УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
Эта форма уже была предложена мною впервые в 2011-2012 учебном году. Она опробована на разном материале: романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", на романе- эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", повести М. А. Булгакова "Собачье сердце".
Домашнее задание к уроку
1. Приготовить монолог от лица одного из действующих лиц прочитанного учащимися произведения (нужно подробно рассказать о себе: о своем образе, происхождении, образовании, о своих занятиях, жизненной позиции, особенностях характера).
2. Обдумать, какие вопросы можно задать этому и другим действующим лицам произведения. Вопросы могут быть самые разные.
Ход урока
Учащийся, исполняющий роль какого-либо литературного героя, произносит монолог от его имени. После этого все остальные учащиеся задают ему вопросы, которые они приготовили дома. Данный элемент можно обыграть, назвавшись представителем любого органа печати, телевидения, а также можно представиться любым литературным героем из этого произведения. Правда, вопросы от имени этого персонажа должны быть хорошо подуманы (здесь нужно иметь в виду, в каких отношениях находится этот спрашивающий с героем пресс-конференции).
Уроки "презентации литературного героя", с моей точки зрения, очень нужны:
1. Они повышают интерес учащихся к изучаемому произведению.
2. Способствуют развитию устной речи и творческих способностей учеников.
3. Увеличивают активность учащихся, вовлекая их в процесс анализа произведения.
4. Дают учителю возможность понять, насколько учащиеся поняли и осмыслили данное произведение.
Вопросы, заданные Павлу Петровичу Кирсанову, Евгению Васильевичу Базарову и Аркадию Николаевичу Кирсанову на уроке при разборе романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Е. В. Базарову:
• Расскажите о Вашей учебе в университете? На какие средства Вы существовали?
• Как Вы пришли к своей теории? Кто был Вашим учителем в формировании нигилистических взглядов?
• Почему Вы так пренебрежительно относитесь к Ситникову и Кукшиной? Вы говорите о них: "Эти олухи нам нужны. Не богам же горшки обжигать?" Вы считаете себя Богом?
• Почему Вы не можете открыто сказать родителям, что Вы любите их?
• Как изменилось Ваше мировосприятие после того как Вы поняли, что любите Анну Сергеевну Одинцову?
• Зачем Вы решили соблазнить Фенечку?
• Изменилось ли Ваше отношение к Павлу Петровичу после дуэли?
• Вспомните свой последний разговор с мужиками в деревне. Как Вы думаете, почему Вы не понимаете мужиков, а мужики - Вас?
• Нужны ли Вы России в современных Вам условиях?
П.П. Кирсанову:
• Почему при встрече с Базаровым Вы, воспитанный человек, не подали ему руку?
• За что вы возненавидели Базарова? Почему Вам так хотелось "схватки" с ним?
• Каково было Ваше отношение к Фенечке после увиденной Вами сцены в саду между ней и Базаровым?
• Изменилось ли ваше отношение к Базарову после дуэли?
• Почему после женитьбы сына и отца Кирсановых Вы уехали в Европу?
• Как изменилось Ваше отношение к связи Вашего Брата с Фенечкой?
• Какова Ваша реакция на смерть Базарова?
А.Н. Кирсанову:
• При каких обстоятельствах Вы познакомились с Базаровым?
• Какие качества в Базарове Вам нравятся и какие не не нравятся?
• Как Вы объясняете тот факт, что по приезде в Марьино Вы ничего не делали, в то время как Базаров был постоянно в работе?
• Изменилось ли Ваше отношение к отцу по возвращении из университета?
• Как Вы относитесь к Фенечке и сводному брату Мите?
• Когда Вы заметили изменения в Базарове? Удивили ли они Вас?
• Вы все время находитесь по чьим-либо влиянием: Базарова, Кати. Вы несамостоятельный человек?
• Жалеете ли Вы, что расстались с Базаровым?
• Считаете ли Вы, что смерть Базарова - роковая случайность?
В конце урока можно предложить учащимся письменные работы:
"Мои впечатления от презентации героев романа "Отцы и дети"
"Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю?"
|