Не секрет, что любой учитель задумывается над тем, как сделать урок интересным, как добиться того, чтобы занятие не превращалось в «театр одного актера», как привлечь к разговору каждого. Уроки литературы в старших классах – это уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии, беседы, диспуты и т.д. И все же при кажущемся разнообразии форм многие учащиеся предпочитают пассивное участие – послушать, отсидеться или вставить односложную реплику. Ребятам порой бывает трудно преодолеть страх ошибиться, сказать что-то не то, выглядеть глупо в глазах одноклассников. Именно поэтому работа в малых группах на уроке литературы позволяет каждому ученику активно включиться в процесс усвоения учебного материала. Она является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности. Групповая работа учит сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и ответственность, слушать других, убеждать других и, наконец, отвечать за себя. Есть здесь и свои правила: говори спокойно, только по делу; не перебивай; возражая или соглашаясь, смотри на собеседника; обращайся к товарищу только по имени. Согласитесь, все это пригодится старшекласснику во взрослой самостоятельной жизни… А на уроке это поможет учащимся лучше усвоить учебный материал и сделает занятие интересным и запоминающимся!
Работу в малых группах я использовала, например, на уроке литературы в 10 классе по теме «Смерть Е.В.Базарова – итог его жизненного пути» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Урок был построен на анализе текста 27 главы романа и знакомстве учащихся с оценкой критиков, по-разному интерпретирующих смерть Базарова. Эта работа должна была подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
На мой взгляд, цель использования работы в малых группах в данном случае такова:
- Рассмотрение разных аспектов решаемой проблемы (каждая группа работает над одной из проблем общей темы);
- Обмен знаниями и разными способами действий учащихся в группе.
Один из способов деления учащихся на группы – это методика «Градусник»: «Для вас Евгений Базаров – персонаж положительный или отрицательный? Скорее положительный? Скорее отрицательный?» Каждому ученику предлагается определиться и занять место на шкале «градусника» - от полюса «положительный» к полюсу «отрицательный». Затем разбить детей на 5 групп. Ребята занимают место за столами, расставленными по кругу.
Для включения в работу всех членов группы необходимо распределить роли в каждой группе, которые описаны на карточках: организатор группы, протоколист, оратор, «хранитель времени» и «хранитель материалов» в одном лице, контролер. Старшеклассники вполне могут с этим справиться самостоятельно.
Каждая группа получает конкретное задание и план работы над проблемным вопросом:
- поиск цитат;
- комментарии к цитатам;
- обобщение, вывод;
- познакомить другие группы с материалом своих наблюдений (выступление оратора).
1 группа. Эпизоду умирания Базарова предшествуют «знаки» приближающейся смерти. Какие? (Работа с текстом 27 главы романа)
(Цитаты из романа: «лихорадка работы с него соскочила», «тоскливая скука», «глухое беспокойство», «странная усталость»)
2 группа. Каково отношение народа к Базарову и каков его вывод о своей «нужности» для России? (Работа с текстом 27 главы романа)
(Цитаты из романа: Мужики: «барин», «разве он что понимает?», «он был в из глазах все-таки чем-то вроде шута горохового»;
Базаров: «Я нужен России...Нет, видно, не нужен»)
3 группа. Каким вам представляется Базаров перед лицом смерти – остался прежним или изменился? Найдите доказательства, что умирает Базаров как романтик. (Работа с текстом 27 главы)
(Цитаты из романа: «Дуньте на умирающую лампаду. И пусть она погаснет...», «Я любил вас! Какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая!»)
4 группа. Каким вам представляется Базаров перед лицом смерти – остался прежним или изменился? Найдите доказательства, что умирает Базаров как нигилист. (Работа с текстом 27 главы)
(Цитаты из романа: «Вот посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!»)
5 группа. Какие качества Базарова проявились в эпизоде «Базаров перед лицом смерти»? (Работа с текстом 27 главы романа)
(Цитаты из романа:
-мужество: «Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить», «я не ожидал, что так скоро умру», «завтра мой мозг в отставку подает»;
- сила воли: «Не хочу бредить,- шептал он, сжимая кулаки,- что за вздор!»
- убежденный материалист: «Ведь и беспамятных причащают»
- жалость и любовь к родителям: «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как она, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»
- любовь к Одинцовой: «Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате!»)
После обсуждений (на них отводится 5 мин.) и выступлений по своей проблеме каждая группа получает задание – познакомиться с мнением одного из критиков (Д.И.Писарев, Н.Н.Страхов, М.В.Авдеев, М.Еремин, М.А.Антонович), по-разному интерпретирующих смерть Базарова, и изложить его точку зрения.
План работы над выдержками из критических статей:
- знакомство с материалом;
- изложить точку зрения критика по данному вопросу;
- выслушать ораторов из других групп;
- высказать мнение группы на наиболее правомерную точку зрения одного из критиков.
1 группа. Выдержки из критической статьи Д.И.Писарева («Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить -- это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, -- все равно что сделать великий подвиг…».)
2 группа. Выдержки из критической статьи Н.Н.Страхова («Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление. До самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия. Он сломлен, но не побежден».)
3 группа. Выдержки из критической статьи М.В.Авдеева («Базаров умер вследствие случайности… Эта случайность могла быть преднамеренно придумана правдивым автором, который сознавал невозможность описывать мощного общественного деятеля в то время…»)
4 группа. Выдержки из критической статьи М.Еремина (: «…роковое решение возникло от предельного помрачения души, но в ней ещё мерцали отсветы детской любви к отцу с матерью. Жалеючи их, он и придумал такую смерть: обычное, так сказать, открытое самоубийство было бы для них ударом слишком жестоким и даже, может быть, непереносимым»).
5 группа. Выдержки из критической статьи М.А.Антоновича («По-видимому, г. Тургенев хотел изобразить в своем герое, как говорится, демоническую или байроническую натуру, что-то вроде Гамлета…Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже перед смертью…»).
Затем группа, выслушав все выступления, должна высказаться: Какая точка зрения представляется для группы наиболее правомерной?
Оценку работы группы в целом дает оратор, а каждого ученика - контролёр.
Отметка за урок ставится на основании этих оценок и после изучения учителем записей (цитат по своему вопросу) каждой группы.
Безусловно, использование методики работы в малых группах позволяет сделать урок интересным, а изучение материала более эффективным.
|