Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Система уроков по литературе в 5 классе по творчеству Н.С. Лескова

08.10.2013, 00:32
Есенжолова Эльвира Сериковна
Учитель русского языка и литературы, МОАУ "СОШ №54 г. Орска"
Система уроков по литературе в 5 классе по творчеству Н.С. Лескова

Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №54 г. Орска»
Есенжолова Э.С.

Введение.
Изучение рассказа Н.С.Лескова «Неразменный рубль» в пятом классе по
программе Кузнецовой Н.И., Мещеряковой М,И. очень актуально, благодаря
проведению уроков по этому произведению дети пропедевтически
знакомятся с таким течением как реализм, с особенностями творчества
писателя, с такими понятиями аллегория, символ, притча. Кроме того, рассказ содержит в себе важный урок о смысле жизни и об истинном человеческом счастье.
Методических рекомендаций, планов уроков по этому произведению нет, и
это тоже подчёркивает актуальность темы нашего исследования.
Целью данной работы является: разработать систему уроков по
рассказу Н.С.Лескова «Неразменный рубль».
Из цели вытекают следующие задачи:
Исследовать источники по психологии, литведению и м.п.л.
- Выявить особенности читателя-школьника пятого класса. э Определить место автора в школьной программе. Выяснить традиции
- изучения Лескова Н.С, в школе.
- Определить особенности поэтики рассказа «Неразменный рубль».
- Разработать уроки по данному произведению.
Объектом изучения работы является процесс изучения литературы
в пятом классе.
Предметом является изучение рассказа «Неразменный рубль».
Практическая значимость данной работы в том, что этот
материал может быть использован в работе учителя-словесника и в процессе
педагогической практики студента-филолога, при работе по умк под
редакцией Кузнецовой Н. И, и Мещеряковой М. И..

Параграф 1. Место творчества Лескова Н.С.
В школьном курсе литературы.
Гимназический класс, в котором проводились данные уроки, учится по
такой системе, в 5-6 классах учитель-словесник работает по программе
Кузнецовой Н.И., Мещеряковой М.И., в 7-9 классах по программе
Ланина Б.А., в 10-11 классах по программе Лысого Ю.И.
Изучение Лескова Н.С. происходит в 5-ом классе на основе рассказа
«Неразменный рубль», на этом этапе дети впервые знакомятся с данным
писателем (биография, особенности творчества), в этот же год учащиеся,
изучая реалистические повести, читают, анализируют его произведение
«Тупейный художник». Далее школьники встречаются с произведениями
Н.С.Лескова только в 10-м классе, где на его изучение даётся четыре часа.
Первый отведён личности и творчеству писателя, второй теме
«Праведничества» на основе рассказа «Однодум» и третий, четвёртый уроки
отведены на изучение повести «Очарованный странник».
На основе всех изученных произведений Н.С.Лескова дети должны знать его биографию, особенности творчества, особенности языка, самобытность
писателя.
Обзор методической литературы, анализ учебных пособий, к сожалению, не затрагивает проблему изучения в школе рассказа «Неразменный рубль». Это ещё раз подчёркивает актуальность данной работы.

