Итоговая контрольная работа по русской литературе 8 класс.
Буянова Мария Юрьевна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Терновская ООШ Терновского района Воронежской области.
Данный материал позволяет выявить уровень знаний учащихся 8 класса по русской литературе. Контрольная работа состоит из 3-х частей: 1 часть – оценивает более низкий уровень знаний учащихся, 2 и 3 части – для более сильных учеников. Составленная в конце работы шкала оценивания позволяет ученику самостоятельно подвести итог своей работы и оценить себя.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
• проверка теоретических знаний учащихся по русской литературе за курс 8 класса;
• применение изученного материала на практике;
• закрепление знания учащихся по данному разделу;
Воспитательные:
• воспитание у учащихся внимательности, аккуратности.
Развивающие:
• развитие мышления;
• развитие познавательных интересов.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Раздаточный материал: контрольно- измерительный материал (тесты).
Часть 1
1. Соотнесите автора и произведение:
А) Д.И. Фонвизин «Старый гений»
Б) Н.С. Лесков «На поле Куликовом»
В) А.А. Блок «Враги сожгли родную хату»
Г) М. Исаковский «Обоз»
Д) И.А. Крылов «Недоросль»
2. Дайте определение понятию «классицизм»:
А) Течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Автор стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим
Б) Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум чело¬века.
В) Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.
3. Соотнесите жанр произведения и его понятие:
А) Дума
Б) Поэма
В) Житие
Г) Басня
1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.
2. Описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры.
3. Крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.
4. Лирико-эпический жанр украинского словесно-музыкального фольклора; возник у казаков в 15-17 вв., которые воспевали борьбу против турецких, татарских и польских захватчиков, выражали социальный протест народа; жанру свойственна речитативная (реже распевная) мелодика, интонации плача и патетической речи.
4. Дайте определение понятию «антитеза».
А) Противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Б) Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.
В) Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
5. Дайте определение понятию «гротеск».
А) Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Б) Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
В) Предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Часть 2.
1. Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? Какой эпиграф выбирает А.С. Пушкин для своей повести «Капитанская дочка»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как вы понимаете определение «историзм литературы».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3.
Анализ лирического произведения
А.А. ФЕТ
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Шкала оценивания.
За каждый правильный ответ начисляется в 1 части по 1 баллу, во 2 части по 2 балла, 3 часть - 3 балла. Максимально за выполненную работу можно набрать 21 балл (1 часть - 12 баллов, 2 часть – 6 баллов, 3 часть – 3 балла).
9 – 12 баллов – «3»
13-19 баллов – «4»
20 - 21 балл – «5»
|