Мастер-класс
«Слово.Звук.Смысл»
Проведен: во втором туре городского конкурса
«Педагог года».
Цели:
1) на примере изучения звукописи показать межпредметную взаимосвязь школьных дисциплин;
2) раскрыть роль интеграции в формировании картины мира.
Оборудование:
• компьютер, интерактивная доска;
• презентация;
• раздаточный материал для участников мастер-класса: бумага, карточки с цветовой палитрой, фломастеры.
Ход мастер-класса:
1.Вводная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены большого жюри, члены малого жюри.
СЛАЙД 2.
Еще в самом начале этого конкурса я подняла вопрос о необходимости ориентации образовательного процесса на формирование картины мира, высказав свое предположение о том, что одним из способов достижения этого может быть усиление межпредметных связей, а также проведение интегрированных уроков, что способствует формированию метапредметных умений и личностных результатов, повышает мотивированность учебного процесса. Немаловажное значение приобретает и учет личностных особенностей каждого ученика.
2. Основная часть.
Согласитесь, наверняка у каждого из вас хотя бы раз возникала такая ситуация: сядешь над книжкой и недоумеваешь: «Ну что, ну что они в этом нашли?» Ну зарифмовано, ну сказано, и что? Почему этих людей принято называть гениями? У каждого из нас в знакомых или друзьях есть некий Иван Иванович, который тоже как завернет стишок на чей-либо юбилей — прямо слезы из глаз, и ведь школьников не заставляют его опусы наизусть учить?
Причин, конечно, великое множество, почему стихи Есенина учат наизусть, а Ивана Ивановича— нет.
Одна из них такая: только настоящие поэты не просто видят мир, но и вместо нас для нас же его описывают. Ухитряются как-то так подобрать слова, что мы видим и чувствуем мир так же, как чувствуют они: ярче, красивее, вкуснее, чем видит его тот же Иван Иванович, да и не только он один.
Каждый поэт, стараясь донести до нас частичку своего миропонимания, использует огромный запас выразительных средств, существующих в языке, одним из которых является ЗВУКОПИСЬ.
СЛАЙД 3.
Обратите внимание, из каких слов оно состоит? (звук, писать)
Но как мы можем писать звуками? Ведь звук – не материален, мы его не можем увидеть, потрогать. Его можно только услышать. Так что же это за прием, почему авторы его используют?
Тема моего мастер-класса «Слово. Звук. Смысл».
Например, в эпоху Серебряного века русской литературы поэты находились в поиске новых форм выражения, и как следствие проводили эксперименты не только с рифмой, но и со словами, звуками.
СЛАЙД 4.
Особенно интересно с этой точки зрения творчество Велимира Хлебникова. Одно из направлений, в котором велись поиски, было связано с намерением Хлебникова закрепить за целым рядом согласных определенное цветовое значение — поэт называл это «звукописью». Вы только вслушайтесь в эти строки:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
На первый взгляд стихотворение лишено какого-либо смысла, но попробуем проникнуть в тайные уголки его души. Каждый первый звук окрашен в цветовом плане, поэтому довольно легко проводится звуко- цветовая параллель. Посмотрите внимательно на первую строку. В какой цвет поэт окрашивает звук [б]? (губы алого цвета, следовательно, звук [б] Хлебников окрашивает в оттенки красного цвета). (Аналогичная работа проводится с каждой последующей строкой).
Итак, мы с вами увидели взгляд В.Хлебникова.
Теперь я вам предлагаю заглянуть в свое подсознание:
Создание ассоциативного ряда (работа с залом) СЛАЙД 5
У – гул, шум
Р – гром, раскаты, грохот
Л – легкость, полет, плавность
Ш – шелест, шорох
З – звон
Ж – жужжание
Значит, у звука есть еще и скрытый внутренний смысл.
А теперь давайте вспомним, что представляет из себя фонетическая характеристика слова на уроках русского языка? (кол-во звуков и их акустическая характеристика) Т.е. на уроках русского языка мы полностью лишаем звук художественного смысла, образа, но хотим, чтобы на уроках литературы, ребята образно понимали этот звук. Как быть?
На мой взгляд, первоначально звуко-ассоциативная работа должна начинаться на уроках русского языка, а затем находить свое прямое подтверждение при художественном анализе на уроках литературы.
Определение роли звукописи (работа участников) СЛАЙД 6,7,8 Какие звуки повторяются? С чем у Вас ассоциируются эти звуки? Какова роль этих повторов?
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят… (Ф. И. Тютчев)
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь. (А.С.Пушкин)
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. (М.Ю.Лермонтов)
Итак, мы с вами можем сделать вывод, что звуки или сочетания звуков ассоциируются в нашем подсознании с теми или иными эмоциями, природными явлениями, нашим внутренним состоянием души, а звукопись помогает усилить слуховые впечатления от изображаемого явления.
Но из вышесказанного следует, что звукопись «доступна» исключительно аудиалам. Как же в этой ситуации быть визуалам, дигиталам? (визуалы – зрительное восприятие, дигиталы – цифровое, логическое восприятие).
Здесь на помощь придет цвет.
На уроках музыки мы нередко передаем свои впечатления от музыки при помощи живописи. Почему бы не попробовать сделать то же самое на уроках литературы – нарисовать стихотворение.
Перед вами поэтические строки. Попробуйте передать свои впечатления от них в цвете.
Наверняка в каждом классе есть ученики с «математическим» складом ума. Дигиталам достаточно сложно понять поэтическую образность, ведь им привычнее постигать мир при помощи цифр и логических операций. Таким ребятам можно предложить заняться подсчетом гласных.
Нарисовать картину (1 группа). Посчитать количество каждой гласной звуко-буквы (2 группа).
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.Есенин)
1) О – 6, а – 3+1, и – 1;
2) Е (э) - 4, о – 2, ы – 3, а - 1;
3) А – 3+1 , о – 2, и – 2, е – 2, у -1;
4) 0 – 3, е – 3, а - 1, и - 1, у – 2
О – 13
А – 10
Е – 9
И – 4
Ы – 3
У – 3
Работа с залом.
СЛАЙД 9
А сидящим в жюри я предлагаю принять участие в эксперименте. У каждого из вас есть карточки с палитрой из 6 цветов. Попробуйте соотнести цвет с гласной звуко-буквой. (называю звук – поднимают карточку с цветом). Таким образом, если не брать во внимание оттеночное восприятие цвета, то получится примерная таблица цветозвуковых ассоциаций:
А красный
О желтый (или белый)
Э (Е) зеленый
И синий
У фиолетовый
Ы черный, темно-коричневый
А теперь вернемся к работающим группам и сравним полученные результаты. (На рисунках осени преобладают желтый, красный и зеленый – наиболее характерные для осени цвета; результаты подсчетов совпадают с рисунками). СЛАЙД 10
3.Заключительная часть.
Так все же, соотнесение звука и цвета - это особенность восприятия звуков только организованной поэтической души, поэтическая фантазия, или звуки действительно окрашены в восприятии всех носителей языка?
Конечно, не всегда упоминание какого-либо цвета в стихотворении ведет к повышению частоты соответствующего гласного. Так и должно быть — ведь не обязательно в любом «цветном» произведении поэт должен использовать именно эффект «звукоцвета». Но совершенно невероятно, чтобы соответствия, «вычисленных» стихотворений, были бы лишь результатом удачного совпадения цифр.
СЛАЙД 11.
Так что же такое звукопись? Неужели это просто сочетание звуков, копирующее звуки природы? Или это нечто большее? (звукопись помогает ярче воспринимать мир, чувствовать его).
Таким образом, используя теорию звукоцвета, мы можем научить видеть и понимать звукопись детей с разными каналами восприятия окружающего мира, донести до них то, что хотел сказать поэт; позволить каждому ребенку выбрать наиболее приемлемый способ познания. Именно такая работа помогает мне формировать картину мира. СЛАЙД 12.Ведь не случайно В.Брюсов сказал: «Верь в звук слов, смысл тайн в них». Ведь порой от каждого звука, тона зависит исход разговора.
Спасибо за внимание.
СЛАЙД 13
|