Параграф 2. Особенности поэтики рассказа
«Неразменный рубль».
Рассказ входит в цикл «Святочных рассказов» и был написан в 1883 г., в
зрелый период творчества Н. С. Лескова.
Произведение содержит 8 глав, каждая из которых заключает в себе новую мысль. В 1-ой рассказывается народное предание о неразменном рубле, о том, как его можно получить и какими свойствами он обладает. На этот рубль можно купить, что угодно и все равно эта денежка окажется у хозяина в кармане. Следующая глава- это завязка. Здесь мы встречаемся с главным героем маленьким мальчиком, имени его нет, видимо, потому что эта история могла произойти с любым, и потому что рассказ несёт в себе большую мораль, автору важно объяснить детям «что хорошо и что плохо». Во 2-ой главе няня перед сном говорит мальчику, что он получит неразменный рубль от бабушки - это и есть завязка. Утром ему
дарят денежку, но при одном условии её нельзя тратить на бесполезные
вещи, иначе она исчезнет. Это очень важно, ведь в предании рубль можно
потратить на что угодно, в рассказе же при покупке ненужной вещи рубля в кармане не окажется. Причём герой получает денежку от бабушки, а не
описанным в 1-ой главе способом - всё это авторские средства, так как
мальчик получает жизненный урок, благодаря рублю и бабушки.
Следующие главы — это развитие действия. Здесь мы видим, какие покупки делает мальчик. Он приобретает: свистульки бедным детям, псалтырь скотнице, платки старушкам, ленты дворовым девушкам, запонки в приданое служанке, пояс извозчику. И при этом рубль не исчезал.
Но как только к герою подошёл толстый человек и сказал ему, что люди
неблагодарны и им интереснее, ходить, смотреть на человека, у которого
поверх полушубка надет жилет со стеклянными пуговицами, мальчику стало завидно. Ему хотелось, чтобы все обращали на него внимание, хвалили и благодарили его, поэтому чувства обиды и зависти овладели им. Причём бабушки, которая сопровождала внука на ярмарке, не оказалось рядом.
Видимо, из-за того, что он не слушал её, возгордился.
Герой покупает жилет, и рубль исчезает — это кульминация произведения.
Мальчик просыпается. Всё это было сном. Утром он получает от бабушки
обыкновенный рубль, и рассказывает ей сон. В последней главе содержится истолкование сна — это развязка рассказа.
Сон в этом произведении — аллегория. Герои сна это: толстый человек,
бабушка, человек в жилете — образы-символы, недаром у них нет имён.
Символом также является и сам неразменный рубль.
Бабушка — это опыт жизни, советчик.
Толстый человек — чувство зависти, гордости.
Человек в жилете — суета, которая затемняет умы людей, ведь жилет поверх полушубка не нужен.
Неразменный рубль — это сила, которая может служить добродетели, истине, ещё его можно истолковать как жизнь. Если делать все на пользу людям, помогать им, то и люди тебе будут платить добром, душа становится богаче.
На ярмарке, в конце, мальчик начинает хлопотать не о добре, а для того
чтобы все смотрели на него, хвалили его, удивлялись ему, поэтому рубль
исчез.
Повествование строится от лица рассказчика — того же мальчика, но уже
взрослого.
Язык произведения лаконичен, прост. Нет нарушений синтаксических
конструкций, нет малоупотребительной лексики, большое количество таких частей речи как: сущ., прил., нареч. и гл.
Рассказ — смесь реального и ирреального пластов, в произведении много
реально-бытовых деталей, реалистических описаний, так, например,
изображение ярмарки, воспоминания мальчика о тех вещах, которые он
когда-то видел и хотел купить. Фантастическим элементом здесь является
старинное народное предание.
В рассказе видно изменение характера главного героя. В начале перед нами простой, озорной, любознательный мальчишка. На ярмарке перед нами он предстаёт возгордившимся завистливым. В конце герой получает урок и становится более умным, мудрым.
Можно сказать о сходстве этого рассказа с такими жанрами как притча, басня, так как это произведение содержит поучение в иносказательной форме. Здесь есть мораль, которая касается нравственных общечеловеческих законов.
Каждый человек должен жить не только ради себя, но и помогать другим,
приносить пользу обществу, нельзя быть мелочным, жадным, завистливым.
И тогда к тебе будут тянуться люди, они также помогут тебе, у тебя появится много друзей, и тогда человек действительно станет духовно богатым.

