Игра как элемент урока литературы
в 5 – 6 классах
Игра
- формирует познавательную и творческую деятельность.
- содержит в себе мощную эмоциональную, интеллектуальную, развивающую нагрузку,
- открывает дорогу в мир собственных суждений , в мир фантазии и - даёт возможность показать свои знания и умения.
1. Викторина «Я в гостях у сказки».
- учитель к уроку оформляет стенд из рисунков детей
- класс – у стенда
- идёт работа : к какой сказке рисунок
- учащиеся называют сказку
- затем или пересказывают эпизод, изображённый на рисунке,
или называют автора и о нём что-то, или ищут черты
народной или литературной направленности
- Викторина «А вам слабо?»
- учитель к уроку оформляет стенд из рисунков детей
- далее читает отрывок из сказки
- ученики находят тот рисунок, о котором сейчас
прочитал учитель, а ещё лучше, сами ученики
- учителю для этого надо подготовить эпизоды
- Викторина «Ох уж эти сказки!»
- учитель к уроку оформляет стенд из рисунков детей
- учащиеся должны сгруппировать рисунки или по авторам,
или по виду(бытовая, про животных или волшебная)
- учащиеся должны затем объяснить ход своей работы
(здесь хорошо учить выработке устного высказывания –рассуждения )
Подобный вид работы удачен и с иллюстрациями к
- былинам,
- басням,
- произведениям классической литературы.
- Игра «Я – из сказки».
- учитель к уроку оформляет стенд из рисунков детей
- учащиеся должны нарисовать различные предметы , которые
взяты из сказок
- ученик, нарисовавший тот или иной предмет, должен или выучить
отрывок из текста с описанием этого предмета,
или выразительно прочитать эпизод
- ученики сначала отгадывают предметы, а потом слушают сказку (нужный эпизод)
Подобный вид работы удачен и с иллюстрациями к
- былинам,
- басням,
- произведениям классической литературы.
Например, наливное яблочко – «Сказка о мёртвой царевне», яркий цветок – «Аленький цветочек».
- Игра «Отпусти меня в мою сказку».
- учитель к уроку оформляет стенд из рисунков детей
- дети рисуют сказочных зверей, рыб, каких-то животных..
- далее ученики рассматривают рисунки и называют
сказку, где они «видели» того или иного зверя…
- а далее – или пусть перескажут, или прочитают, или
определят его роль в сказке
(поле деятельности здесь огромное)
Подобный вид работы удачен и с иллюстрациями к
- былинам,
- басням,
- произведениям классической литературы.
6. Игра « В портретной галерее».
- учитель готовит к уроку портреты писателей
- готовит выставку из портретов «с сюрпризом»
- учащиеся, узнавшие автора, берут портрет, а вместе с
ним и «сюрприз»
- этот сюрприз назови его произведения, выдели в них
героев, что о них ты помнишь, найди хорошие и плохие поступки героев…
7. Игра «Опять эти термины!».
- учитель готовит к уроку 1. конверты с надписями литературного
термина по программе класса
2. на карточках определение термина
- ученик должен прочитать термин и положить в нужный
конверт
- ученик должен объяснить своё решение
Мне нравится ещё такой вид работы, как викторина. Её можно сделать короткую (промежуточную) и объёмную (контрольную.) Прочитать вопрос – ученики ответят и напишут 2-3 предложения по угаданному.
Кстати, удобно проводить викторину в среднем и старшем звене для проверки знания текста.
Предложенные виды работ развивают чтение и пересказ, заставляют вспоминать текст ( а знание текста – основа успешного урока литературы!)
И в итоге, чтение и ещё раз чтение.
|