Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Великий и могучий русский язык» «Правильно ли мы говорим?»
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей, желающих привлечь внимание студентов (обучающихся) к умению говорить ярко, образно, точно и правильно излагать свои мысли. Это необходимо студентам, плохо владеющим русским литературным языком, особенно для изучающих русский язык как неродной. Материал рассчитан на средний уровень подготовки студентов и основан на материале повседневного общения. Возможно проведение на кураторском (классном) часе, на занятии.
Оборудование: 1. Красочный плакат с высказываниями о богатстве и выразительности русского языка; 2. Запись упражнения (презентация); 3. Оборудование для демонстрации презентации; 4. Презентация «Правильно ли мы говорим?»; 5. Аудиозапись
Цели: сформировать умение правильного употребления лексических единиц, познакомить с орфоэпическими нормами русского языка; воспитывать уважение и любовь к русскому языку как государственному языку РФ и языку межнационального общения.
Ход занятия (мероприятия): Вступительное слово преподавателя. Слайды №1, 2
Слайд № 3 Студентка - ведущая Классики русской литературы не раз подчеркивали огромное значение русского языка, русского слова для народа, просвещения, развития общества. Обратите внимание на слова М.А.Шолохова. Как метко подметил писатель! Всем нам известное высказывание И.С.Тургенева настолько емко выражает значение русского языка, что и добавить нечего. Порой мы не задумываемся над тем, правильно ли мы говорим. А ведь язык – средство общения, и говорим мы для того, чтобы нас поняли. Но иногда случается обратное, и наши собеседники задумываются в недоумении: «О чем он говорит?» Нередко наша речь вызывает смех слушателей. Почему так происходит? Можно оправдаться тем, что русский язык для меня не родной, а язык межнационального общения. Да, это так. Но вы, будущие юристы, пришли в колледж, чтобы получить образование, а затем работать по избранной специальности. Для юриста умение ярко, точно и правильно излагать свои мысли устно или письменно очень важно. Поэтому сегодня мы уделим немного внимания правильности употребления некоторых слов, нормам орфоэпии.
Слайд № 4 Студент - ведущий Из чего складывается умение говорить правильно, убедительно? Во-первых, есть одно очень хорошее изречение: «Когда суть дела продумана заранее, то слова приходят сами собой». То есть нужно ПРОДУМАТЬ то, что вы хотите донести до слушателей. Во-вторых, нужно знать, какими словами можно выразить эту мысль. Ведь вы знаете, что в русском языке существует множество стилей с присущим только им словарным запасом: язык художественной литературы, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный стили. В-третьих, необходимо знание орфоэпических норм языка (т.е. правильное произношение слов). Можно порекомендовать орфоэпические словари русского языка.
Слайд № 5 Преподаватель Нужно четко произносить звуки, т.е. нужно иметь хорошую дикцию. Если вы не выговариваете какой-либо звук, то необходимо обратиться к логопеду, который поможет в решении этой проблемы. Для развития и тренировки можно повторять различные скороговорки, например: 1. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола. 2. От топота копыт пыль по полю летит.
Слайд № 6 Преподаватель Нужно знать правила литературного произношения (нормы орфоэпии). Например, мы говорим [што], а не [что], [вада], а не [вода], клу[п], а не клуб, кро[ф], а не кро [в]. Есть много правил произношения, давайте разберем лишь некоторые из них: 1. Сочетание ЧН можно произносить в 3-х различных вариантах: ЧН – яблочный, фабричный, проточный, различный. ШН – конечно, скучно, нарочно, яичница. ЧН/ШН - молочный, булочная.
Слайд № 7 Преподаватель Посмотрите на слайд, здесь записаны примеры, давайте прочтем их вместе: 1. Произносите ЧН как [ЧН]: прилично, отлично, точный, коричневый, стрелочник, порядочный, фабричный. 2. [ШН]: скучно, конечно, прачечная, скворечник, Ильинична.
Есть еще правила, касающиеся твердого или мягкого произношения. Как говорим слова шинель, академия, текст?
Слайд № 8 Произнесите твердый звук перед Е: бутерброд, гантели, детектив, индекс, диспансер, кафе, партер, свитер, термос, шоссе.
Слайд № 9 Произнесите мягкий звук перед Е: Гипотеза, интеллект, консервы, кофе, музей, рельс, сервант, фанера, шинель.
Слайд № 10 Студентка - ведущая Еще одна ошибка, довольно часто встречающаяся, это неправильная постановка ударения в словах. Посмотрите на слайд. Записаны слова, вызывающие затруднения. Прочтите их, правильно определив ударный звук. Километр, положить, звонит, понял, поняла, сантиметр, ходатайствовать, средства, шофер, дефис, договор.
Слайд № 11 Студент - ведущий Часто допускаем ошибки, связанные с незнанием значения слова. А ведь смысловая точность речи – одно из главных условий, обеспечивающих практическую и правовую ценность делового документа. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толковать ту или иную фразу. Это затрудняет понимание текста. В русском языке есть слова, близкие по звучанию, различающиеся значением: Вдохнуть – вздохнуть, Гарантийный – гарантированный Поместить – разместить и др.
Слайд № 12 Студентка - ведущая Подробнее разберем значение и употребление двух слов: Командированный и командировочный. Командированный – «лицо, посланное со служебным поручением в командировку». Например: Я поселился в маленьком уютном доме для командированных. Командировочный – «предметы, вещи, обстоятельства, связанные с понятием «командировка». Например: командировочное удостоверение, получить командировочные. Найдите ошибки в употреблении слов. 1. В гостинице быстрый, по-городскому одетый человек посмотрел на ее удостоверение и сказал: «Надя, проводите командировочную». 2. Военнослужащим, инвалидам Великой Отечественной войны, командировочным билеты предоставляются вне общей очереди.
Слайд № 13 Преподаватель Очень часто делают ошибки в употреблении глаголов представить и предоставить. Эти глаголы не должны употребляться один вместо другого. Вместо точек вставьте подходящее слово: 1. Прошу ……. Квартиру (автобус, слово, должность). 2. Требуемые документы (списки, доказательства) были ….. в срок.
Слайд № 14 Часто мы не знаем, как правильно употребить слова заплатить, оплатить, уплатить. Значение у них одно – «внести плату». Слово «оплатить» не нуждается в предлоге «за»: оплатить за проезд. Оплатить – речь уже идет о предварительном денежном возмещении расходов.
Слайд № 15 Студент - ведущий Нередко на полях тетрадей школьных сочинений учителя писали слова «повтор», «тавтология». Что же это такое? Так называют неоправданное повторение однокоренных слов в соседних предложениях. Такие вот «перлы» затрудняют восприятие речи: Польза от использования навесных агрегатов… Следует учитывать следующие факты… Данное явление полностью проявляется в условиях… Еще одна типичная ошибка. Это «переизбыток» - частичное совпадение значений слов, образующих словосочетание: памятный сувенир, передовой авангард, совместное сотрудничество; необходимо взаимно помогать друг другу, своя автобиография и др.
Слайд № 16 Преподаватель В заключение нашей беседы проведем небольшой орфоэпический диктант. На слайде вы видите несколько слов. Их надо записать, обозначив ударение.
Слайд № 17 Проверьте, пожалуйста, свои ответы.
Слайд № 18 Грамотная речь – показатель образованного человека, высококвалифицированного специалиста. Необходимо постоянно работать над собой, и в этом помогут учебники, справочники, пособия.
|