Христианские мотивы в лирике Татьяны Батуриной Капустина Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы.
Татьяна Михайловна Батурина – известный поэт, литературный и общественный деятель. В одном из своих ранних стихотворений она так определила свое жизненное и творческое кредо – «никогда словами не сорить». Татьяна Михайловна родилась в 1947 году, в Сталинграде, в семье врачей, которые начали строить свое счастье после тяжелой Великой Отечественной. Все невзгоды послевоенного времени маленькая Таня ощутила на себе, что укрепило ее сильный характер и стремление служить людям. Она окончила школу, поступила в Нефтяной техникум, а в 1966-м году познакомилась с Маргаритой Агашиной, что окончательно решило ее поэтическую судьбу. Батурина удачно выступила на семинаре молодых поэтов при Волгоградском отделении Союза писателей, получила лестные отзывы не только от Маргариты Константиновны, но и Ю.Окунева, А. Корнеева, В. Леднева, чуть позже – М. Луконина. Так юный поэт делала свои первые шаги… Сегодня Татьяна Михайловна – Член Союза писателей России, автор множества поэтических сборников, постоянный сотрудник волгоградского литературно-художественного журнала «Отчий край». Недавно поэт отметила свое 65-летие и 40-летие творческой жизни. Основной темой лирики Т. Батуриной, разуется, можно назвать тему женского счастья. Ее лирическая героиня, по мнению критиков, наделена широким «спектром» души. Она молодая женщина, постоянно размышляющая о своей судьбе, легкоранимая, хранящая чистоту души, любящая, страдающая, счастливая, жаждущая, ищущая… Однако в зрелой лирике появляется еще один мотив творчества, который становится постоянным и во многом определяет своеобразие поэтического мира Т. Батуриной. Она в своих стихотворениях обращается к философско-религиозному постижению сущности бытия. Душа поэта потянулась к вере непроизвольно, для обретения душевного равновесия, гармонии, смысла жизни. Православные традиции, вера в христианские заповеди становятся для лирической героини основой, обеспечивающей возможность устойчивости бытия. Как отмечает В.Б. Смирнов, религиозность для Т. Батуриной, «не просто погоня за модой …, но и исток поэтических исканий» . Вера в заповеди Христа для нее – основа устойчивости в жизни, исток поэтических исканий и свершений. Лирическая героиня стремится к очищению, возрождению, к освобождению от тщетного, мелкого, бытового: «Душа парит над бездной стремлений тщеты» («Путь») Основные идеи поэзии Т. Батуриной – это православие, жажда духовной близости, борьба с отчуждением. Ей свойственна четкая духовная позиция – стремление объединить народы, преодолеть одиночество среди людей. «Вожделение духовной близости, желание духовно приблизиться, прилепиться, опереться наложило отпечаток на поэтический стиль Т. Батуриной, что само по себе свидетельствует об искренности и силе этих настроений» . Приосанились листья и корни, Потянулись туда, где звезда: Не напрасно ведь с Лебедем горним Во славянском родстве лебеда («Родство») Идеи православия, веры проявляются уже в названии произведений – «Иконы плачут…», «Инок», «Свет причастья», «Троица в Отраде», «Отчина», «Пятое Евангелие», «Славянские хроники», «Русский Спас», «Русские свечи». Христианские мотивы своеобразно отражаются и на лексике стихотворений Т. Батуриной: И не умеем сызмала подать Положенного Богом милосердья, Не милосердья ищем – милосмертья... Возобитай, Господня благодать! («Воскликновение».). Некоторые исследователи отмечают, что христианская проблематика у поэта особым образом сочетается с так называемой «русской темой». Например, О. Шестинский подчеркивал, что только великая нравственность, христианская вера составляют «русскую идею» Т. Батуриной, которая очень проста – «родолюбие, любовь к жизни, к родине, своим корням» . Во многих стихотворениях Т. Батурина констатирует тот факт, что с распадом сильной страны (СССР), поменялось и отношение между людьми, потерялось родство между народами, которое накапливалось веками, еще со времен Киевской Руси. В столь сложной современной жизни чувство отчуждения разрастается до семейного уровня, не говоря уже о государствах, мире в целом. «Весь славянский мир переживает великое испытание на разрыв, а ведь по Писанию, всякий дом, разделившийся сам в себе, погибнет. Устоим ли, братья и сестры? Найдутся ли среди нас подсолнухи-богатыри, которые поднимут лица к солнцу, наберутся великой силы и осветят небесным святым светом нашу древнюю родину, нашу Киевскую Русь? Негде будет спрятаться нечисти, негде будет выжить нежити – да сгинут они в нетях! (из повести «Окошечко»)». «Сверхидея» творчества Т. Батуриной (и поэзии, и прозы) – искреннее стремление к единению, близости между людьми, преодоление отчуждения. Давай ради бога не будем внушать В земной тесноте отчужденье друг другу, Пока в полнолуние нечем дышать И сердце, как заяц, петляет по кругу («Во дни полнолуния нечем дышать…»). Хотелось бы завершить свою работу красивыми словами А. Буланова: «Поэзия Татьяны Батуриной внутренне близка, родственная высокой стихии молитвы, духовного парения. Чувствуется желание автора понять пути духовного преображения не только умом, но и сердцем. Только при такой органичности и становится поэзия мечтой о Боге и о духовном человеке» .
Смирнов, В.Б. Татьяна Михайловна Батурина / По следам времени. Из истории писательской организации писательской организации Царицына – Сталинграда / В.Б. Смирнов. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – С. 239. Навстречу голосу / Т. Брыксина // Отчий край. – 2001. – №1. – С. 213. Шестинский, О. Моя исповедь / О. Шестинский // Отчий край. – 2001. – №3. – С. 214. Буланов А. «Поэзия есть Бог…/А. Буланов // Отчий край. – 1998. – №4. – С. 242.
|