Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Организация внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе

СКАЧАТЬ (33.3 Kb) 03.11.2017, 10:47
Мусагалиева Гульмира Ермуратовна
учитель русского языка и литературы, МКОУ "СШ №11" г. Палласовки Волгоградской области

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, в то же время органичен и целостен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На этих занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Одной из причин создания программы внеурочной деятельности в 5 классе «К тайнам слова: занимательная лексика»  является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» учащихся.  

Программа моего курса внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Данная программа представляет собой переработанный (адаптированный)  курс, в основу которого положен курс Трунцевой Т. Н. «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология. 5-6 классы.», одобренный Министерством образования и науки Российской Федерации («Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. К тайнам слова. 5-6 классы»//Сост. Трунцева Т. Н.- М.:ВАКО, 2014). 

Программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики.

Цель программы – развитие интереса у учащихся к изучению дополнительного материала по русскому языку в разделе «Лексика»,  обогащение словарного запаса и формирование грамотной письменной и устной речи; совершенствование способности применять приобре­тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку;
  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
  • формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Актуальность программы состоит в том, что её реализация направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Личностных - предполагающих уважение к своей стране и малой родине, интереса к истории и культуре своего края, своей семьи, своего народа, усвоение гуманистических ценностей, формирование экологической культуры, проявление творческой инициативы.
  • Регулятивных - отражающих способность обучающегося самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
  • Познавательных - свободно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; ориентироваться в текстах научного, публицистического стилей.
  • Коммуникативных - обеспечивающих возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, уметь договариваться, вести дискуссию, способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Программа предполагает связь таких областей, как география, история, краеведение.

В программу входит пояснительная записка и содержание программы.

Место данного курса в базисном учебном плане

Программа  внеурочной деятельности  «К тайнам слова: занимательная лексика» рассчитана на 17 часов (0,5 часов в неделю) и ориентирована на учащихся 5 класса.

Срок реализации данной программы – 1 год.

Особенности программы «К тайнам слова: занимательная лексика»

Курс состоит из двух частей:

1) «Таинства лексики»

2) «Слово о словах»

В первой части дети подробно знакомятся с понятием лексика, лексическое значение слова, этимология, номинация и другими понятиями. Большое внимание уделяется работе с различными словарями.

Во второй части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках, знакомятся с понятием ономастики.

Содержание программы «К тайнам слова: занимательная лексика»

  1. Таинства лексики (3 часа)

Тема  1. Имена вещей. (1ч.) Знакомство с   термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 2. «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 3. Как возникают названия. (1ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

  1. Слово о словах (14 часов)

Тема 4.  Какие бывают имена? (1ч.) Знакомство с наукой «ономастика». Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 5.  Древнерусские имена. (1ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Проект «Наши имена».

Тема 6.  Отчество и фамилия. (1ч.) Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 7. Времена года. (1ч.) Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.

Проект «Происхождение названий месяцев».

Тема 8-9. О том, что мы носим (2ч.) Выяснить происхождение названий некоторых предметов одежды. «Происхождение названий одежды».

Тема 10-11. Растения – почему их так называют?(2ч.) Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.

Проект «Происхождение названий растений».

 

Тема 12-13. Птицы и звери – почему их так называют?(2ч.) Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.

Тема 14-15. Населённые пункты Палласовского района.(2ч.) Выяснить, откуда пришли названия районного центра, сёл и деревень родного края.

Тема 16. Реки, озёра, горы родного края – почему их так называют? (1ч.) Выяснить, откуда пришли названия рек, озёр, возвышенностей Палласовского района. Проект «Топонимический словарь родного края».

Тема 17. Итоговое занятие. (1ч.) Выступления учащихся – защита проектов.

По программе курса я работаю только первый год, но  исследовательские работы по топонимике родного края, об обычаях и традициях казахского народа уже выполняли с ученицей 11 класса Нестеренко Оксаной и ученицей 10 класса Мусагалиевой Раушаной, которые стали призёрами областного конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Основной технологией, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в работе моего курса, служит метод проектов, поисковая и исследовательская деятельность, предполагающие опору на творчество школьников, позволяющие интегрировать разные учебные предметы, организовать обучение в сотрудничестве.

Хочется отметить, что такие занятия нравятся ребятам. На их подготовку уходит много времени, но радует результат: ученик заинтересован, активен, проявляет самостоятельность, последовательность в решении как общих, так и индивидуальных задач. Те универсальные учебные действия, развитие которых предполагает программа курса, помогают ребятам успешно осваивать не только предметы гуманитарного цикла, но и все остальные. Ведь основой успешного обучения является умение работать с текстом, определять систему работы над проектом, выстраивать гипотезу и находить пути решения, применяя научные и исследовательские методы и подходы, расширять свой кругозор и интеллектуальный потенциал.

В результате работы элективного курса учениками 5 б класса был создан коллективный исследовательский проект «Наши имена».

Вначале дети сформулировали проблемные вопросы: «Что обозначают наши имена? Откуда они произошли?». Затем учащиеся с помощью учителя поставили перед группой цель: выяснить значение и происхождение имён учащихся класса и систематизировать их. Каждый учащийся группы проводил своё исследование, они поставили пред собой следующие задачи, которые им необходимо было решить в процессе работы:

- Найти чёткое определение понятия «имя».

- Выяснить, знают ли ребята нашего класса значение своего имени и историю его происхождения.

