Привычно открываю дверь. Привычно ловлю на себе взгляды 25 девятиклассников: приветливых и колючих, задиристых и серьезных, любознательных и безразличных. Но в каждом взгляде вопрос: «С чем Вы пришли к нам, Елена Александровна? Что Вы можете открыть нам? Чему научить? Ставить запятые и двоеточия в сложном предложении? Отличать придаточные изъяснительные от придаточных уступки? И только?». Нет, не только и не столько, - понимаю я сегодня. - Безусловно, орфографическая и пунктуационная грамотность - это путь к осознанию себя культурным человеком, путь к хорошей профессии, к удачной карьере. Но им, нынешним школьникам, завтра вступать в большую жизнь, где ценится личность активная, самостоятельно мыслящая, способная к сотрудничеству с людьми, стоящими на разных мировоззренческих позициях, личность толерантная. Терпимость к чужому мнению, способность понять, принять другую точку зрения, увидеть рациональное зерно в позиции оппонента - вот основные качества, которые так нужны им сегодня. Как воспитать это в своих учениках? Готова ли я к этой миссии? Извечный русский вопрос: «Что делать?» Менять! Менять себя, свои взгляды на приоритеты в образовании и воспитании, свои методы работы с детьми. Научить познанию без познания невозможно. Научить сотрудничеству вне сотрудничества - абсурд. Познание и сотрудничество есть там, где есть общение, где есть диалог. Со времен Сократа и Платона - это основная форма познания, являющаяся главным средством, способом формирования и мышления, и речи обучающегося. Диалог - центральное понятие, обогащающее наши представления о жизни, о себе, о культуре - обо всем, потому что оно пронизывает все сферы жизни человека. Учить в диалоге, учить диалогу - вот то, в чем я вижу одну из задач современного образования. Слышу голоса своих коллег: «Мы так и учим! Мы все время беседуем с детьми, задаем вопросы, внимательно выслушиваем ответы, создаем проблемные ситуации...» Да, конечно. Но, задавая вопрос, мы удовлетворяемся однозначным ответом, мы ставим «5» и «4» за блестящий пересказ параграфа учебника. А это не диалог. Суть его в другом. Серьезной разработкой проблем учебного диалога в Перми занимается ЗУУНЦ под руководством С. А. Минеевой. Методолог и ритор С. А.Минеева, философ И. И. Чурилов, психолог Н. В. Коптева и другие специалисты помогают учителю получить комплексные знания о диалоге, осознать роль учителя в диалогизации образовательной деятельности. «Сотрудничество, общение есть равноправные отношения и еще нечто общее: согласованная цель, общее содержание и общий продукт. Это принципиальные, сущностные вещи, которые не зависят от того, в какой сфере человеческой деятельности осуществляется диалог: диалог с Природой, диалог с Искусством, диалог с Литературой», - читаем мы в работе С. А. Минеевой «Диалог: понимание сущности в культурно¬историческом, общеметодологическом, риторическом и образовательном аспектах». Но чтобы взаимодействовать, необходимо понимание, что «без знания соответствующего языка и способов выражения «идей» вступить в диалог невозможно. Надо знать, с помощью какого «языка», каких средств выразительности осуществляется этот диалог, надо знать «код». Кто должен этим заниматься? Школа и учитель в первую очередь. Почему не психологи, социологи, философы, методисты, ученые мужи от педагогики? Потому что путь современной психологии, социологии, науки вообще в школу достаточно долгий. А действовать надо «здесь и теперь», медлить нельзя. «По силам ли тебе этот путь? - слышу свой внутренний голос. - Сумеешь?» Да, говорю себе. Я имею багаж филологического и риторического образования, дающего мне знания в области русского языка, литературы, риторики, помогающего выбрать нужные языковые средства и риторические способы ведения диалога в конкретных ситуациях. Да, потому что опыт работы вожатой и воспитателем в лагерях, классным руководителем и организатором внеклассной работы в школе вооружает психологическими навыками диалогового общения, помогает технологически организовать процесс. Да, ведь сама я общительный человек, открытый новому знанию, готовый к продуктивному общению. Я умею работать с разными точками зрения. Я живу в общении. Общение с сыном-подростком помогает понять ценности молодежной среды, ее язык, проблемы. Общение с друзьями и коллегами расширяет кругозор, позволяет соотнести свои ценности с ценностями других людей, развивает коммуникативные навыки. Диалог с собой, с окружающим миром во всем его многообразии - мой стиль жизни.. А значит, я могу научить этому детей. Научить общению с литературой через постижение авторского замысла и «разговор» с произведением в жанрах эссе, интервью, размышление. Научить общению друг с другом на предметной основе через организацию целеполагания и рефлексии, самооценки и взаимооценки, парную и групповую работу. Научить адресному общению с аудиторией при предъявлении своих знаний. Трудно? Безусловно. Для того чтобы диалог не стал формальным, т. е. диалогом только по форме, до него надо дозреть, к нему надо подготовиться. И учителю, и ученику нужно избавиться от равнодушия и страха - главных препятствий на пути к сотрудничеству, сопереживанию и согласию. Страха учителя «потерять свое лицо», уронить свой авторитет, лишиться контролирующей роли на уроке, перестать быть главным. Страха ученика ошибиться, быть смешным, обнаружить свое незнание. Каждый из нас понимает, что учебный диалог - особая технология. Трудно соединить общение и познание в процессе учебной деятельности. Среди нас нет готовых специалистов «по диалогу». Вот и задумаешься: готовы ли мы, готов ли каждый из нас к диалогу? Да, возможно, сегодня еще вопросов больше, чем ответов. Но иного пути для того, чтобы жить, развиваться, совершенствоваться самому и помогать личностному становлению других, нет. И путь этот бесконечен. «Живой диалог никогда не бывает абсолютно законченным. В его конце - начало нового диалога, потому что он преобразует нас», - утверждает И. И. Чурилов. Если вы уже умеете жить в диалоге, мыслите диалогически, - вы счастливый человек, если нет,- придется учиться на ходу...
|