Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока.
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как никогда. Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой, высокообразованной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к политической, экономической, культурной, информационной интеграции. Школьные учителя часто сталкиваются с проблемой, когда учащиеся не могут использовать знания по другим предметам, что порождает серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Подобные уроки предоставляют огромные возможности для интеллектуального творчества, овладения сложным материалом, развития мышления. На них учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, по-иному осмысливая события. Также здесь имеется возможность для синтеза знаний. Все это заставляет учащихся думать, анализировать, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.
Большой простор для творчества представляют предметы гуманитарного цикла. На наш взгляд, особенно тесно взаимосвязаны такие предметы, как русская литература и история нашего государства. Литературные произведения, такие как стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова, роман-эпопея «Война и мир» и рассказ «После бала» Л.Н.Толстого, поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина и многие другие отражают исторические реалии, и их просто необходимо изучать в контексте определенной исторической эпохи, что легко позволяет сделать интегрированный урок.
Именно таким образом мы изучали «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Целью урока было определить отношение к Крымской войне, сравнивая исторические источники и литературное произведение, увидеть, насколько объективен и достоверен был писатель, изображая данные события. Проблемный вопрос был сформулирован учащимися: почему война – это самое страшное зло и в ней нет ни победителей, ни побежденных?
В рамках данного урока учитель истории организовал работу с группой детей, которые подготовили проект о Крымской войне» 1853 года, внешней политике царя Николая I, состоянии русской армии на тот момент, взятии Севастополя и причинах поражения в этой войне.
Безусловно, имея такой обширный исторический материал, дети, анализируя литературное произведение, делали более глубокие выводы, проникая в замысел автора - непосредственного участника этих событий.
На уроке активно использовалась работа в группах, осуществлялась связь с другими видами искусства, такими как живопись, кинематограф, были разные виды заданий: сообщения, ответы на вопросы, таблица, выразительное чтение, чтение наизусть.
Еще один интегрированный урок был проведен на тему «Образ Петра I в романе А.Толстого и в истории». Целью урока было определить отношение к Петру I как к исторической личности и художественному образу, определить его роль в развитии государства российского, обсудить роль личности в истории. Главные вопросы, над которым размышляют учащиеся: как решается проблема между народом и властью, можно ли уничтожить «варварство варварскими средствами». В результате сопоставления литературного произведения и исторических данных они приходят к выводу, что даже самые прогрессивные преобразования не должны осуществляться через насилие над народом. Этот урок позволил школьникам на историческом материале и художественном тексте увидеть и услышать живых людей той далекой поры, проникнуться атмосферой петровского времени, почувствовать весь трагизм судьбы простых людей.
Готовясь к интегрированным урокам, педагог обязательно курирует учащихся при выполнении опережающего домашнего задания, учителя также должны тесно взаимодействовать между собой. Такое занятие должно быть актуальным, содержать проблему, подразумевать метапредметные связи. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Подобные уроки развивают эрудицию учеников, учат находить и обрабатывать информацию, формируют навыки критического рассмотрения и получения полученной информации, умения вступать в дискуссию, увлекают, позволяют глубже вникнуть в суть вещей и рассмотреть ту или иную тему более детально. Интегрированные уроки полезны не только учащимся, но и педагогам, так как при подготовке они обмениваются знаниями, опытом, методическими наработками.
Практика показала, что интеграция плодотворна и, безусловно, есть хорошие перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.
|