- Узнать о значении и происхождении имен одноклассников, о роли имени в жизни человека.

- Изучить список учащихся 5 б класса с целью определения частоты употребления имён.

- Познакомиться с биографиями знаменитых «тёзок».

- Систематизировать и оформить полученные при исследовании материалы.

Для решения этих задач использовали следующие методы исследования:

  1. Поиск информации в словарях, справочниках
  2. Беседы с родственниками, родителями
  3. Поиск материалов на Интернет-сайтах.
  4. Анкетирование
  5. Изучение и анализ списочного состава учащихся 5 б класса
  6. Обобщение и систематизация полученной информации

Сначала ученики распределили между собой задания для решения задач проекта. Елизавета Акчурина при помощи справочной литературы определила значение слова «имя».

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком, поэтому они решили выяснить: влияет ли имя на характер человека?    

Перед началом работы, исходя из задач, Андросовой Екатериной было проведено анкетирование в 5б классе. В анкетировании приняли участие 25 человек.

Далее ребята собрали информацию о своих собственных именах и именах одноклассников (распределили между собой имена одноклассников), узнали значение имени, его происхождение, составили электронный словарь имен учащихся 5-б класса с фотографиями одноклассников. Принцип построения словаря - имена учеников расположены в алфавитном порядке, под именем расположены фотографии и статья о происхождении имени.

Также Амир Каржауов провел исследование имён учеников класса для того, чтобы определить, какие имёна частотные, а какие имена встречаются редко, узнать их происхождение.

Затем ребята написали небольшие сочинения о себе и своих именах, подготовили сообщения о своих знаменитых тёзках. Познакомившись с биографиями знаменитых «тёзок», они пришли к выводу, что какие бы имена люди не носили, что бы имена нам ни предопределяли, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от человека зависит, какой след оставит его имя на земле.  «Не имя красит человека, а человек имя».

Учащиеся 5б класса с данной проектной работой стали призерами школьного фестиваля проектно-исследовательских работ. После презентации своего исследования участники проекта «Наши имена» были довольны своей работой,  оценили свою деятельность, решили, что лучше выпустить словарь имен одноклассников  в виде брошюры, наметили планы на будущее: принять участие в других конкурсах исследовательских работ различных уровней.

Проект предполагает как групповые формы работы, так и индивидуальные. Так ученики готовили индивидуальные сообщения, презентации. Например, Каржауов Амир создал календарь на 2016 год, включил в него материал  о происхождении названий месяцев. Одним из лучших публичных выступлений является сообщение Фомина Виктора о происхождении названий дней недели.

Камалов Роман подготовил презентацию о происхождении названий предметов одежды. Он рассказал одноклассникам о происхождении таких названий одежды, как «футболка», «брюки», «носки», «кроссовки», «варежки».

Также ребята готовили презентации «Происхождение названий растений». Солохина Ксения рассказала о происхождении названий «облепиха» и «одуванчик». По мнению одноклассников, её работа была признана лучшей.

«Топонимический словарь Палласовского района» составили Акчурина Елизавета и Андросова Екатерина. Обращение к этимологическому анализу топонима неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес не только к слову, к изучению языка, но и к истории своего края.

В наше время в обществе актуальной стала проблема сохранения народной культурно-исторической самобытности России, её природных богатств, нравственных ценностей народа. Поэтому задача современной школы – воспитание у учащихся любви к своему родному краю, расширение их кругозора, развитие любознательности по отношению к истории своего народа, своей «малой» родины.               

Сформировать чувство любви к родному городу, к своей «малой» родине помогает использование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе, что повышает активность, самостоятельность учащихся, делает занятия более живыми, интересными, творческими. В своей работе я стараюсь использовать краеведческий материал.

Таким образом, использование проектов увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников и даёт возможность:

  1. включить их в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность в школе и за её пределами;
  2. совершенствовать коммуникативную компетенцию;
  3. использовать современные технологии для сбора, обработки и представления информации (информационную и проектную технологии);
  4. интегрировать знания из различных областей, развивая способность к осознанию целостной картины мира;
  5. развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах подготовки проекта.

В процессе создания проекта удаётся сформировать сплочённый коллектив единомышленников, объединённый едиными целями, повысить эффективность и качество обучения русскому языку и литературе. Результаты проделанной работы дополняют учебный процесс, пополняют дидактическую копилку учителя, открывают новые возможности самореализации учащихся.

В своей работе языковой и тематический материал для внеклассной работы я отбираю с учётом возрастных интересов учащихся, их разговорных навыков, учитываю возможность использования межпредметных связей.

Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения.

Большую роль в построении внеклассной работы играет Интернет. Это тоже помогает добиваться положительных результатов.

В построении внеклассной работы я стараюсь строить доверительные отношения с учащимися, потому что без общей искренней заинтересованности в деле успеха быть не может.

Внеклассная работа в школе всегда занимала и будет занимать достаточно высокие позиции в образовательном процессе, потому что именно на внеклассных занятиях учителю приходится делать все возможное, чтобы заинтересовать учащегося в изучении именно этого предмета.

Внеклассная работа по русскому языку - это та ступенька, поднявшись на которую, ученик дальше пойдет сам к постижению тех тайн языка, которые ему еще неведомы.



Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: русский язык, внеурочная деятельность, Статья, опыт работы
Просмотров: 1710 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог