В современном мире достаточно много направлений искусства. Одними из самых доступных являются телевидение, в частности кино, и литература.
Нельзя отрицать тот факт, что телевидение в современном мире – это, в полном смысле слова, средство массовой информации. Телевизионная информация зачастую движет множеством процессом, отражается на отношениях в обществе, влияет на развитие личности. При чем больше говорят об отрицательном влиянии. Многие образованные люди поднимают вопрос о том, что с развитием данной области литература, а в частности книги, отошла на второй план.
Бытует мнение, что литература и телевидение — две независимые друг от друга территории. Однако все чаще наблюдается тенденция появления современных экранизаций литературных произведений. При этом говорить о том, что этого достаточно для просвещения нельзя. Передач о литературных произведениях, книгах и журналах, встреч с писателями практически нет ни на одном из основных телеканалов; со своей стороны, многие писатели считают, говоря словами героя одного из прошлогодних рассказов В. Маканина, что телевидение сознательно «створаживает словесность» в борьбе за время, внимание и интересы населения. Параллельно с этой мыслью не стоит забывать и о том, что некоторые современные литературные произведения далеки от того, чтобы читатель задумался над глубоким содержанием и поразмыслил о вечных ценностях. Но можно ли провести черту, разделив литературу и телевидение на черное и белое?
Действительно ли телевидение вредно для воспитания моральных устоев подростков?
Современное поколение все меньше и меньше читает. Как учитель литературы, я вижу, что приобщить молодежь к чтению, развить и, самое главное, закрепить читательский интерес становится все труднее. А для некоторой категории детей зачастую кажется, что все это и вовсе из области невозможного. Думаю, нужно использовать те средства, которые более близки и понятны современным ученикам, средства, позволяющие разнообразить урок и работу над книгой.
Может, стоит воспользоваться возможностями кино и телевидения?
Клиповое мышление – оно давно стало одним из ведущих в сознании учеников. Абстрактность ушла на второй план. Зачастую, читая книги, им трудно представить те образы, которые описаны автором, трудно представить ту картину, ту эпоху, о которой говорится в том или ином произведении. Результат – забрасывание этой, так называемой, «затеи» с чтением, откладывание книг на полку и прочее-прочее-прочее, что, естественно, сказывается на общем результате в итоге. Ученикам становится не под силу осознать ценность читаемого, расширить кругозор человеческих взаимоотношений. А ведь в литературных произведениях показаны практически все модели жизни, человеческого пути, нравственных исканий.
Возможно, трудно в это поверить, но приобщить к чтению, действительно, можно попробовать именно через телевидение. На эту мысль меня натолкнули слова знаменитого советского и российского писателя Виктора Шендеровича: «Десятилетним мальчиком, я узнал о существовании «Саги о Форсайтах» именно из одноименного английского телефильма. Впоследствии — прочел. Подозреваю, что и о существовании «Маленьких трагедий» значительная часть населения страны узнала благодаря фильму Швейцера» .
Тогда я решился проверить подобное. Сначала начал работать в данном направлении со старшеклассниками. На уроках литературы, в своей работе, я стал применять прием визуализации, если его можно так назвать. На уроках я предлагал познакомиться с фрагментом экранизации литературного произведения, но не после прочтения, а на этапе изучения новой темы. Прежде, чем говорить о каком-либо произведении, на одном из этапов урока можно показать видеофрагмент, который заинтересует учеников и подтолкнет на чтение всего произведения. Так же я использую данный прием и уже после прочтения и обсуждения книги. Мы смотрим экранизацию вместе с последующим обсуждением обоих произведений (схожесть сюжетов, интерпретация режиссером определенных моментов и т.д.). Впечатления от рассуждений ребят, можно сказать смело, порой бывают неописуемы! Я вижу их активность и заинтересованность. Учеников на самом деле интересует подобная форма.
К примеру, при изучении романа в стихах «Евгений Онегин» была показана сцена дуэли Онегина и Ленского. Ученики сразу задались вопросом, что это происходит, почему, если они друзья (а это им было сказано), чем закончится дуэль? Ответы на свои вопросы они получили, прочитав роман. Конечно, есть те, кто по-прежнему остается в стороне, но большинство все-таки тянутся к книгам.
Мне кажется, в первую очередь, ученикам интересна сама форма работы, а во-вторых, используя этот внешний фактор, можно эффективно повысить и усилить читательскую активность и компетенцию.
Конечно, проще посмотреть фильм и на этом остановиться. К тому же наглядно-образное восприятие намного сильнее. Важно дать понять, что литература сильна словом, а телевидение – образом и звуком. Просто я стараюсь показать своим ученикам разницу между экранизацией и самой книгой. Мы обсуждаем конкретные детали, которые опускаются в кино или просто трактуются несколько иначе. Ведь даже самая удачная экранизация не может полностью охватить все тонкости сюжета, отразить все богатство человеческого духа, тонкости психологии, внутренний поиск героев.
И, к счастью, я наблюдаю свои первые плоды – моим ребятам теперь не просто интересно читать, им интересно сравнивать, замечать то, что есть только в книгах.
Например, работая над произведением М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ребята увидели, что в фильме иначе показана сцена погрома Маргаритой дома Латунского и ее полет на метле над Москвой.
Мой небольшой опыт работы позволяет мне сделать некоторые выводы.
Во-первых, при некоторых положительных результатах такой работы с детьми все же существует опасение – перевес в сторону телевидения, кино и полный отказ от чтения. Загруженность школьников, их увлеченность не познавательной стороной жизни, а развлекательной, их желание получить информацию более быстрым способом делают востребованной именно экранизацию, нежели чтение оригинала.
Во-вторых, некоторые современные экранизации совершенно далеки от основного смысла произведения, так что мешает правильно толковать замысел автора. Как говорит Александр Митта: «У телевидения сегодня есть только один бог, один критерий — это рейтинг. Ни о чем другом оно не хочет и не может думать» .
В-третьих, развивать интерес возможно не только сравнивая экранизацию и произведение, но и сравнивая экранизации разных времен, а может быть и разных стран. Например, два фильма «Тихого Дона» - 1958 года и 1992 года. Или «Война и мир» - русскую и английскую версии. Почва для размышлений там найдется всенепременно, если их сравнивать ещё и с книгой.
В-четвертых, данный прием дает возможность проводить анализ новых форм представления того или иного произведения с использованием литературных жанров. Например, фильм «Анна Каренина» 2012 года. Роман экранизирован в необычной форме – драме, представленной на сцене. Будто спектакль. Подобные новшества также могут благосклонно влиять на учеников, побуждая их ознакомиться с полным произведением.
В-пятых, ученикам проще рассуждать, когда они владеют не только книжным материалом, но еще и прокручивают в голове зрительные образы. Это повышает их активность, грамотность и способствует развитию устной и письменной речи, что положительно сказывается на письменных работах (чаще всего сочинениях) по литературным произведениям.
В-шестых, при использовании приема визуализации пересекаются нескольких образовательных областей. Самым популярным вариантом будут, конечно же, литература и история. «Война и мир» - знаменитый роман-эпопея Л.Н. Толстого выступает здесь отличным примером.
Если говорить о том, в чем эффективность данного приема, то стоит еще раз обратиться к актуальности. Телевидение захватило практически все сферы жизни человека. И, нельзя не сказать, что в последнее время как раз-таки на телевидении и в кино усилился интерес к экранизациям литературных произведений. Среди недавних кинолент можно отметить такие, как «Вий», «Тарас Бульба», «Анна Каренина», «Печорин», «Преступление и наказание», «Отцы и дети» и другие. Невероятно усилился интерес к сказкам – «Белоснежка и охотник», «Золушка», «Малефисента», «Белоснежка и месть гномов» и другие. Опять же, если не знать литературную основу данных экранизаций, как можно максимально объективно оценить то или иное произведение? Именно к этому, к наиболее объективной оценке, через усиление интереса к чтению, я пытаюсь стремиться в своей работе.
Понятно, чтобы полноценно использовать данный прием, временных рамок одного урока недостаточно. Просмотры полных версий фильмов – все это, естественно, происходит во внеурочное время. Хочется отметить, что при наличии возможности смотреть фильм дома, ученики предпочитают это делать коллективно вместе с учителем.
И, наконец, о черном и белом…
ТВ — часть жизни, часть общества. Притом часть массового общества. С этой точки зрения ТВ не представляет угрозы ни одному из видов художественной деятельности. В том числе и литературе. Оно может конкурировать с литературой как с коммуникацией, но не как с формой художественного творчества.
Тем не менее, существует тесная связь литературы и телевидения. И она не односторонняя: «рождающееся и совершенствующееся на глазах одного поколения экранное искусство не только испытывает постоянное влияние литературы, но и оказывает известное, все возрастающее обратное воздействие на нее» . Широкая многоплановая связь искусства зрелищного, пространственного и синтетического, какими являются телевидение с литературой (при всем кажущемся их несходстве), вполне закономерна.
Таким образом, можно сказать, телевидение может быть (и уже нередко бывает) могучим стимулом, побуждающим самую широкую аудиторию к чтению, активизирующим интерес человека к книге.
|