Калужская область. Путь в город Тарусу… Окрестности так хороши, что, наверное, только перо К. Паустовского или кисть И. Левитана смогли бы описать эти восхитительные просторы. Спешу убедиться в этом…
На самом деле…Страстный певец Оки и Тарусы - Паустовский. Он признавался, что не променяет среднюю Россию, Тарусу на самые прославленные красоты земного шара. "Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха..."
Прекрасные луга, леса, полноводная Ока. Поражает воздух, пропитанный неповторимым ароматом полевых цветов и душистого меда.
Тихий городок. Русская провинция, богатая культурными традициями.
Одним из первых открыл красоту этих мест В.Д. Поленов в картине «Вид на Тарусу», не оставила равнодушным Ока В.Э Борисова - Мусатова, изумительны его осенние этюды, а бессмертная музыка С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» была написана здесь…
Маленький городок, ничего особенного, но почему-то хочется побывать там ещё. Почему? Трудно ответить сразу. Может потому, что нет суеты, многолюдья, гама.
Интересен центр города. Белоснежный православный храм, обелиск, посвященный тарусянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г., скромный памятник генералу Ефремову, уютный парк, с высоты которого видны снующие по Оке катера и пароходики, радуя гостей и старожилов города.
На городской площади сонные лошади, грустные пони, украшенные разноцветными бантиками, терпеливо ждут своих седоков. Надо же зарабатывать «пропитание».
Всё спокойно, по-домашнему. Может от близости Оки, парка, может от присутствия Марины Цветаевой, памятник которой (создаётся такое впечатление) парит в облаках. Спасибо неравнодушному человеку, выбравшему именно это место для увековечивания памяти Поэта…
Цветаевы стали в Тарусе первыми дачниками. Сначала навещали родственников, потом арендовали здесь дом. Дом Цветаевых стоял на холме, над Окой. Он был небольшой, но уютный, с террасой и с маленьким балконом, с которого видна была Ока. Дом стоял у леса, это очень нравилось его обитателям. Марина писала:
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами.
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они…
Музей же Семьи Цветаевых в центре города - это дом, принадлежащий дедушке Марины по материнской линии.
Марина Ивановна, часто вспоминая Тарусу, написала: "Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в тех местах земляника. Но, если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов... поставили с тарусской каменоломни камень".
Это желание-завещание Поэта исполнилось: 9 октября 1988 года был поставлен камень с тарусской каменоломни с надписью: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева"…
Снова возвращаюсь к памятнику М. Цветаевой, идея открытия которого принадлежала художнику Борису Мессереру. «Всегда пронзала мысль о том, что должен стоять на этой земле памятник Марине Ивановне Цветаевой. — «Ее образ витает над нами, мы преклоняемся перед ее гением и склоняем голову перед ее великой и трагической судьбой», — говорил Борис Мессерер. А Белла Ахмадуллина написала: «Памятник — сумма черт Марины Ивановны. Это не связано с каким-то определенным возрастом. При стройном силуэте выпуклы черты благородства, доблести и скорби». В октябре 2006 года, накануне дня рождения Марины Цветаевой был поставлен ей памятник. Архитектор проекта — Борис Мессерер, скульптор — Владимир Соскиев. На высоком берегу Оки, рядом с фигурой поэта — живое деревце красной рябины. На открытии Белла Ахмадуллина читала ее стихи, и вот эти строки, написанные в Париже в 1934году:
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой…
***
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...
«Вот эта рябина как знак родины, как ее символ. Мне показалось, что это ее место, именно на фоне воды, этой прекрасной русской реки. Место это было в довольно-таки убогом состоянии, но все равно в нем было что-то такое замечательное, что нас заставило поставить памятник именно здесь. Мы очень долго боролись за то, чтобы нам дали это место. Слава тебе, Господи, что это состоялось!»-вспоминал Б. Мессерер.
Скульптура как будто олицетворяет собой драматическую жизнь и трагическую смерть М.И. Цветаевой, показывает её восхождение на Голгофу (одна деталь - босые ноги-говорит о многом. Мученица, странница, бесприютница, не понятая многими, даже сыном… Уход из жизни во имя спасения близкого, как она думала, жертвуя собой…
В Елабуге на кладбище, на месте ее захоронения, была воткнута палка, (креста не было), которую смыли вешние воды и унесли буйные ветры. Нет могилы, некуда принести цветы почитателям ее таланта.
И только здесь, в Тарусе, хочется в это верить, душа Поэта нашла приют, успокоение, умиротворение.
Родная русская природа, близкая, понятная и таинственная. Очарование русского пейзажа. Родина. На Оке написал Паустовский сокровенные слова: "Родина - это все. Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца".
Поэтичность, неповторимость природы Приочья, я думаю, еще много раз позовут к себе. До скорого свидания, Калужский Край, «государство ромашек», «заповедник красок, запахов и звуков».