Методика преподавания русского языка имеет богатейший опыт в области развития связной речи учащихся. Не смотря на то, что методика преподавания русского языка постоянно пополняется новыми идеями, я решила создать свою «теорию» обучения написанию сжатого изложения при развитии связной речи учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах. Моя система включает в себя этапы работы над текстом изложения, которые учитель может использовать на каждом уроке развития речи учащихся. 1.Выбор учителем текста для обучающего изложения. Предварительная диагностика уровня речевого развития учащихся с акцентом на умении учеников работать с текстом. Учет требований к текстам, отбираемых для изложений: - доступность -соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся - нравственная и эстетическая ценность текста - ясность - языковое богатство - наличие диалогов - наличие второстепенной информации - художественный или публицистический стиль текста - соответствие особенностям класса (слабые, отстающие в учебе/ углубленное изучение русского языка). Детальная проработка текста учителем: подготовка конспекта урока по работе над изложением; предварительный анализ текста учителем (тема, основная мысль, план, изобразительно – выразительные средства), выразительное чтение текста (подготовка к прочтению текста в классе на уроке). Возможно перед проведением обучающего изложения (предупреждая учащихся о предстоящем уроке), в качестве домашнего задания можно дать задание по повторению требований к изложению, особенностей, плана, понятий «тема», «рема», «основная мысль текста», повтор изобразительно – выразительных средств, основных правил по орфографии пунктуации. Работа на уроке 1.Первичное чтение текста учителем. До неё должна быть произведена установка на восприятие текста. Она стимулирует деятельность слушающего, помогает осознать ее конечную цель. А.А.Потебня указывал на то, что буквального понимания мыслей автора чужого текста не происходит никогда. «Слушающий, понимая слово, создает свою мысль, занимающую в системе, установленной языком, место, сходное с местом мысли говорящего. При восприятии речи…происходит операция свертывания словесной информации в «смысловой сгусток» [Сенина Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА 2010.Учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, С.В.Гармаш. - Р. на-Д.: Легион, 2009:67]. 2.Слово учителя: сведения об авторе, особенностях текста (например, название произведения), год написания, эпоха, в которую создавалось художественное произведение, отражение личности автора, литературное направление, художественный метод, место произведения в творчестве автора. 3.Беседа по содержанию текста: тема, рема, идея, проблематика, род, жанр, хронотоп, сюжет, конфликт, композиция, второстепенная информация (пейзаж, интерьер), образы, персонажи, образ и позиция автора, образ повествователя, способы раскрытия психологизма, нравственные, моральные, этические нормы затрагиваемые в тексте, их смысл, пример жизненного воплощения. 4.Языковой анализ текста: - языковой и лингвистический комментарий, т.е. объяснение непонятных ученикам слов, выражен ситуаций и т.п. - определение стиля текста, его особенностей, т.е. доказать, что данный текст относится к определенному стилю. - определение особенностей строфики текста. - выявление особенностей лексики, словообразования, использование различных частей речи, особенности синтаксиса (какие предложения преобладают и др.). - использование в тексте изобразительно-выразительных средств, тропов фигур. - пафос. 5.Вторичное чтение текста учителем или учащимися 6. Личные впечатления и оценки учащихся 7.Составление плана текста. Составление плана текста может проходить коллективно, учитель оказывает помощь. А также ученики могут создавать план самостоятельно, индивидуально. Вид плана может быть любым. 8. Устный пересказ текста школьниками с опорой на составленный план. Устная работа по сокращению текста при сжатом пересказе. 9.Самостоятельное составление текста изложения и написание чернового варианта. 10.Самопроверка. 11. Совершенствование написанного текста, редактирование черновых вариантов. 12.Написание окончательного варианта изложения. 13.Проверка изложений учителем. 14.Анализ ученических работ. Вывод: таким образом, данная система обучения может быть использована учителем на уроках русского языка в процессе развития речи учащихся при работе над сжатым изложением, так как она включает в себя основные положения по подготовке учащихся 5-7 классов к написанию изложений обучающего характера.
|