Параграф 3. Психолого-педагогическая характеристика
Читателя-школьника 5-го класса.
На основании психологических исследований выделяют три возрастных
этапа школьника:
1. Детский возраст (6-9 лет)
2. Подростковый возраст (10-14лет)
- младший подросток (10-12)
- старший подросток (13-14)
3. Возраст ранней юности (15-17 лет)

В нашей курсовой работе мы рассматриваем младшего подростка — это
читатель-школьник 10-12 лет.
Этот период является самым сложным, так как любовь или равнодушие к
чтению формируется именно к 12-ти годам.
На данном этапе читатель начинает абстрагировать от окружающего мира,
здесь проявляются первые попытки к пониманию условности
литературного произведения.
Читатели этого возраста предпочитают прозаическую речь стихотворной.
Ребёнок этого возраста охотнее читает сюжетное динамическое
повествование, избегает различных описаний, увлекаются содержанием
читаемого и не интересуется позицией автора.
Как правило, школьники 10-12 лет сочувствуют детям-персонажам и
критично оценивают героев, особенно взрослых.
Основные умения младшего подростка.
- Владеть техникой грамотного и осмысленного чтения.
- Владеть умениями выразительного чтения.
- Воспроизводить художественные произведения как сюжетно композиционное единство в его причинно-следственных связях.
- Умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям.
- Умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова.
- Умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей в произведении.
- Умение грамотно строить монологическое высказывание различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.
- Умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и творческого характера.
- Умение аргументировать устный ответ на поставленный вопрос.
- Дать устную характеристику изученного произведения. Уметь его пересказывать подробно, выборочно, сжато, а также с изменением лица, с элементом сочинения.
- Уметь давать характеристику героям.

Такова общая характеристика читателя-школьника 10-12 лет и основных
умений, которыми они должны пользоваться на уроках литературы.


Параграф 4. Изучение рассказа Н.С. Лескова
«Неразменный рубль».

Рассказ Н.С. Лескова «Неразменный рубль» изучается в 5-ом классе по программе Кузнецовой Н.И., Мещеряковой М.И.
Авторы хрестоматии Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Русская литература: Хрестоматия 5 класс: в 2-х частях — М.,98 г.
Класс, для которого разрабатывается данная система уроков — гимназический.
Изучение этого рассказа происходит в третьей четверти, в разделе «Страшные истории и повествования», в этом разделе изучаются такие произведения как: «Игоша» В.Ф. Одоевского, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя и «Неразменный рубль» Н.С. Лескова.
В этот раздел их поместили, потому что назвать эти произведения фантастическими нельзя, в них очень много реально-бытовых картин, деталей. Но здесь есть доля мистики, которая строится на основе детских страхов или страхов народных, фольклорных. Примером могут служить такие герои как: Чёрт, Солоха, Игоша. Из народного предания пришел и неразменный рубль. Как правило, мистические события, которые происходят с героями, проверяют их на нравственность, дают жизненные уроки, ставят на истинный путь.
Основной целью изучения этого рассказа является: Раскрыть особенности творчества Н.С. Лескова, а также особенности поэтики рассказа «Неразменный рубль». Объяснить, что значит по Лескову счастливый человек.
На изучение этого произведения дано 4 часа.


УРОК №1.

ТЕМА урока: «Творчество Н.С. Лескова».

В ходе урока будут реализованы следующие задачи:

1. Пропедевтически дать детям понятие о реализме.
2. Познакомить учеников с особенностями творчества Н.С. Лескова.
3. Проверить степень усвоения статьи о биографии писателя.
4. Выяснить первоначальное восприятие текста.

На доске должен висеть портрет Н.С. Лескова. Записаны даты рождения и
смерти 1831 — 1895 и эпиграф
Детям было задано прочитать рассказ до 4-ой главы, а также приготовить
пересказ статьи о биографии писателя.

Своеобразной концепцией урока послужат слова, которые можно оформить
эпиграфом: «Непременно-с: мне за народ помереть хочется».
Н.С.Лесков.

После организационного момента учителем объявляются тема и задачи
урока. Далее идёт проверка домашнего задания, преподавателем вызывается
к доске ученик, который должен рассказать о детстве и юности писателя.
Второй школьник рассказывает о зрелых годах Лескова и о его
произведениях. Оценить отвечающих предлагается детям, тогда они будут
внимательнее слушать товарищей.
При изучении повести «Ночь перед Рождеством» школьники
пропедевтически знакомятся с романтизмом.
Поэтому прежде чем говорить о реализме с детьми стоит вспомнить теорию
о романтизме.
Для этого задаём следующие вопросы:

1. Что изображали в своих произведениях представители этого течения?
2. Каким был главный герой романтических произведений?
3. В каких жанрах писали романтики?

После ответов учитель говорит, что сегодня на уроке они познакомятся с
новым, совершенно противоположному романтизму, течением реализмом.
На доске записывается данное понятие, и школьникам предлагается выделить корень этого слова и подобрать к нему однокоренные.
Дети выполняют это задание в тетрадях, а после озвучивают написанное.
Затем учитель предлагает ученикам самим объяснить, как они считают, что такое реализм. Ребята сделают это легко, благодаря подбору однокоренных слов и знаниям о романтизме. Более глубоко вдаваться в теорию не следует, так как через три урока по программе школьники изучают особенности реалистических произведений.
Далее преподаватель говорит о том, что Н.С. Лесков принадлежал этому течению, и его повествования реалистические. Детям предлагается обратить внимание на эпиграф «Непременно-с мне за народ помереть хочется», и попытаться объяснить его.
Это тоже не вызывает у них трудностей, так как уже в статье о биографии писателя говориться о том, что он с детства впитал в себя народный дух, интересовался фольклором, очень любил русскую природу. Всегда сочувствовал беднякам крестьянам и негодовал при виде картин несправедливости.
После этого учитель-словесник даёт классу под запись особенности творчества Н.С. Лескова. На этом стоить заострить внимание, так как в середине четвёртой четверти дети изучают повесть «Тупейный художник».

Особенности творчества.

1. Обращение к разным сторонам русской действительности, переживание её несовершенства.
2. Его произведения наполнены оптимизмом, верой в преодоление жизненных трудностей.
3. Мягкий юмор.
4. Главные герои в его повестях и рассказах, как правило, высоконравственные, одарённые, талантливые, сердечные русские люди. Очень часто это выходцы из низкого сословия. Для него характерны сочувствие к своим персонажам, воспевание их ума, таланта, трудолюбия.
5. Излюбленные жанры писателя это рассказы и повести, хотя им были созданы очерки, романы, хроники и даже пьесы.

(Каждая особенность должна объясняться детям, дать определения оптимизму, сословию, сказать, что значит мягкий юмор.)

Далее идёт слово преподавателя о том, что в течение нескольких уроков дети будут изучать один из рассказов Н.С.Лескова «Неразменный рубль».
Ребятам нужно было прочитать только четыре главы.
При выяснении первоначального восприятия, а также для того, что бы проверить, как дети прочитали текст, учитель просит пересказать 1-ую главу, где повествуется народное предание о рубле.
(Вызывает ученика к доске, после класс оценивает ответ.)
Домашнее задание:
дочитать рассказ, на следующем уроке будет проводиться тест на знание текста, а также выучить особенности творчества Лескова.

Подведение итогов:
Предложить ученикам рассказать те особенности творчества писателя, которые им запомнились.
А также своеобразным подведением итогов являются слова учителя: Сегодня на уроке мы познакомились с известным русским писателем Н.С. Лесковым. Он был знатоком русской жизни, её истории, современности. Всегда стремился служить Родине, народу, правде. Его произведения полны любовью и верой в русских людей, в их таланты и добрые души.

УРОК №2.

Тема урока: Фантастическое в рассказе Н.С.Лескова «Неразменный рубль».
В ходе урока будут реализованы следующие задачи:

1. Проверить знание текста и степень усвоения детьми особенностей творчества Н.С. Лескова.
2. Определить первичное восприятие текста.
3. Построить композиционную схему рассказа.
4. Найти в произведении элементы реалистические и фантастические.

После организационного момента, а также объявления темы и задач урока
учитель проводит тест на знание текста. Это очень важно, особенно в этом возрасте, если сейчас не взяться за проведение контроля, то дети могут читать невнимательно или вообще не читать, а что тогда делать в старших классах, где тексты большого объёма.

Примерные вопросы теста на знание произведения.

1. Сколько глав в рассказе?
а) 9, б) 10, в) 8, г) б.
2. Напишите, какое животное нужно взять на перекрёсток 4-х дорог?
(чёрную кошку)
3. Напишите, с кем мальчик пошёл на ярмарку?
(с бабушкой)
4. Что из названного купил мальчик?
а) свистульки, б) запонки, в) картины с) генералами, г) финики.
5. Напишите, каким образом был испорчен Псалтырь скотницы.
(съел телёнок)
6. На что потратил свой рубль герой. Что оказалось бесполезным?
(на жилет со стеклянными пуговицами)
7. Кто подошёл к мальчику на ярмарке?
(толстый человек)
8. Напишите, каковы особенности главных героев в произведениях Н.С.Лескова.

Очень часто, для того чтобы проверить школьников на знание текста преподаватели используют такой приём, как пересказ по цепочке.

При выяснении первоначального восприятия рассказа учитель задаёт
следующие вопросы:
- Понравился ли вам этот рассказ?
- Что необычного, фантастического вы увидели в этом произведении?
- Как вы думаете, почему авторы вашей хрестоматии отнесли данный рассказ в цикл «Страшных историй и повествований»?
- Что общего у этого рассказа с произведением В.Ф. Одоевского «Игоша»?
- Расскажите, какими свойствами обладает неразменный рубль и как его можно получить.
- Какие вещи купил мальчик на ярмарке? Почему он захотел купить жилет со стеклянными пуговицами?
- Найдите в тексте реально-бытовые описания?
- Можно ли утверждать, то, что это произведение фантастическое?
(Последний вопрос также может являться проблемным. и поставлен в начале урока).

Данные вопросы помогают не только выяснить элементарное понимание текста детьми, но и определить какое это произведение реалистическое или фантастическое. Благодаря ответам на эти вопросы класс должен прийти к выводу, что рассказ не является мистическим, в нём много реалистических описаний, и все события, произошедшие с героем, были сном. В основе данного произведения лежит народное фантастическое предание, поэтому «Неразменный рубль» отнесён в раздел «Страшных историй и повествований».
ВЫВОД: рассказ реалистический с элементами фантастики.

Далее учитель вместе с детьми чертит композиционную схему. (По ходу работы педагог спрашивает, что такое проза, рассказ, композиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.)

(Можно предложить ученикам начертить схему самостоятельно в тетрадях, а после вызвать кого-нибудь к доске и проверить.)

Домашнее задание
Читать произведение «Барышня и крестьянка», над которым мы будем
работать после изучения рассказа «Неразменный рубль» со стр.129-139.
Ответить на вопросы к рассказу «Неразменный рубль»
1.0т чьего лица повествуется рассказ?
2.Зачем произведение поделено по главам?
Подведение итогов урока будет в виде ответа на вопрос:
Почему рассказ входит в раздел «Страшных историй и повествований», какова особенность этого произведения?

УРОК №3

Тема урока: Символ и аллегория.

В ходе урока будут реализованы следующие задачи:

1. Дать теорию об аллегории и символе.
2. Вспомнить что такое притча.
3. Научить детей видеть аллегорию и символ в тексте.

