Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Тесты по русскому языку "Работа с текстом" для детей 11 - 12 лет

СКАЧАТЬ (24.5 Kb) 23.06.2014, 18:46
Просянникова Светлана Макаровна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лицей № 2" г. Братска
Автор:
Просянникова Светлана Макаровна
МБОУ «Лицей № 2»
Учитель русского языка и литературы
Материал рассчитан на возраст 11-12 лет.
 
Работа с текстом на уроках русского языка.


Неотъемлемой частью урока русского языка является работа с текстом. Такая работа позволяет развивать познавательные способности ребенка, обогащать кругозор, развивать творческие способности и воспитывает умение работать самостоятельно над информацией, применяя различные способы работы с ней.
Тексты подбираются интересные, поучительные, содержащие новую информацию. Такие тексты предполагают самую разнообразную работу для развития познавательных способностей и умения анализировать информацию :
- интерпретировать текст;
- дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению ;
- сочинить сказку, поговорку, пословицу, загадку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, современный вид текста ;
- составить словарь, кроссворд, игру, викторину, примету, программу выступления, своё задание для других учеников ;
- придумать образ: рисуночный, художественный, двигательный, музыкальный, словесный ; «оживить» текст, слова, паузы ; нарисовать музыку, цвет, картину природы ;
- изготовить поделку, модель, книжку- малышку, газету, журнал, маску, видеофильм, вышивку ;
- разработать серию заданий для других учащихся : опросник, карточки, таблицы ;
- разработать план текста, план домашней работы, написать самооценку, отзыв о работе ;

Предлагаю 6 текстов для работы на уроках русского языка в 5-6 классах:
Текст №1.
Давным-давно люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
Одни доказывают, что язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.
Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если быт вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем... И во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло быт существовать.

Задания:
1)Прочитайте текст и сформулируйте версию происхождения языка, которая в нем описывается.
2) Подумайте над загадкой происхождения языка , запишите известные вам версии происхождения :
а.
б.
в.
3) Сопоставьте версии происхождения языка, записанные вами с версией из текста ;
4) Выпишите основную мысль текста (идею).

5) “Лингва” – (от лат.) язык.
Лингвистика – наука о языке.
Выпишите 3 сочетания слов, которые докажут данную мысль.

6) Напишите, что произойдёт, если исчезнет язык;
7) Ситуация “Если бы…”
Составьте описание (нарисуйте картину) о том, что произойдёт, если исчезнет язык?

Текст №2.
Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны.
Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели только сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года.

Задание:
1) Прочитайте текст. Озаглавьте.
2) Интерпретируйте текст.
3) Сочините сказку «Ребёнок прожил в …» на основании отрывка из сказки Киплинга «Маугли»

Тексты №3-4.
3КАК ЕГО ЗОВУТ?
Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить о не привык.
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
(М. Червинский.)
Словом можно убить... Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить.
(В. Шефнер.)

Задание:
1) Сопоставьте тексты. Что их объединяет?
2) Опишите ситуации, когда плохая речь может навредить человеку
3) Составьте мини-рассказ, опираясь на одну из этих ситуаций.
4) Подберите пословицы о речи и сформулируйте вывод о том, какую роль играет речь в жизни человека

Текст №5.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс... язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» — спросил Ксанф. «Конечно, ответил Эзоп. — Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» — «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», — сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс... язык.

Задания:
1) Прочитайте легенду.
2) Вдумайтесь в смысл легенды. Нарисуйте увиденные образы (т.е. то, на что он похож).
3) Художественно опишите нарисованные вами образы.
4) Сочините историю по теме: «Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь.»

Текст №6
Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение морфемы. В существительном плащик выделяем суффикс – ик , который придаёт слову значение «маленький» (плащик — маленький плащ). А существительное каменщик не имеет значения «маленький камень», потому что в нём нет суффикса -ик с таким значением. В этом слове другой суффикс — -щик, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. Такое значение придаёт им суффикс -щик.
Учитывать значения морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об. .жать, нужно знать его значение. Если оно употреблено в значении «бегать», пишем е (обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиду человеку» (обижать друга).
Определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слова. Так, мы сразу определим, что слово с окончанием -ешь является глаголом в форме единственного числа 2-го лица настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь).
Возьмите на заметку!
Значения морфем следует учитывать для того, чтобы:
— разобраться в строении слова;
— выбрать правильное написание морфем;
— определить часть речи и морфологические признаки слова (род, число, падеж, время глагола, лицо).
Задания:
1) На основании текста «Морфема» провести исследование, применяя следующие вопросы:
Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
2) Подберите такие слова, которым суффикс придает яркую характеристику.
3) Сочините небольшой лингвистический текст и озаглавьте (по теме урока “Морфема”).


Категория: Разное | Добавил: Prosiannikova
Просмотров: 3873 | Загрузок: 126 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог