Костанайская область.
Мендыкаринский район
с. Буденновка
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ»
Составитель: Клинг И.Н.
2014 год.
Пояснительная записка.
«Рабочая тетрадь» - это задания для самостоятельной работы учащихся по русскому языку «Современная русская орфография.»
Основное назначение тетради в объяснении, закреплении материала курса, его осмыслении и целенаправленном применении в практической деятельности. Данную рабочую тетрадь можно использовать при изучении курса русского языка в 10 классе, а также при подготовке к ЕНТ.
Помимо материала в тетради есть повторение всего курса русского языка, повторение орфограмм, пунктограмм; морфемный, морфологический, синтаксический разборы.
Выполнение некоторых заданий предполагает работу со словарями: «Словарь морфем русского языка», «Словарь иностранных слов и выражений», «Орфографический словарь русского языка», «Словарь русского языка», «Школьный словообразовательный словарь русского языка», словарь «Слитно или раздельно?».
Задания, направленные на развитие речевых компетенций, могут быть домашними, в классе корректироваться и оцениваться.
Условные обозначения:
МР- морфологический разбор;
СР- синтаксический разбор;
РС- работа со словарем;
РР- развитие речи.
1. Сложносокращенные слова. Образование сложных слов.
1. Выпишите сложные слова, укажите способ образования. Произведите словообразовательный разбор одного слова, образованного морфологическим способом.
Невысокий, подгребать, предзимний, раненый, передаточный, дробинка, сумасшедший, надувной, поддувать, напор, темень, городовой, мореход, МХАТ, Европарламент, женственность, литературоведческий, выздоравливать, окись, изобретение, исторический, Би-би-си, Донбасс, подпись, леспромхоз, радиофикация, электрификация, диван-кровать, предсердие, асимметричный, ЮНЕСКО.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок словообразовательного разбора
1. Установить производящую основу для данного слова.
2. Выделить словообразовательные аффиксы.
3. Назвать способ образования слова.
4. Дать словообразовательную цепочку.
Образец разбора.
Предзимний.
1. Для слова предзимний производящей основой является основа в слове зима.
2. Слово предзимний образовано посредством одновременного присоединения приставки пред- и суффикса –н-.
3. Способ словообразования – морфологический, приставочно-суффиксальный.
4. Словообразовательная цепочка: предзимний – зима.
2. РС. При необходимости пользуясь «Школьным словообразовательным словарем русского языка» сделайте словообразовательный разбор. 1 вариант – 1 абзац; 2 вариант – 2 абзац.
I. Баснописец, плавучесть, новь, аморальный, целинный, некошеный, исподтишка, по-южному, предэкзаменационный, элективный, беспощадный взморье, чуточку, антинаучный, бессодержательный, интеллектуальный, бездуховный, одухотворенный, литературный, высокохудожественный.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Русский, сверхдальний, гостиная, по-новому, тишь, газопровод, юго-восток, трехъярусный, казахстанский, стихотворение, взморье, ошейник, замуж, преспокойно, медсестра, навстречу, крашеный, произведение, ископаемое, извилина._______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Познакомьтесь со структурой «Словаря морфем русского языка», пользуясь им, установите морфемный состав следующих слов. Обозначьте графически морфемы. Будет удобнее работать в паре с соседом.
Приморье, веснушчатый, взрывоопасный, взять, учение, высоко, панисламизм, шефствовать, рассказывать, сумасшедший, любимый, земля, заснеженный, клеить, кроме, огнедышащий, трансконтинентальный, замдиректора, худрук, книжный.
4. Придумайте по пять слов на каждый указанный способ словообразования:
Префиксальный____________________________________________________
__________________________________________________________________
Суффиксальный______________________________________________________________________________________________________________________
Приставочно-суффиксальный ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложение основ_______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Придумайте по пять сложных слов, образованных разными способами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соединительные гласные о-е. Образование слов с соединительной гласной и без соединительной гласной.
1. Вставьте пропущенные буквы, проверьте по «Орфографическому словарю русского языка». Подчеркните сложные слова. С выделенными словами составьте словосочетания.
Интелл.гент – интелл.гентный, интелл.гентский, интелл.генция; б.гровый – б.грянец, поб.гроветь; к.рабль – к.рабельный, к.раблестроение; чу.ство – чу.ствительный, чу.ствовать; че.твовать – че.твование; уча.твовать; пр.оритет; прив.легия – прив.л.гированный; энтуз.азм – энтуз.аст; Эл.ктрический – электр.фикация, электр.фицировать, электр.станция.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Выпишите слова с соединительной гласной о – 1 вариант, с соединительной гласной е - 2 вариант, без соединительной гласной – 3 вариант. Составьте словосочетания с выделенными словами.
Пут.шествен.ик, язык.знание, восьм.гран.ик, ча.питие, кон.водство, кон.вязь, кон.крад, кров.обращение, кров.носный, звер.бой, басн.словный, камен.тёс, солнц.пёк, нефт.провод, машин.строение, электр.двигатель, электр.фикация, газ.провод, газ.фикация.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. РС. Во многих языках мира, в том числе и в русском, имеются слова, в состав которых входят общие словообразовательные элементы, взятые преимущественно из древнегреческого и латинского языков. Эти слова относятся главным образом к области науки, техники и общественно-политической жизни (например: термометр, демократия и др.). Ниже приводятся наиболее распространенные международные словообразовательные элементы. Найдите в «Словаре иностранных слов» или в «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» их значения, запишите в тетрадь, обратите внимание на их написание.
Ави(а)__________________________________________________________
авт(о)___________________________________________________________
акв_____________________________________________________________
архее(о)_________________________________________________________
архи____________________________________________________________
ауди____________________________________________________________
аэр(о)___________________________________________________________
баро____________________________________________________________
вело____________________________________________________________
гелио___________________________________________________________
дем_____________________________________________________________
дром___________________________________________________________крат____________________________________________________________
косм____________________________________________________________
лабор___________________________________________________________
лог_____________________________________________________________
метр____________________________________________________________
макро___________________________________________________________
микро__________________________________________________________
моно___________________________________________________________
навт____________________________________________________________
оним___________________________________________________________
пан_____________________________________________________________палео___________________________________________________________
пери____________________________________________________________
поли____________________________________________________________
пре_____________________________________________________________
прото___________________________________________________________
псевдо__________________________________________________________
радио___________________________________________________________
сан_____________________________________________________________скоп____________________________________________________________
стерео__________________________________________________________фото____________________________________________________________
электро_________________________________________________________
3. Допишите пять международных словообразовательных элементов, которые вы узнали из словаря, составьте с ними словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сложные существительные. Образование. Правописание.
1. Вы знаете, что морфология – раздел русского языка, который изучает и части речи. Перечислите части речи. Приведите примеры. Кратко объясните, по каким признакам вы их распознаете.
Самостоятельные части речи:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Служебные части речи:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведенные ниже слова распределите по группам: 1) сложные существительные с интерфиксами о,е; 2) слова без соединительных гласных: 3) с элементами авиа-, агро-, микро-, макро-, фото- и др; 4) сложные слова, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных; 5) сложносокращенные сущ. Объясните написание слов.
Овощехранилище, пароход, солнцеворот, головорез, аэродром, фотомодель, микромир, человеко-час, теплопроводность, стачком, агротехника, Иван-чай, Ростов-на-Дону, макрофотосъемка, купля-продажа, лесонасаждение, матч-турнир, меч-рыба, мясопоставки, зооветпункт, землечерпалка, зюйд-вест, ничегонеделание, плакун-трава, рыбодобыча, самолето-вылет, семядоля, стоп-кран, театр-студия, универсам, хлеб-соль, рубаха-парень, царь-колокол, мини-юбка, земснаряд, культтовары, динамо-машина, горемыка, горе-проводник, завкафедрой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. РС. Перепишите, раскрывая скобки. При затруднении в работе используйте орфографический словарь, словарь «Слитно или раздельно?». Значение непонятных слов посмотрите в «Словаре русского языка», «Словаре иностранных слов».
(Автосклад), (агит)вагон, (агрегат)преобразователь, (агро)лаборатория, (агроном)механизатор, (адм)часть, (альфа)лучи, (антенна)мачта, (анти)хлор, (асбесто)бетон, (ауто)дафе, (бабочка)махаон, (балко)воз, (бель)этаж, (врач)диагност, (гала)концерт, (гамма)съемка, (генерал)аншеф, (дет)домовец,(змее)яд, (зоо)ферма, (йошкар)олинцы, (кафе)клуб, (лейб)драгун, (люля)кебаб, (мед)сестра, (микро)ватт, (палео)климат, (пед)вуз, (верти)хвостка, (зам)декана, (сабля)рыба, (саже)сдуватель, (ТУ)10, (сан)врач, (славяно)вед, (сладко)ежка, (сладко)корень, (спец)кор, (судо)импорт, (супер)цемент, (эко)климат, (экс)президент, (электро) и (газо)сварка, (юго)запад, (яхт)клуб.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. МР. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор существительного. Подчеркните сложные существительные.
До чего хорошо было идти по з.ливным лугам! Все цв.ло. Гудели шмели, звенели пчёлы и опять (же) эти пр.клятые осы. Но им было (не) (до)людей, они занимались (медо)сбором с цветов. Мать (и) мачеха цв.ла, купавки, пырей, таволга, ива, начинали лопат.ся бутоны ш.повника, клевер курч.вился.
Не верь, что где)то) есть места лу.ше нашего, нет их! Посмотри. Разве где есть такое небо, вот(бы) такую краску(голубич.ку)! Смотри, облако, как кружевное, велико(ли), а застило солнышк., и все м.ня.тся, яркость о.дохнуть дает.
Он л.жит в траве, а мама соб.ра.т букет. Раду.тся узорам, соцвет.ям, подб.ра.т стебли и лист.я так, что потом, кто в избу (н.) зайдет, (н.)пр.менно при виде букета ахают.
Как пр.красна жизнь, в которой есть мама и красота!
• Определите стиль, тему, идею текста.
• Сделайте синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Порядок морфологического разбора см. в учебнике по русскому языку за 10 класс.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. РР. Напишите эссе «Наедине с природой». Можете иначе озаглавить. Постарайтесь использовать богатство русского языка, которое вы усвоили.
Не забудьте о роли сложных существительных, используйте их.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложные прилагательные.
1.СР. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки. Выпишите сложные прилагательные, если они есть в тексте. Начертите схему последнего предложения.
Со.нца ещё (не)было видно но (с)прав. верхушка балки нач.нала освещат.ся. Серые и бел.ватые камни (желто)зеленый мох (низко)рослые кустики обозначились с чрезвычайной ясностью и выпуклостью на (прозрач.но)золотистом свете восхода зато другая сторона и лощина покрытая густым туманом были серы мрач.ны и пр.дставляли (не)уловимую смесь цветов (бледно)лилового поч.ти черного (темно)зеленого и белого.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Распределите по группам данные ниже сложные прилагательные: 1) образованные от сложных существительных; 2) образованные от слов, связанных подчинительной связью; 3) образованных от слов, связанных сочинительной связью; 4) образованных от сущ., которые пишутся через дефис; 5) обозначающие оттенки цветов. Сформулируйте правила написания сложных прилагательных.
Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, Вальтер-скоттовский, водно-солевой, водно-спортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-желтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, медиолитейный, морально устойчивый, лично-командный, темно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчиненное (предложение).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.МР. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными). Объясните способы образования сложных прилагательных. Сделайте морфологический разбор одного сложного прилагательного.
Машина (которая очищает хлопок); трубка (которая проводит пар); бумага (чувствительная к свету); завод (где строятся корабли); фабрика (на которой прядут шёлк); выработка (средняя за год); культура (Древней Руси); ветер (с северо-запада); рабочие (фабрик и заводов),; словарь (русский и французский); государство (буржуазное и помещичье); литература (по сельскому хозяйству); завод (где ремонтируют вагоны).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.
Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, хлопок-сырец, шлакобетон, унтер-офицер.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. РР. Используя сложные прилагательные и сущ. напишите мини-сочинение о роли русского языка в вашей жизни.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сочетание наречий с прилагательными и причастиями.
1. Различаются сложные прилагательные, образующие одно слово (наречие+прилагательное, пишутся слитно или дефисно) от словосочетаний, состоящих из наречия на –о(е) и прилагательного или причастия (пишутся раздельно). Наречия в сложных прилагательных являются часто специальными понятиями; в словосочетаниях наречия могут указывать на степень признака. Приведите примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите, чем отличаются по смыслу и способу образования выделенные словосочетания от сложных прилагательных. Выпишите их и объясните правописание.
1) Быстро растущий промышленный город; быстрорастущие породы деревьев, быстроходный катер.
2) Шел с высоко поднятой головой, высоко расположенный туристский лагерь, высококвалифицированный работник.
3) Глубоко запрятанная обида; специалист, глубоко уважаемый сотрудниками; глубокоуважаемая Анна Петровна.
4) Легко раненный в руку боец, палата легкораненых.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Раскрывая скобки, распределите сложные слова по способу образования.
1) Многое сделано для улучшения (социально) бытовых условий жизни на селе. 2) Созданы новые отрасли, обслуживающие сельское хозяйство: (машино) строение для (животно) водства и (кормо) производства, сельское строительство, (комби) кормовая и (микро) биологическая промышленность. 3) Вводятся в действие крупные (птице)фабрики, развиваются (высоко)эффективные (меж)хозяйственные и (агро) промышленные предприятия. 4) Больше внимания уделять развитию свиноводства как наиболее (скоро) спелой отрасли (животно) водства. 5) Развивать сеть (научно) производственных объединений, создаваемых на базе (научно) исследовательских и конструкторских организаций. 6) Уделить особое внимание созданию (ранне) спелых и (средне) ранних гибридов кукурузы и подсолнечника, (высоко) качественных и (высоко) продуктивных сортов и гибридов рапса, (одно) летних и (много) летних трав.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чаще всего первым компонентом словосочетания (в отличие от сложного прилагательного) выступают наречия абсолютно, диаметрально, строго, резко, сугубо, явно, ясно и др. Обычно отдельно пишутся наречия на –ски в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, подчеркивающие его в каком-либо отношении. В данном ниже материале определите, словосочетание это или сложное прилагательное. Распределите в два столбика, раскрывая скобки.
(Максимально)сжатые сроки, (промышленно)транспортный отдел, (промышленно)развитая страна, (фанатически)слепая преданность, (общественно)исторические условия, (истинно)дружеская помощь; (критико)библиографический отдел.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. СР. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, знаки. Определите, есть ли в тексте словосочетания с наречием (а может это сложное прилагательное?), выпишите его, писать слитно или раздельно?
Воз.мет человек тон.нькую книж.чку Механику Ньютона начнет читать и перед его духовным взором встан.т сама природа в своей (вечно) (н.) изменой красоте и позабуд.т мал.нький человеч.к тр.волнения о своей мал.нькой жиз.ни и буд.т счас.ив.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложные числительные. Правописание числительных.
1. По своей структуре (составу) числительные делятся на простые, сложные и составные. Перепишите данные ниже цифры словами, распределяя их по группам: простые, сложные, составные.
100, 7, 80, 70, 500, 800, 6, 5, 40, 1000, 10, 11, 30, 50, 23, 687, 1986, 32, 43, 56,89.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По значению и грамматическим свойствам числительные делятся на количественные, собирательные, дробные и порядковые (разряды). Из данных выше чисел составьте три группы числительных: количественные, порядковые и собирательные, запишите их словами ( не менее трех слов).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сложные числительные (как и все другие сложные слова) состоят из нескольких основ. В склонении некоторых сложных числительных есть особенности. Обратите внимание на это при их склонении. Просклоняйте сложные числительные 400, 50, 60, 600. Записывайте словами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Числительное как самостоятельная часть речи имеет морфологические признаки. Произведите морфологический разбор сложного числительного.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложные предлоги. Правописание предлогов.
1. Легко узнаются сложные предлоги – они пишутся дефисно. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, знаки. Подчеркните сложные предлоги.
Далеко (из) за деревьев (из) за ветвей (из) за листвы д.летела песня. (Из) за мыса рас.кая волны выплыл пар.ход. Ж.лтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма. В садоч.ке (по) за тыном что (то) зашуршало. (Из) под воротника пальто белели стоячие воротнич.ки рубашки. (По) над Доном сад цветет. Что (то) слышит.ся родное в долгой пес.не ямщика. Скажи мне что (нибудь) хорошее. (В) течении. мая чаще дули (северо) восточные ветры. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня они ра.пр.стились. (В) следстви. какой (то) задержки (в) пути лошади отстали.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. РР. Подумайте, для чего используются сложные предлоги. Напишите сочинение-описание жанровой сценки. Используйте сложные предлоги.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|