Введение
Данный сборник включает материалы комплексных контрольных работ по литературе в 5 – 11 классах и предназначен для учителей средних общеобразовательных школ. В основу содержания измерителей государственного стандарта положены учебные программы по литературе: 5 -7 классы под редакцией Чаплышкиной Т.П. Савельевой В.В.,Шашкиной Г.З., Ставицкой Н.Н. (2003 г.); 8 -9 классы под редакцией Чаплышкиной Т.П., Савельевой В.В., Хлызовой И.Ю., Шашкиной Г.З. (2004 г.); 10 – 11 классы под редакцией Савельевой В.В., Лукпановой Г.Г., Шашкиной Г.З. (2006 г.), утверждённые Министерством образования и науки Республики Казахстан, и Инструктивно – методическое письмо Министерства образования и науки РК от 16. 08. 2006 г.
Цель данного пособия – сделать художественное произведение объектом литературоведческого исследования, выработать у учащихся навыки видения мира авторского текста.
В сборник включены по 4 контрольные работы на каждую параллель класса, состоящие из
- терминологического диктанта
- анализа текста.
Диктант составлен из терминов программного материала, предусматривающий серьёзное знание основных понятий теории литературы. Внимание к теоретическим основам курса во многом обусловлено возросшим уровнем современных требований воспитывающего и развивающего обучения, необходимостью проверки заложенной на уроках теоретической основы умений и навыков будущего квалифицированного читателя, отслеживания системы специальных предметных ориентиров, необходимых для самостоятельного ознакомления с произведениями литературы.
Работа с прозаическим или поэтическим текстом строится на его комплексном анализе. В 5 – 6 классах формируются навыки анализа художественного произведения, развивается воссоздающее и творческое воображение учащихся, обогащается система художественного мышления, усваиваются начальные представления о теории литературы, вырабатываются умения применять знания на практике. В 7 – 9 классах углубляется работа по комплексному анализу произведения, обращается внимание на строение лирического произведения, видение языковой организации текста, роли автора в произведении. В 10 – 11 классах обогащается представление учащихся о художественном мастерстве писателей, накапливаются теоретические представления по тексту, формируется готовность к самостоятельному аналитическому изучению произведения.
По итогам полугодий предлагаются тесты , нацеленные на проверку фактического содержания учебного материала.
В работах заложены разные виды деятельности учащихся, направленные на выявление уровня сформированности практических способностей по анализу текста на разных уровнях. Исходя из этого, важными методологическими принципами построения контрольной деятельности выступают
- метод сравнительного анализа
- метод пообразного анализа
- метод композиционного анализа.
В основу контрольной деятельности по литературе положены
- принцип доступности материала восприятию
- принцип единства интеллектуального и эмоционального мышления в процессе работы
- принцип формирования специальных умений и навыков в ходе анализа текста
- принцип развития творческих способностей школьников
- принцип оптимального соотношения творческого, воссоздающего и развивающего начал в процессе комплексного анализа произведения.
Данные работы можно проводить и в виде контрольных домашних работ, кроме терминологических диктантов.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|