении поэт обвиняет в произошедшем свет, «завистливый и душный», где нормой являются порочные нравы: лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги. В заключительных 16 строках, появившихся 2-3 днями позже, Лермонтов назовет настоящих виновников смерти А. С. Пушкина:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы плачи!
Стихи распространились по Петербургу в списках,  и в начале феврале Лермонтов был арестован. 25 февраля выходит высочайшее повеление о переводе Лермонтова в ссылку на Кавказ. Начальник штаба Кавказского корпуса, решил отправить молодого офицера за Кубань - понюхать пороху. Но в дело вмешался случай: в дороге Лермонтов простудился и лето провел не за Кубанью в жарких стычках, а на горячих водах в Пятигорске. Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах. Ссылка длилась до октября 1837 года.
 
Слайд 17
Библиотекарь: Природа наделила его разными талантами. Он играл на скрипке, рояле, пел арии из любимых опер, даже сочинял музыку. Легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками, а французский и немецкий знал как родной русский. Он прекрасно рисовал и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, стал бы великим художником.
Исключительное место в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова занимает Кавказ. «Кавказ был колыбелью его поэзии…» писал В. Г. Белинский. Лермонтов ощутил какую-то духовную связь с Кавказом одиннадцати лет отроду и сохранил ее навсегда, хотя первая встреча его с Кавказом была, казалось, мимолетной. Лермонтов возвратится на Кавказ 12 лет спустя уже офицером и не по своей воле.
Почти все лучшие его произведения в области изобразительного искусства также связаны с Кавказом.
 
Слайд 18
(Звучит романс «Горные вершины» на стихи М. Ю. Лермонтова, музыка А. Рубинштейна во время демонстрации картин)
 
Слайд 19
Библиотекарь: Благодаря хлопотам бабушки в апреле 1838 года Лермонтов был возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском селе. Как и раньше, он часто наезжает в Петербург – бывает в театрах, на балах. В этом же году Лермонтов заканчивает последний вариант «Демона». Демон был одним из любимых поэтических образов Лермонтова – первые подступы к поэме возникли еще в 15 лет.  Демон – падший Ангел, усомнившийся в мудрости Бога. Он избирает путь бесконечного и одинокого поиска между добром и злом. И сам себя Лермонтов порой отождествляет с «печальным Демоном», духом изгнания.
 
Слайд 20
Библиотекарь: В течение 1839 Лермонтов работал над «Героем нашего времени», закончил его в начале 1840 года. В этой книге – глубокие раздумья Лермонтова о судьбе передовых людей своего времени, обреченных на вынужденное бездействие и растрачивающих попусту свои богатые духовные силы.  Рассказ, повесть, путевые записки, дневник – вот те малые жанры прозы, которые вошли в цельную структуру обновленного лермонтовского романа. Это история духовных исканий Печорина, главного героя произведения. Анализ, постоянное размышление, сопровождают все поступки Печорина.
16 февраля 1840 года происходит ссора с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, приведшая к дуэли. Лермонтов получил легкую царапину, был заключен под стражу, и вторично сослан на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, право...").
 
Слайд 21
Библиотекарь: На военном поприще его ждала судьба храброго и честного офицера. Он был достойным офицером, пулям не кланялся. Неоднократно представлялся к государственным наградам, но не все представления доходили до начальства, а из тех, что доходили, многие заворачивались из-за неуживчивого характера. Он был, как бы мы сказали сейчас, командиром батальонной разведки, а тогда это называли «охотничья команда». Не было спецзаданий, которые Лермонтов и его отряд не выполнили бы. По существу, это была особая штурмовая группа, прообраз современного спецназа. Кавалеристов отряда отличала отвага, удальство, преданность командиру, презрение к огнестрельному оружию.
         За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, Лермонтова трижды представляли к высоким наградам, но на все ходатайства был один ответ: «…Государь император не изволил изъявить монаршего согласия на испрашиваемую награду…».
 
Слайд 22
Библиотекарь: Красной нитью через все творчество Лермонтова просматривается тема одиночества. Истоки этого, наверно, и в том, что он рано остался без матери и был разлучен с отцом. Тоска сопровождает лирического героя Лермонтова всю жизнь. Он не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе. Герою скучна мишура света, пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни. Пустота окружающей светской среды, ничтожность людей, с которыми ему пришлось жить и знаться, наложили на всю поэзию и прозу Лермонтова печальный оттенок тоски и безысходности. В обществе, охотно принимавшем знаменитость, далеко не все были расположены к поэту: не нравился независимый характер, острый язык, язвительность. Среди шумной толпы светской жизни Лермонтов не находит никого, кто смог бы его понять.
Мотив вечного одиночества проявляется в стихотворениях «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок». Желание обрести желанную гармонию звучит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». Это стихотворение удивительно финалом: «навеки заснуть» герою хотелось бы так, «чтоб в груди дремали жизни силы…» и сладкий голос пел о любви.
 
Слайд 23
(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» на стихи М. Ю. Лермонтова, музыка музыка Е. С. Шаниной)
 
Слайд 24
Библиотекарь: В начале 1841 года Лермонтову удалось получить отпуск и в последний раз приехать в Петербург. Лермонтов начал хлопотать об отставке, хотел целиком посвятить себя литературной деятельности. Но пребывание в столице опального поэта раздражало Николая I и его жандармов. В начале апреля Лермонтову было предложено в 48 часов покинуть Петербург и отправиться в полк. Лермонтов возвращается на Кавказ. «Уезжаю заслуживать себе на Кавказе отставку», - писал поэт в письме. В вечер перед отъездом Лермонтов с друзьями собрались у Карамзиных, он написал известное всем стихотворение «Тучки небесные, вечные странники…». Лермонтова томили предчувствия, он сказал в тот вечер, что его на Кавказе в этот раз, верно, убьют...
 
Слайд 25
Библиотекарь: По пути в полк, вопреки строгим предписаниям начальства, Лермонтов свернул в Пятигорск и получил от местных властей разрешение задержаться для лечения водами. Роковые события развернулись 13 июля в доме у Верзилиных, где часто собиралась молодежь,  где и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, товарищем с юнкерской школы. Лермонтов остроумно вышучивал в карикатурах и эпиграммах заносчивого и недалекого Мартынова. Столкновением Лермонтова с Мартыновым воспользовались враги поэта, которые знали, как его не любят при дворе. И 15 июля того же года у подножия Машука он убит на дуэли.
 
Слайд 26
Библиотекарь: Похороны состоялись 17 июля в Пятигорске. Тело М. Ю. Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище у подножия горы Машук. В 1903 году на месте первоначального погребения Лермонтова был установлен памятник-обелиск, а на ограде - мемориальная доска.
 
 
 
Слайд 27
Библиотекарь: Но это могила оказалась временной: Е. А. Арсеньева выхлопотала разрешение перевезти прах внука из Пятигорска в Тарханы. И 23 апреля гроб с телом великого русского поэта был установлен в фамильном склепе Арсеньевых.
 
Слайд 28, 29
Библиотекарь: В стихотворении «Небо и звезды» юный Лермонтов высказал свою заветную мечту:

Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

Выражаясь метафорически, мечта поэта сбылась, и в ночных небесах можно увидеть его яркую звезду. В собрании лермонтовского музея в Пятигорске хранятся официальные документы, связанные с открытием малой планеты под номером 2222 и присвоением ей имени великого русского поэта.
Открытие состоялось 19 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории, первооткрывателем стал ученый-астроном Н. С. Черных.
Кто знает, может быть, и сбылось давнее пророчество поэта, высказанное им в строках поэмы «Сашка»:

Пусть отдадут меня стихиям! Птица
И зверь, огонь и ветер, и земля –
Разделят прах мой, и душа моя
С душой вселенной, как эфир с эфиром,
Сольется и — развеется над миром…
 
Слайд 30
Библиотекарь: Он погиб совсем молодым – ему не исполнилось еще и двадцати семи лет. Но за свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. В каком бы жанре Лермонтов не выступал, что бы ни делал, на все ложилась печать его гения. Замечательные слова сказал о нем И. Андронников: «Лермонтовым нельзя начитаться. Глубина мысли сочетается у него с великим совершенством выражения. Даже когда вспоминаешь стихи молча, они звучат в твоей памяти, словно прекрасная музыка».


Категория: Презентации | Добавил: библиотекарь
Просмотров: 1824 | Загрузок: 611 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Спасибо, Лидия Митрофановна, всегда рада помочь!

За такие сценарии спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог