Итоговый тест "Лексика" в среднем, и в старшем звене 
   (66.0 Kb)
 
 | 27.02.2015, 00:50 |  
 
 
 |  Пыстина Лидия Митрофановна |  
 | учитель русского языка и литературы, школа-гимназия №9  |   
 
				
			 Этот раздел языкознания напрямую связан с речью. Учащиеся не свободно, а с большими затруднениями владеют паронимией, омонимией, многозначностью слова Поэтому    тестирование 
не помешает    ещё раз проверить знания учащихся   и в среднем, и в старшем звене. 
 
                              Лексика 
                                1 вариант 
I.  Раздел языкознания, который изучает  слова и их значения 
               А   Фонетика 
               Б    Морфология 
               В    Лексика 
               Д    Синтаксис 
               Е     Пунктуация 
II. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
     В лексике изучается единица языка… 
   А    слово 
   Б     словосочетание 
   В     часть речи 
   Д     часть слова 
                Е      звук 
III. Неологизмы - это 
   А   слова, вышедшие из активного употребления 
   Б    слова, противоположные по значению 
   В    слова, близкие по значению 
   Д    слова, которые служат для обозначения новых понятий 
                Е    слова, имеющие целостное значение             
IV. Омонимы - это 
   А    устойчивые сочетания слов 
   Б     однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению 
   В     слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное 
           лексическое значение 
   Д     слова одной части речи с противоположным значением 
                Е      слова, имеющие одно и то же значение 
V. Общеупотребительные слова - это 
   А      слова, известные всем 
   Б     слова, связанные с особенностями работы людей 
   В       новые слова, возникающие в языке 
   Д       слова, вошедшие  в язык из других языков 
                Е       слова, употребляемые жителями той или иной местности 
VI. Антонимы – это слова 
   А      которые имеют переносное значение 
   Б      одной и той же части речи с одинаковым написанием 
   В      имеющие несколько значений 
   Д      одной и той же части речи с одинаковым значением 
                Е     одной и той же части речи с противоположным значением 
VII. Синонимы – это слова 
А     одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но 
      отличаются оттенками значений 
   Б     которые имеют переносное значение 
   В    одной и той же части речи с противоположным значением 
   Д    имеющие несколько значений 
   Е   одной и той же части речи с одинаковым написанием 
 
VIII. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
         Слова многозначные… 
А  одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но 
      отличаются оттенками значений 
   Б   одной и той же части речи с противоположным значением 
   В   имеющие несколько значений 
   Д   одной и той же части речи с одинаковым написанием 
   Е   имеют переносное значение 
IX. Укажите ряд, включающий антонимы 
   А  чистый, свежий 
   Б   высокий, низкий 
   В  адресат, адресант 
   Д  умный, мудрый 
                Е  окно, подоконник 
X. Покажите ряд омонимов 
   А   город, село, посёлок 
   Б    подозрительно, неспроста, недаром 
   В   кран, перо, лук 
   Д   листья, яблоня, мята 
                Е   юг, байдарка, май 
XI.  Найдите строчку синонимов 
   А   издание, поручение 
   Б   открытие, известность 
   В  изречение, афоризм 
   Д  поиск, неудача 
                Е  причина, следствие 
XII. Определите, в каком ряду слова профессиональные 
   А  родник, зелёный, чаша 
   Б   негатив, фиксаж, закрепитель 
   В   колчан, диван, сундук 
   Д   барышник, лопатник, приказчик 
   Е   кровать, кукла, свёкла 
XIII. Определите, в каком ряду слова диалектные 
   А  ложа, партер, амфитеатр 
   Б   телевизор, телепрограмма, фестиваль 
   В  колонна, полотно, акварель 
   Д  кочет, гумно, светлица 
                Е  деревня, ветер, холод 
XIV. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов 
   А  телеграмма, телезритель 
   Б  телевизор, фужер 
   В  съедобный, утомление 
   Д  хохот, дворник 
   Е  съёмка, ручка 
XV. Укажите ряд, состоящий из устаревших слов    
   А  аквариум,   вентилятор, фонтан 
   Б   акванавт, луноход. прилуниться 
   В   коксохимия, шахта, комната 
   Д   кафтан, ендова, светец 
                Е   петух, кочет, забор 
XVI.  Укажите пословицу с антонимом 
   А  Ласточка день начинает, а соловей кончает. 
   Б  Не плюй в колодец, пригодится водя напиться. 
   В  За общим столом еда вкусней. 
   Д  Зимой съел бы грибок, да снег глубок. 
                Е   Поживи подольше – узнаешь побольше. 
XVII.   Укажите ряд с обратным порядком слов    
   А  лицо вспыхнуло 
   Б   ярко загорелись 
   В   быстрый ручей 
   Д   очень опасно 
                Е   навстречу шедший 
XVIII.  Укажите предложение, в котором слово употреблено в переносном 
                                 значении 
   А  Жёлтые листья медленно падали на землю. 
   Б   Яркое солнце быстро съело тонкий лёд. 
   В   И редкий солнца луч, и первые морозы… 
   Д   Тёмная  вода и громады утёсов на берегу создавали 
             величественную  картину. 
                Е Утром бухта наполнилась плавучим льдом. 
XIX. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
        Лексическое значение - это 
   А  начальная форма 
   Б  толкование, значение слова 
   В  скрытый смысл слова 
   Д   принадлежность к стилю 
                Е   словарный состав языка 
XX.  Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
        Лексика - это 
   А  справочник 
   Б   особые справочные книги 
   В   стиль 
   Д   словарный состав языка 
                Е   толковый словарь 
 
Лексика 
                                2 вариант 
I.  Раздел языкознания, который изучает  слова и их значения 
               А  Пунктуация 
               Б    Морфология 
               В   Синтаксис 
               Д    Фонетика 
   Е     Лексика 
II. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
     В лексике изучается единица языка… 
   А  часть речи 
   Б   словосочетание 
   В  часть слова 
   Д   слово 
   Е    звук 
III. Неологизмы - это 
   А   слова, имеющие целостное значение   
   Б    слова, противоположные по значению 
   В    слова, которые служат для обозначения новых понятий 
   Д    слова, близкие по значению 
   Е    слова, вышедшие из активного употребления          
   IV. Омонимы - это       
   А   устойчивые сочетания слов 
   Б    слова, имеющие одно и то же значение 
   В    слова одной части речи с противоположным значением 
   Д    слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное 
           лексическое значение  
   Е    однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные 
                  по значению 
V. Общеупотребительные слова - это 
   А   слова, связанные с особенностями работы людей 
   Б    слова, вошедшие  в язык из других языков 
   В    слова, употребляемые жителями той или иной местности 
   Д   новые слова, возникающие в языке 
   Е   слова, известные всем 
VI.    Антонимы – это слова       
   А   которые имеют переносное значение 
   Б    одной и той же части речи с противоположным значением 
   В    имеющие несколько значений 
   Д    одной и той же части речи с одинаковым написанием 
   Е    одной и той же части речи с одинаковым значением 
VII.  Синонимы – это слова 
   А  имеющие несколько значений 
   Б  одной и той же части речи с одинаковым написанием 
   В  которые имеют переносное значение 
   Д  одной и той же части речи с одинаковым звучанием 
 Е  одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, 
           но  отличаются оттенками значений 
VIII.  Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
         Слова многозначные 
   А   одной и той же части речи с одинаковым написанием 
   Б    одной и той же части речи с одинаковым звучанием 
 В   одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, 
         но  отличаются оттенками значений 
   Д   имеющие несколько значений 
   Е   имеют переносное значение 
IX. Укажите ряд, включающий антонимы 
   А  опыт,  открытие 
   Б  доклад, сообщение 
   В  жара, холод 
   Д  вывод, результат 
   Е  знание, умение 
X. Покажите ряд омонимов 
   А  тревожный день, беспокойный день 
   Б   бросать, кидать, швырять 
   В   метель, буран, пурга 
   Д   строевой лес, строевой командир 
   Е   еда, пища, кушанье 
XI. Найдите строчку синонимов 
   А   книга, газета 
   Б    роман, телепередача 
   В   конец, начало 
   Д   содержание, заключение 
   Е   отрывок, фрагмент 
XII. Определите, в каком ряду слова профессиональные 
   А  солдат, ракета, орден 
   Б   колхоз, воскресник, пятилетка 
   В   барышня, вельможа, ботфорты 
   Д   ружьё, пистолет, револьвер 
   Е   литеры, пунсон, матрица 
XIII.  Определите, в каком ряду слова диалектные 
   А  красивый, стол, сидеть 
   Б   ответить, отозваться, откликнуться 
   В   зной, жара, пекло 
   Д   горят щёки от мороза, светиться от счастья 
                Е   курень, полуночник, бирюк 
XIV. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов 
   А  велосипед, мотоцикл, трамвай 
   Б   автобус, пианино, гитара 
   В  гипотенуза, ом, бином 
   Д  снегоход, снегирь, снегурочка 
   Е дорога, лист, стол 
XV. Укажите ряд, состоящий из устаревших слов    
   А  река, подарок, яруга 
   Б  кочет, весёлка, бурак 
   В  барабан, август, помощник 
   Д  чувство, чучело, народец 
   Е  трясина, бурелом, посмешище 
XVI. Укажите пословицу с антонимом 
   А   Дружба да братство дороже всякого богатства. 
   Б    Не подумавши ничего не начинай. 
   В   Не мил и свет, когда друга нет. 
   Д   На плохой дороге далеко не уедешь. 
   Е  Подальше положишь – поближе возьмёшь. 
XVII. Укажите ряд с обратным порядком слов    
   А  книга прочитанная 
   Б   окно засветилось 
   В   чувственный ребёнок 
   Д   смотреть в книгу 
                Е    быстро бежать 
XVIII.  Укажите предложение, в котором слово употреблено в переносном 
                                         значении 
   А   Ледяная глыба надвигалась на пароход. 
   Б    Голубое море сверкало на солнце. 
   В    Наблюдатель копировал чертёж на местности. 
   Д    Железные гвозди самые прочные и крепкие. 
                Е    Ослепительная красота поразила всех собравшихся. 
XIX.  Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
        Лексическое значение - это 
   А   скрытый смысл слова 
   Б    словарный состав языка 
   В    принадлежность к стилю 
   Д    начальная форма 
   Е    толкование, значение слова 
XX. .  Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: 
        Лексика - это 
   А стиль 
   Б  особые справочные книги 
   В  справочник 
   Д  словарный состав языка 
   Е  толковый словарь
  
  
 
 
 
  |  
| 
Категория: Разное | Добавил: pystina
 |  
| Просмотров: 2144 | Загрузок: 119
| Рейтинг: 5.0/9 |  
 
 
 
 
 
 
  
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)  Всего комментариев: 0 |  |  
| 
			
			
			
			 |  
 |  
 |  
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |