Понамарёва Галина Николаевна МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1» Томской области
Методы и приемы педагогической практики на уроках русского языка и литературы Из опыта работы
Меняется время, меняются задачи образования. Концепция модернизации российского образования нацелила всё педагогическое сообщество на приведение образования в соответствие с требованиями времени и задачами страны. Школа теперь должна выпускать не живые «банки данных», не людей, головы которых до краёв заполнены информацией (её легко может найти с помощью компьютера и Интернета), а людей, способных пропускать эту информацию через собственные взгляды, то есть превращать полученную информацию в свою личностную. Мы должны выпустить из школы человека, понимающего своё место в жизни, постоянно развивающегося, всесторонне развитого, человека-труженика, экологически грамотного человека и, наконец, интегрированную личность, способную нести ответственность перед обществом не только за своё благополучие, но и благополучие других людей. Таковым выпускник станет в том случае, если сам будет активным участником образовательного процесса. Подтверждение эта мысль находит в словах Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Отсюда вытекает главная цель современной школы – выявление и развитие творческих способностей обучающихся. Это далеко не новый в российском образовании вопрос. Он находит своё отражение в педагогической литературе: в трудах Ю. Бабанского, Л. Занкова, П. Гальперина, Н. Талызиной, много внимания этому вопросу отводит методика В. Бабайцевой. Со многими интересными идеями из опыта работы учителей-практиков я знакомилась в методических журналах и пособиях. Достижение цели обусловлено решением следующих задач: • учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет); • формировать приёмы продуктивной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.); • поддерживать и развивать интерес к предметам; • формировать в обучающихся оптимистический взгляд на собственные способности; • прививать навыки исследовательской и проектной деятельности; • показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках и во внеурочной деятельности; • учить широко и перспективно мыслить, видеть роль и место русского языка и литературы в общечеловеческой культуре, выявлять их связь с другими науками; • прививать бережное, ответственное отношение к русскому языку и литературе как к государствополагающим предметам. Решение данных задач осуществляю разными способами. Я осознаю, что сегодня необходимо использовать такие методы преподавания, которые научат детей учиться, и обучаемые будут испытывать удовольствие от процесса получения знаний. • Словесные методы (диалог, монолог) дают мне возможность задать высокий уровень теоретических знаний. • Наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотры видеоматериалов, таблицы, информационные листы) помогают мне активизировать ребят с наглядно – образным мышлением.
• Практическими методами (через лабораторные работы, конструирование, исследовательские задания, экскурсии, сбор краеведческих материалов, через общение с односельчанами) формирую практические навыки и различные компетентности. В путешествиях, поездках учу ребят запоминать новые слова через связь их с какими-либо яркими образами, с чем-то необычным, захватывающим. Каждая наша поездка, экскурсия, путешествие заканчиваются созданием словаря путешествий, сочинением в жанре путевых заметок, портретных очерков, сочинений - рассуждений. Используя деятельностные методы (проекты, исследования) формирую у школьников различные компетентности, создаю условия для творчества обучающихся. Эти методы служат также для развития самостоятельности мышления, проектных и исследовательских умений. Учитывая направленность современного образования на формирование творческих способностей учащихся, добиваюсь поставленных целей при помощи проблемно-поискового метода, который основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Часто практикую использование проблемных заданий на уроке и в домашних работах. «Мозговой штурм» - одна из форм решения проблемных заданий, которую использую как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. Смысл этого метода заключается в составлении списка идей, которые затем поочерёдно подвергаются исследованию. Среди множества высказанных идей находим подходящую, которую ещё можем подвергать переделке. В результате поиска можем выработать и комбинированный вариант, состоящий из нескольких идей. Единственное правило «мозгового штурма» состоит в том, что принимаются все идеи, никто не должен стесняться предлагать необычные и шокирующие идеи. «Мозговой штурм» создаёт именно атмосферу творчества, где поощряется риск и нестандартные решения. Например, урок русского языка в 9 классе по теме «Знаки препинания в ССП». Учащихся ставлю перед проблемой: «Почему между частями предложения, записанного на доске, - В Ясногорске дороги тонули в густой, колосистой пшенице и воздух был полон пчелиного предосенне-жалобного гуда - нет знака препинания?» В течение нескольких минут принимаю все предложенные варианты ответов и фиксирую на доске: «это простое предложение», «здесь есть что-то общее между частями», «здесь одиночный союз и», «вы забыли его поставить», «это просто ошибка», «мне кажется, что так и надо, а почему, не понимаю» и другие. Окончив формирование списка, начинаем поэтапный отбор правильного ответа, направленный на осознание учащимися их представлений о лингвистическом понятии. Сначала разбираемся с тем, что точно можем доказать: подчёркиваем грамматические основы и отметаем первую версию, т.к. предложение сложное. Затем исключаем третью версию, т.к. при одиночном союзе и, соединяющем части сложного предложения, запятая ставится. Доходим до второго суждения и обращаемся к учебнику, чтобы утвердить или опровергнуть нашу мысль. Буйный задор у ребят всех возрастов вызывает прием мистификации под названием «Осторожно: ложные идеи!» На этапе актуализации или закрепления знаний я сознательно допускаю ошибки или подтверждаю ошибочные ответы ребят, вызывая на себя «противников», задача которых – аргументированно опровергнуть ошибочное утверждение. Такой приём не даёт расслабиться обучающимся в течение определённого этапа или, в зависимости от типа, весь урок. За своевременное, незамедлительное исправление чужих ошибок «зоркие» ученики получает хорошие оценки. Не менее интересно организую работу с текстами, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения, нарушена последовательность изложения, героям «присваиваются» чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. И этот клубок ребятам предлагается быстро и качественно распутать.
Вообще приём мистификации - намеренного введения в обман, в заблуждение - в обучении очень эффективен. Дети, поставленные в положение добросовестных сыщиков, способны свернуть горы. Информация, добытая таким путем, усваивается наиболее эффективно.
|