После организационного момента и объявления темы и задач педагог проверяет домашнее задание, задаёт вопросы, которые дал на прошлом уроке.
После проверки преподаватель оценивает отвечающих и начинает объяснять новую тему. Ученики работают в своих тетрадях и под диктовку учителя-словесника записывают определение аллегории.
Аллегория — это иносказательное изображение какого-либо понятия, явления.
После этого с детьми нужно вспомнить басни и сказать, что, как правило, в баснях мы видим животных, разные ситуации, но знаем, что имеются в виду жизненные ситуации, люди. Именно в этом жанре чаще употребляется аллегория.
Затем класс записывает перевод слова «символ».
Символ от греческого языка «symbolon» переводится как условный знак.
Очень часто в быту мы встречаемся с символами, например, голубь — символ мира, хлеб соль — символ гостеприимства.
Затем детям предлагается раскрыть значения символов:
— пять колец (5-материков, символ олимпийских игр)
— берёзка (символ России)
— крест (символ Христианства)
дайте задание ученикам самим назвать символы (На проведённом уроке по этой теме ребята привели следующие примеры: дорожные знаки, сердце, два кольца, герб и т.д.).
Попросите класс дать самим определение символа (на проведённом уроке школьники дали такое определение символ — это предмет, за которым скрывается другой смысл, предмет наделяется дополнительным значением).
Для того чтобы детям стало понятнее можно символ сравнить с айсбергом. Дело в том, что на поверхности воды мы видим лишь ¼ часть, а под водой находится ¾. Так и символ в произведении он предстаёт перед нами лишь в ¼ части, но если подумать, найти какие-то ассоциации то перед нами откроется весь смысл, всё значение образа-символа.

Можно даже нарисовать айсберг на доске.

После этого учитель говорит о том, что не только в быту, но и в литературе встречаются символы и диктует определение:
Символ — это предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо
явления. Символ многозначен.
Нужно объяснить многозначность условного знака следующим образом:
Каждый человек будет его понимать по-разному, т.е. у него будет несколько значений, у разных читателей разные ассоциации. Важно разделить понятия аллегории и символа. Аллегория — это форма повествования, а символ — это образ или какой-нибудь предмет. Далее школьникам предлагается ответить на вопрос: Что такое притча?
(На проведённом занятии дети смогли вспомнить только лишь то, что у притчи есть мораль).
Преподаватель диктует определение притчи.
Притча — это небольшое произведение, содержащее поучение в иносказательной форме. Всегда иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов.
Стоит спросить у детей, как они понимают значение слов мораль, общечеловеческие законы, и где обычно мы встречаем притчи (в библии).

Домашнее задание:
Выучить новый записанный материал по теории литературы. Найти
символы и аллегорию в рассказе «Неразменный рубль», выписать их
значении из текста в тетрадь.
Кто не прочитал, читает стр. 129-139.
Подведением итогов будут служить ответы на вопросы:
1. С какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?
2. Объясните, как вы их поняли?
3. Приведите примеры символов.
4. В каких жанрах произведений мы чаще всего встречаемся с аллегорией?

УРОК № 4.
Тема урока: Символика в рассказе Н.С. Лескова. Истинное человеческое
счастье.
В ходе урока будут реализованы следующие задачи:

1. Через образы символы и аллегорию выйти на нравственную основу рассказа.
2. Проследить за изменением характера главного героя.
3. Проверить степень усвоения теории.

После организационного момента и объявления темы и задач учитель приступает к проверке домашнего задания, сначала спрашивает теорию.
Затем какие символы дети нашли, и что они означают.
Неразменный рубль — сила, которая может служить добродетели, истине, жизнь.
Человек в жилете — суета, которая затемняет ум.
Бабушка - опыт жизни, добрый совет.
Толстый человек — чувство зависти, жадности.
Сон будет являться аллегорией.
Далее для выхода на нравственную основу, преподаватель с детьми разбирает следующие вопросы:
— Как вы думаете, почему рубль достаётся от бабушки, а не тем способом, который описан в 1-ой главе?
— Остаётся ли поведение и характер героя неизменяемым на протяжении всего повествования? (Эволюцию характера записываем в тетрадь).
— Нужна ли с вашей точки зрения последняя глава. Чем она является в общей композиции произведения?
— Найдите в тексте, какой важный вывод для себя сделал рассказчик.
— Какой урок вы вынесли для себя?
После того как дети определили мораль рассказа, нужно написать итоговую работу по этому произведению. Проверить степень усвоения детьми нового материала.
Самостоятельная работа.
Задание №1.
Первый вариант пишет все о символе, приводит их примеры. Второй пишет всё об аллегории, и в каких жанрах она чаще употребляется и почему.
Задание №2.
Это задание для 2-х вариантов.
Докажите, что данный рассказ можно назвать притчей.
Дети работают до конца урока.
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение на тему, «Какой урок я получил после
прочтения рассказа «Неразменный рубль» Н.С. Лескова».
Дочитать повесть «Барышня и крестьянка» стр. 139-149.
Очень важно отметить, что на каждом уроке литературы дети обязательно
должны работать в своих тетрадях, так как это дисциплинирует,
сосредотачивает внимание и приводит в систему всё изученное.
После каждого изученного произведения проводить письменные работы, как
контрольного характера, так и творческого.
ВЫВОД ПО ПАРАГРАФУ.
Подобная организация данных уроков позволила развить следующие умения:
- Умение выразительно читать.
- Уметь пересказывать отдельные главы, статьи о биографии писателя.
- Умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, излагать своё отношение к произведению.
- Уметь сопоставлять тексты сходных по теме и жанру.
- Умение видеть в тексте авторские выразительные средства.
- Владеть навыками, строить композиционные схемы.
- Владеть первоначальными навыками, составлять литературный портрет (портрет, действия и поступки, речь, взаимоотношения с другими героями), уметь мотивировать поступки героев, видеть эволюцию их характеров.
Такая организация уроков даёт представление учащимся о символе,
аллегории, притче, реализме, романтизме, об общей композиции рассказа,
об особенностях творчества Н.С. Лескова и о его биографии.
Также благодаря подобной организации уроков детям даётся представление о нравственных аспектах: не тратить свою жизнь впустую, помогать людям, не быть равнодушным к несчастью других, быть полезным обществу, не становиться жадным и мелочным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В процессе работы мы исследовали литературу, посмотрели методические рекомендации, но не в одной из них нет разработанных рекомендаций к урокам по изучению рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль». Это ещё раз подчёркивает актуальность данной работы.

Были выявлены особенности читателя-школьника 5-го класса.
В этой работе мы определили место и значение Н.С.Лескова в школьной программе, выяснили традиции и особенности творчества этого писателя, проанализировали рассказ «Неразменный рубль» и разработали систему уроков по данному произведению.
В ходе занятий учащиеся получили не только знания о реализме, символе, аллегории, притче и особенностях творчества. Но и закрепили такие умения, как: выразительно читать текст, пересказывать отдельные главы, статьи о биографии писателя, аргументировано отвечать на вопросы, видеть языковые средства в произведении, определять характер героя и его эволюцию, писать сочинения на заданную тему и т.д.
Благодаря данной системе уроков учащиеся постигают нравственные аспекты: истинное человеческое счастье, смысл жизни по Лескову заключается в том, что бы быть полезным людям, служить добродетели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Программа литературного образования
(5-9 классы НОУ МУФ «РЕКОРД»)
составители:
5-6 классы - к.ф.н. Кузнецова Н.И.
к.ф.н. Мещерякова М.И.
7-9 классы - к.п.н. Кутейникова Н.Е.
2. Программа по литературе 5-9 классы,
составитель - д.ф.н. Б.А.Ланин. — М,, РИНО,1999г.
3. Программа по литературе 10-11 классы,
составитель Ю.И. Лысый. — М., 2001г.
4. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И.
Русская литература: Хрестоматия 5 класс в 2-х частях — М.,1998г.


Категория: Разное | Добавил: esengolova
Просмотров: 8108 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог