Автор:
Просянникова Светлана Макаровна
МБОУ «Лицей № 2»
Учитель русского языка и литературы
Материал рассчитан на возраст 11-12 лет.
Работа с текстом на уроках русского языка.
Неотъемлемой частью урока русского языка является работа с текстом. Такая работа позволяет развивать познавательные способности ребенка, обогащать кругозор, развивать творческие способности и воспитывает умение работать самостоятельно над информацией, применяя различные способы работы с ней.
Тексты подбираются интересные, поучительные, содержащие новую информацию. Такие тексты предполагают самую разнообразную работу для развития познавательных способностей и умения анализировать информацию :
- интерпретировать текст;
- дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению ;
- сочинить сказку, поговорку, пословицу, загадку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, современный вид текста ;
- составить словарь, кроссворд, игру, викторину, примету, программу выступления, своё задание для других учеников ;
- придумать образ: рисуночный, художественный, двигательный, музыкальный, словесный ; «оживить» текст, слова, паузы ; нарисовать музыку, цвет, картину природы ;
- изготовить поделку, модель, книжку- малышку, газету, журнал, маску, видеофильм, вышивку ;
- разработать серию заданий для других учащихся : опросник, карточки, таблицы ;
- разработать план текста, план домашней работы, написать самооценку, отзыв о работе ;
Предлагаю 6 текстов для работы на уроках русского языка в 5-6 классах:
Текст №1.
Давным-давно люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
Одни доказывают, что язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.
Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если быт вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем... И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло быт существовать.
Задания:
1)Прочитайте текст и сформулируйте версию происхождения языка, которая в нем описывается.
2) Подумайте над загадкой происхождения языка , запишите известные вам версии происхождения :
а.
б.
в.
3) Сопоставьте версии происхождения языка, записанные вами с версией из текста ;
4) Выпишите основную мысль текста (идею).
5) “Лингва” – (от лат.) язык.
Лингвистика – наука о языке.
Выпишите 3 сочетания слов, которые докажут данную мысль.
6) Напишите, что произойдёт, если исчезнет язык;
7) Ситуация “Если бы…”
Составьте описание (нарисуйте картину) о том, что произойдёт, если исчезнет язык?
Текст №2.
Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.
Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года.
Задание:
1) Прочитайте текст. Озаглавьте.
2) Интерпретируйте текст.
3) Сочините сказку «Ребёнок прожил в …» на основании отрывка из сказки Киплинга «Маугли»
Тексты №3-4.
3КАК ЕГО ЗОВУТ?
Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить о не привык.
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
(М. Червинский.)
Словом можно убить... Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить.
(В. Шефнер.)
Задание:
1) Сопоставьте тексты. Что их объединяет?
2) Опишите ситуации, когда плохая речь может навредить человеку
3) Составьте мини-рассказ, опираясь на одну из этих ситуаций.
4) Подберите пословицы о речи и сформулируйте вывод о том, какую роль играет речь в жизни человека
Текст №5.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс... язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» — спросил Ксанф. «Конечно, ответил Эзоп. — Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» — «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», — сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс... язык.
Задания:
1) Прочитайте легенду.
2) Вдумайтесь в смысл легенды. Нарисуйте увиденные образы (т.е. то, на что он похож).
3) Художественно опишите нарисованные вами образы.
4) Сочините историю по теме: «Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь.»
Текст №6
Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение морфемы. В существительном плащик выделяем суффикс – ик , который придаёт слову значение «маленький» (плащик — маленький плащ). А существительное каменщик не имеет значения «маленький камень», потому что в нём нет суффикса -ик с таким значением. В этом слове другой суффикс — -щик, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. Такое значение придаёт им суффикс -щик.
Учитывать значения морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об. .жать, нужно знать его значение. Если оно употреблено в значении «бегать», пишем е (обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиду человеку» (обижать друга).
Определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слова. Так, мы сразу определим, что слово с окончанием -ешь является глаголом в форме единственного числа 2-го лица настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь).
Возьмите на заметку!
Значения морфем следует учитывать для того, чтобы:
— разобраться в строении слова;
— выбрать правильное написание морфем;
— определить часть речи и морфологические признаки слова (род, число, падеж, время глагола, лицо).
Задания:
1) На основании текста «Морфема» провести исследование, применяя следующие вопросы:
Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
2) Подберите такие слова, которым суффикс придает яркую характеристику.
3) Сочините небольшой лингвистический текст и озаглавьте (по теме урока “Морфема”).
|