Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Статьи


Статья "Рекомендации по планированию учебных занятий предметов филологического цикла в вечерней школе пенитенциарного типа"

СКАЧАТЬ (6.49 Mb) 01.03.2018, 14:17
Чапанова Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы, немецкого языка, Вечерняя (сменная) школа №7 города Ульяновска

Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении учащихся, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации №1-ФЗ  от 08.01.1997 г.

«1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

2. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию….»

В Вечерней (сменной)  школе № 7  обучаются учащиеся-осужденные, с накопленным определенным жизненным опытом, со сложившимся типом мышле­ния, навыками умственной деятельности. У некоторых имеются неверные пред­ставления и рассуждения  в области морали, права, правил общежития.  Вновь  прибывшие в школу психологически  не  готовы к обучению.  Учащиеся имеют длительный перерыв в учебе,  слабую  мотивацию, а в некоторых случаях вообще негативно относятся к занятиям в школе.

Поэтому для разработки оптимальных учебных режимов, форм учебных занятий и методов обучения необходимо знать возможности обучаемых, учитывать разновозрастной состав учащихся, различие характеров и судеб.

Специфика вечерней школы вынуждает работать педагогов одновременно в нескольких направлениях: серьезно заниматься психолого-педагогической реабилитацией, учить, воспитывать, перевоспитывать.

Не секрет, что  предметы филологического цикла  всегда были сложными предметами  для изучения. Часть учащихся  нашей школы обладают слабой памятью,  читают по слогам,  не могут устанавливать причинно-следственные связи, а некоторые безграмотны. Поэтому  задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику  учиться, преодолевая трудности.

 Для этого учитель дифференцированно подбирает материалы к урокам.  В начале урока формируется установка на успех: все должно получиться, если постараться. Снимается эмоциональное напряжение.

Особую важность в таком плане приобретает необходимость прописывать задачи взаимодействия с учеником: обучение новой теме, инструктирование, проверка выполнения заданий и умений, консультация, помощь в организации индивидуальной работы, формирование общеучебных умений, организация взаимодействия учащихся и т.п. Для каждого учащегося в этой ситуации из методической копилки  учителя собирается свой пакет заданий, материалов для изучения, инструкций  и алгоритмов для выполнения заданий.

Свои занятия я планирую так, чтобы воздействовать на все виды памяти учащихся.  Например, на уроках немецкого языка при изучении новых слов,  предлагаю  ученикам прочитать про себя,  после читаем вслух  и записываем в тетрадь.

Для лучшего усвоения материала  применяю информационные технологии: видеофрагменты, компьютерные тренажеры, обучающие фильмы и презентации.

В подготовке к урокам русского языка и литературы, а также немецкого языка использую разноуровневую дифференциацию  личностно-ориентированного обучения, т.е.  стараюсь подобрать учащимся задания  трех  уровней сложности. Тем самым даю возможность каждому ученику, исходя из своих способностей,  выбрать  то или иное задание и получить соответствующую  оценку. Часто на уроках царит атмосфера соревнования, кто лучше выполнит.

При  оценивании устного ответа  стараюсь обращать внимание только на положительные моменты с акцентом на то, что нужно исправить.  

Преподавание русского языка, основанное лишь на материале учебника,  является малоэффективным, так как многие не владеют должным уровнем техники чтения и  не способны воспринимать учебный материал в такой форме. В связи с этим мной были разработаны карточки – информаторы, которые служат помощником  при выполнении письменной работы.  В данной карточке   представлен готовый минимальный теоретический материал, особенно так необходимый для обучающихся с пробелами в знаниях. (Приложение 1).

Также теоретический материал  воспринимается учащимися лучше, если его преподнести, используя презентацию с иллюстрациями. Ребята с удовольствием выполняю задания занимательного характера.

Для уроков литературы составляю буклеты, в которых содержится фактический и конкретный материал  для изучения темы. Чаще всего в них представлены произведения большого объема. Итогом работы с буклетом  служит  зачет, проводимый в виде устного опроса или теста. Более  сильным ученикам  в буклете предлагается задание:  написать сочинение-рассуждение. (Приложение 2).  Большой интерес у учащихся вызывает зачет в формате онлайн – тестирования (MyTestX), где по окончанию работы ребята сразу же видят результат, оценку и допущенные ошибки.  

Использование буклетов на уроках немецкого языка также дает свои результаты.  Здесь ученикам предлагается как лексический, так и грамматический материал с интересными заданиями и наглядностями.  Например, учащимся предлагается составить «семейное древо», разгадать кроссворд по теме, найти соответствия. Все это способствует активации познавательной деятельности и прививает интерес к предмету. (Приложение 3).

Таким образом, готовясь к урокам, я всегда стараюсь так подобрать к ним материал и формы работы, чтобы обеспечить мысленную деятельность каждого ученика каждую минуту. Пытаюсь предугадывать моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю методы её стимуляции, путем внесения в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, азартного, веселого.
 



















Категория: Статьи | Добавил: NATALYACHAPANOVA | Теги: немецкий язык, Вечерняя школа, литература, опыт работы, руссский язык
Просмотров: 1360 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог