Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Использование аутогенной тренировки с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида для развития техники чтения и речевого общения

СКАЧАТЬ (13.0 Kb) 18.02.2014, 23:08
Ровенская Татьяна Николаевна
учитель-дефектолог, русского языка и чтения, КС КОУ ОО «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Использование аутогенной тренировки с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида для развития техники чтения и навыков речевого общения

Автор:
Ровенская Татьяна Николаевна
КС КОУ ОО «Орловская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
учитель-дефектолог, русского языка и чтения

Аутогенная тренировка – это исключительно эффективная форма самовнушения. Методическое письмо А. М. Свядоща и А. С. Ромена «Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике (техника самовнушения) было первой отечественной публикацией, в которой достаточно последовательно и полно излагалась методика аутотренинга. Основой аутогенной тренировки авторы считают самовнушение, что подчеркивалось как в ранних, так и последующих публикациях этих авторов, а состояние аутогенного погружения рассматривается как аутогипнотическое. Публикация методического письма А. М. Свядоща и А. С. Ромена сыграла важную роль в популяризации аутогенной тренировки в нашей стране, побудив многих исследователей к апробации данного метода.
Изучение методов коллективной психотерапии и исследование ее особенностей, связанных с повышением внушаемости в группе, занимает значительное место в работах В. М. Бехтерева. Им были разработаны принципы и методика коллективного гипноза или аутогенной тренировки.
Специалист, применяющий аутогенную тренировку, должен исходить из стоящих задач и индивидуализировать применяемые методы. Среди методик, родственных аутогенной тренировке, в первую очередь следует назвать варианты коллективной психотерапии. Существует множество видов коллективной психотерапии, к одному из которых, собственно, можно отнести и аутогенную тренировку при групповом варианте ее применения. А. П. Слободяник приводит краткое описание более двадцати различных методик и модификаций коллективной психотерапии. Вопросы коллективной психотерапии неврозов в последующем успешно разрабатывали С. С. Либих, В. К. Мягер, В. Н. Мясищев, К. И. Платонов, В. Е. Рожнов, М. М. Кабанов, В. М. Воловик, Б. Д. Карвасарский и другие.
Аутогенная тренировка может использоваться как метод стимуляции способностей. Главным компонентом аутогенной стимуляции чтения является повышение под влиянием самовнушения веры в свои возможности и изменение самооценки личности. Учитывая то, что учащиеся с нарушением интеллекта легко внушаемы, сеансы аутогенной тренировки будут помогать учителю в восстановлении нервной системы детей, и явятся одним из стимулирующих факторов в совершенствовании их техники чтения.
Принцип аутогенной тренировки заключается в следующем: если словесные формулы аутогенной тренировки повторять систематически и целенаправленно, то через некоторое время человек начнёт ощущать явления, отражающие содержание словесных формул. Под воздействием аутогенной тренировки в человеке начинают происходить обменные процессы, направленные именно на факторы, которые человек желает устранить или, наоборот, улучшить свои физические или интеллектуальные способности.
В предлагаемой методике даются настрои в первую очередь по оздоровлению нервной системы. Это для всех. Далее предлагаются настрои, направленные на улучшение культуры речи, чтения и темпа речи, дыхания, настрои, которые помогают правильно соблюдать паузы при чтении.
Особое внимание следует уделить волевой настойчивости, ежедневному прочитыванию исцеляющих настроев. Необходимо помнить, что вначале нужно преодолеть стереотипы мышления, но после четырёх-пяти недель результат появится, ведь законы психологии неизменны, а резервы человека огромны.
Методика аутогенной тренировки состоит из двух разделов. В первом разделе словесные формулы построены таким образом, чтобы слушатели через 2-3 сеанса были способны самостоятельно вводить себя в аутогенное состояние (самогипноз), затем подключается второй раздел, в котором формулы самовнушения направлены конкретно на овладение техникой чтения, культурой речи.
Техника подготовки к аутотренингу.
Сесть, расслабиться, положить руки на колени, немного наклонить голову вперёд, закрыть глаза и вслед за преподавателем мысленно повторять формулы самовнушения. Стараться удерживать внимание.
Сеансы аутогенной тренировки.
Часть первая.
Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
Моё внимание на моём лице.
Моё лицо спокойно.
Губы и зубы разжаты.
Мой лоб, мои глаза, моё лицо расслаблены, тёплые, спокойные.
Мой затылок, моя шея расслабленные, тёплые, спокойные.
Моё лицо тёплое, мой затылок тёплый, моя шея тёплая.
Мой лоб прохладный.
Моё лицо расслабленное, тёплое, спокойное.
Всё моё тело расслабленное, тёплое, спокойное.
Моё внимание на моих руках.
Мои руки тёплые.
Мои мышцы рук расслабляются и тяжелеют.
Тепло в моих руках нарастает.
Мои руки тёплые от плеч до пальцев.
Мои руки расслабленные, тёплые, спокойные.
Всё моё тело расслабленное, тёплое, спокойное.
Моё внимание на моих ногах.
Мои мышцы ступней ног расслабляются и тяжелеют.
Мои ноги начинают теплеть.
Тепло в ногах нарастает.
Мои ноги тёплые от бёдер до ступней.
Всё моё тело расслабленное, тёплое, спокойное.
Моё внимание на моём лице.
Мои мышцы лба расслабляются.
Кожа на лбу разглаживается.
Мои мышцы глаз расслабляются, брови слегка расходятся в стороны.
Мои мышцы рта расслабляются, губы и зубы разжаты.
Мои мышцы затылка и шеи расслабляются.
Голова наклоняется книзу.
Всё моё тело расслабленное, тёплое, спокойное.
Я расслабился, успокоился, отдыхаю.
Ушли все заботы и тревоги.
Мне легко и спокойно.
Я отдыхаю, набираюсь сил и здоровья.
Из моего тела ушла вся тяжесть, мне легко и спокойно.
Мне так легко, что я становлюсь невесомым.
Мои руки лёгкие, невесомые.
Мои ноги лёгкие, невесомые.
Всё моё тело лёгкое, невесомое.
Прохладный ветер обдувает моё лицо и тело.
Ветер вносит энергию в тело.
Я наполняюсь энергией.
Я готов к активным действиям.
У меня твёрдый характер и сильная воля.
Я всё умею.
Часть вторая
У меня твёрдая и сильная воля.
С каждой секундой, с каждым мгновением снимается напряжение в нервной системе, повышается её устойчивость.
Здоровеют и крепнут мои нервы.
Головной мозг правильно управляет жизнью всего тела.
Я становлюсь всё более устойчивым человеком в жизни.
Моя нервная система сильная, устойчивая, здоровая.
Все органы моего тела постоянно крепнут.
Я чувствую, как наливаюсь крепким, несокрушимым здоровьем.
Я с каждым мгновением становлюсь человеком крепким, здоровым, сильным, смелым.
Я весь наполнен огромной энергией жизни.
Энергия во мне бьёт ключом.
Я полон жизненного оптимизма, вокруг мне все кажутся добрыми и счастливыми.
Моя нервная система спокойная и уверенная.
Вся моя душа и моё тело живут полнокровной счастливой жизнью.
Я всё умею делать.
О культуре речи.
Я умею говорить гладко и без запинок.
Я чётко произношу все звуки, слоги, слова.
Я всегда говорю тихо, спокойно.
Моя речь плавная, тихая, спокойная.
Я могу регулировать силу своего голоса.
Я люблю говорить вполголоса, негромко.
Моя тихая речь всегда понятна окружающим.
Я никогда не повышаю голос в общественных местах.
Я люблю говорить тихо, спокойно, вполголоса.
Если я затрудняюсь говорить, я говорю спокойно, вполголоса, как подобает культурному человеку.
Я буду говорить тихо, спокойно, вполголоса.
Я буду культурным, воспитанным человеком.
О дыхании.
Я умею всё.
Я умею правильно дышать.
Я знаю, что без воздуха нельзя дышать.
Я знаю, что без воздуха нельзя говорить.
Я знаю, что надо начинать говорить только тогда, когда мы вдохнули и набрали в лёгкие воздух.
Я умею правильно дышать через нос.
Я знаю, что выдох во время речи происходит через рот.
Я знаю, что дыхание надо брать не спеша, заполняя воздухом лёгкие таким образом, чтобы его хватило на фразу в три-четыре слова.
Моя речь будет спокойной, выдержанной, лёгкой.
Я запомнил правило: прежде вдохни, потом говори.
Я всегда буду правильно дышать, и моя речь будет красивой, лёгкой, спокойной.
О темпе речи.
Я умею говорить плавно, без запинок.
Я всегда отвечаю не торопясь, без запинок, плавно.
Мой речевой аппарат здоров.
Я всегда говорю в нормальном темпе.
Я читаю не торопясь. Я читаю не волнуясь.
Первые слова в предложении я читаю медленно, нараспев, растягивая гласные.
Я читаю всегда в нормальном темпе.
Я всегда соблюдаю паузы при чтении.
Я никогда не останавливаюсь при чтении.
Я читаю плавно, не спеша, не волнуясь.
Я не повторяю слоги, я читаю плавно всё слово, выделяя гласные.
О паузах в речи и при чтении
Я умею читать плавно и спокойно.
Во время чтения я умею делать остановки-паузы.
Во время паузы я вдыхаю воздух, без которого не может быть речи.
Во время паузы я даю покой голосу.
Тот, кто чаще отдыхает во время речи, тот меньше устаёт.
Я читаю всегда с паузами.
Моё чтение с паузами станет ясным, понятным для слушателей.
Я умею читать только с паузами.
Я делаю длинные паузы в конце предложения.
Я всегда вижу знаки препинания в конце предложения.
Я всегда вижу знаки препинания в середине предложения.
В середине предложения я делаю короткие паузы.
Я умею читать плавно и спокойно.
Я всегда соблюдаю паузы при чтении.
Моё чтение получается плавным, с ровными остановками.
Моё чтение любят слушать все.


Категория: Разное | Добавил: rovensrkaya
Просмотров: 1174 | Загрузок: 65 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог