Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении учащихся, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации №1-ФЗ от 08.01.1997 г.
«1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.
2. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию….»
В Вечерней (сменной) школе № 7 обучаются учащиеся-осужденные, с накопленным определенным жизненным опытом, со сложившимся типом мышления, навыками умственной деятельности. У некоторых имеются неверные представления и рассуждения в области морали, права, правил общежития. Вновь прибывшие в школу психологически не готовы к обучению. Учащиеся имеют длительный перерыв в учебе, слабую мотивацию, а в некоторых случаях вообще негативно относятся к занятиям в школе.
Поэтому для разработки оптимальных учебных режимов, форм учебных занятий и методов обучения необходимо знать возможности обучаемых, учитывать разновозрастной состав учащихся, различие характеров и судеб.
Специфика вечерней школы вынуждает работать педагогов одновременно в нескольких направлениях: серьезно заниматься психолого-педагогической реабилитацией, учить, воспитывать, перевоспитывать.
Не секрет, что предметы филологического цикла всегда были сложными предметами для изучения. Часть учащихся нашей школы обладают слабой памятью, читают по слогам, не могут устанавливать причинно-следственные связи, а некоторые безграмотны. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику учиться, преодолевая трудности.
Для этого учитель дифференцированно подбирает материалы к урокам. В начале урока формируется установка на успех: все должно получиться, если постараться. Снимается эмоциональное напряжение.
Особую важность в таком плане приобретает необходимость прописывать задачи взаимодействия с учеником: обучение новой теме, инструктирование, проверка выполнения заданий и умений, консультация, помощь в организации индивидуальной работы, формирование общеучебных умений, организация взаимодействия учащихся и т.п. Для каждого учащегося в этой ситуации из методической копилки учителя собирается свой пакет заданий, материалов для изучения, инструкций и алгоритмов для выполнения заданий.
Свои занятия я планирую так, чтобы воздействовать на все виды памяти учащихся. Например, на уроках немецкого языка при изучении новых слов, предлагаю ученикам прочитать про себя, после читаем вслух и записываем в тетрадь.
Для лучшего усвоения материала применяю информационные технологии: видеофрагменты, компьютерные тренажеры, обучающие фильмы и презентации.
В подготовке к урокам русского языка и литературы, а также немецкого языка использую разноуровневую дифференциацию личностно-ориентированного обучения, т.е. стараюсь подобрать учащимся задания трех уровней сложности. Тем самым даю возможность каждому ученику, исходя из своих способностей, выбрать то или иное задание и получить соответствующую оценку. Часто на уроках царит атмосфера соревнования, кто лучше выполнит.
При оценивании устного ответа стараюсь обращать внимание только на положительные моменты с акцентом на то, что нужно исправить.
Преподавание русского языка, основанное лишь на материале учебника, является малоэффективным, так как многие не владеют должным уровнем техники чтения и не способны воспринимать учебный материал в такой форме. В связи с этим мной были разработаны карточки – информаторы, которые служат помощником при выполнении письменной работы. В данной карточке представлен готовый минимальный теоретический материал, особенно так необходимый для обучающихся с пробелами в знаниях. (Приложение 1).
Также теоретический материал воспринимается учащимися лучше, если его преподнести, используя презентацию с иллюстрациями. Ребята с удовольствием выполняю задания занимательного характера.
Для уроков литературы составляю буклеты, в которых содержится фактический и конкретный материал для изучения темы. Чаще всего в них представлены произведения большого объема. Итогом работы с буклетом служит зачет, проводимый в виде устного опроса или теста. Более сильным ученикам в буклете предлагается задание: написать сочинение-рассуждение. (Приложение 2). Большой интерес у учащихся вызывает зачет в формате онлайн – тестирования (MyTestX), где по окончанию работы ребята сразу же видят результат, оценку и допущенные ошибки.
Использование буклетов на уроках немецкого языка также дает свои результаты. Здесь ученикам предлагается как лексический, так и грамматический материал с интересными заданиями и наглядностями. Например, учащимся предлагается составить «семейное древо», разгадать кроссворд по теме, найти соответствия. Все это способствует активации познавательной деятельности и прививает интерес к предмету. (Приложение 3).
Таким образом, готовясь к урокам, я всегда стараюсь так подобрать к ним материал и формы работы, чтобы обеспечить мысленную деятельность каждого ученика каждую минуту. Пытаюсь предугадывать моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю методы её стимуляции, путем внесения в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, азартного, веселого.
|